Новая техника циркам
С созданием системы государственных цирков на смену ярмарочным балаганам пришли передвижные цирки. Это были все же разнотипные громоздкие и дорогостоящие сооружения.
Они требовали большого количества рабочей силы для их сборки и разборки. Особой сложностью и большим недостатком таких цирков являлась их транспортировка. С места стоянки для погрузки на железнодорожные платформы конструкции цирка перевозились на лошадях и волах, затем транспортировались по железной дороге и опять на лошадях и волах доставлялись от железнодорожной станции до места стоянки цирка. За один переезд неоднократно производилась погрузка и разгрузка, это приводило к поломкам и преждевременному износу конструкций цирка. Разрыв между закрытием цирка и открытием его в другом городе, связанный с переездом, составлял 12-15 дней, а иногда и больше.
В настоящее время передвижные цирки оснащены более удобными однотипными конструкциями, которые быстро собираются и разбираются. Но и они не лишены недостатков. Транспортировка производится на более дешевом, удобном и быстром виде транспорта — автомобильном.
Вместо тесных и неудобных «ящиков» и «контейнеров» гримировочные артистов теперь расположены в светлых, комфортабельных автовагончиках-гримуборных, в которых артисты могут готовиться к выступлению и отдыхать после работы. В ближайшее время в комплект оборудования цирка войдут передвижная душевая комната и калориферная установка, которая даст возможность функционировать цирку при любых климатических условиях.
В настоящее время изменился и облик передвижных зооцирков. Звери переселились из тесных «клетушек» в просторные светлые и удобные автовагончики-зооклетки. Это дало возможность зооцирку избавиться от ненужного подсобного имущества (щиты, транспортные клетки и др.), а главное — пользоваться при переездах автотранспортом и обслуживать отдаленные населенные пункты. Улучшились условия и для обозрения посетителями животных, так как клетки приподняты от земли на расстояние больше одного метра.
В распоряжение работников зооцирка предоставлен вагончик — «красный уголок». Здесь они могут культурно провести свой досуг, почитать газеты и журналы, поиграть в настольные игры. В недалеком будущем зооцирки будут иметь автовагончики для жилья обслуживающего персонала, автовагончик-душевую и другие.
Дорогостоящие теплолюбивые животные (обезьяны, удавы, бегемоты и другие) получат большие комфортабельные зооклетки, а белые медведи —автовагончики с бассейном, сделанным из оргстекла, в котором зрители могут обозревать купание и ловлю рыбы этими забавными, но хищными животными. В ближайшее время все передвижные цирки и зооцирки будут переведены на автотранспорт. Это позволит улучшить культурное обслуживание населения отдаленных промышленных и сельских районов страны.
В настоящее время из 14 передвижных цирков и 13 зооцирков — 7 цирков (а к началу 1963 г. будет 10) и 9 зооцирков переведены на автотягу. Однако есть еще много недостатков в использовании имеющегося автотранспорта. Работники отдела эксплуатации и формирования назначают этим циркам такие маршруты, что им приходится перевозить имущество цирка и автотранспорт по железной дороге. Например, передвижной цирк № 5 из Тамбова был направлен в Новороссийск, а передвижной цирк № 13 — из Кишинева в Казань. Это привело к непредвиденным затратам государственных средств на железнодорожный транспорт.
Подобных примеров непродуманного подхода к составлению маршрутов передвижных цирков можно привести несколько.
Работникам отдела эксплуатации и формирования следует учитывать, что передвижные предприятия получили новую технику, которую следует использовать рационально в пределах ее возможностей.
Н. ЗАХАРОВ, инженер отдела строительства Союзгосцирка
Журнал Советский цирк. Январь 1963 г.
оставить комментарий