Новое пополнение. 44-й выпуск ГУЦЭИ - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Новое пополнение. 44-й выпуск ГУЦЭИ

И снова заиграла музыка и начался традиционный обряд: выпускники дарят цветы своим педагогам... торжественное шествие по манежу... аплодисменты... Государственное училище циркового и эстрадного искусства прощается с выпускниками.

Сегодня, когда огромные стационарные цирки выросли и растут еще и еще во множестве городов, когда международные культурные связи ширятся изо дня в день, проблема подготовки артистических кадров приобретает особую остроту.

Шестьдесят артистов цирка и пятнадцать — эстрады выпускает училище ежегодно. Количество далеко не достаточное. Ни «домашняя» подготовка в артистических семьях, ни приток из художественной самодеятельности не могут восполнить нехватку. Не говоря уже о том, что наше училище — единственное в стране, сочетающее профессиональную подготовку с общеобразовательной. Начиная с пятого класса средней школы, семь лет оно растит учеников, выпуская вполне культурных молодых людей, что не всегда достигается в иных условиях.

Проблем много.

Число учащихся ограничивают размеры старого здания.

Из-за тесноты пришлось даже закрыть вечернее эстрадное отделение. Качественный уровень, артистическая одаренность выпускников далеко не однородны. Иначе и не может быть. Училище лишь раскрывает врожденные способности, дает возможность овладеть техникой того или иного жанра. Иногда рождаются выдающиеся таланты, такие, как Карандаш или Енгибаров. Порой возникают поистине великолепные новаторские номера, такие, как, например, «Галактика». Иные же только впоследствии, работая на манежах страны, сумеют создать свои яркие, оригинальные номера. А кое-кто так и не сумеет, останется в числе исполнителей- близнецов, чьи ремесленные выступления не отличить одно от другого...

Вот и в этом году выпускная программа достаточно пестра. Есть в выпускном представлении принципиально новое творение изобретательного, талантливого режиссера-педагога заслуженного артиста РСФСР Ю. Г. Мандыча. Он уже создал немало остроумно задуманных номеров с небывалой прежде аппаратурой (например, «Галактика»). Сейчас мы увидели его новую работу — групповой номер полетчиков.

До сих пор со времен Леотара все комбинации воздушных полетов, двух- и трехъярусных, выполнялись по горизонтали, между мостиком, трапецией и ловитором. Ю. Мандыч впервые создал номер вертикального полета — сверху вниз и снизу вверх.

Под куполом сооружен сложный штамберт, где два ловитора висят на подколенках с разных сторон. Много ниже — других два ловитора на раскачивающейся рамке. Из рук верхнего гимнаст летит вниз, в руки нижнего, совершая в полете сальто-мортале, и, раскачавшись вместе с ловитором, в верхней точке швунга отрывается, взмывает вверх и возвращается в руки ловитора на штамберте. Тем временем рамка взлетает в противоположную сторону, где со штамберта другой гимнаст летит вниз, в руки второго ловитора. Так взад и вперед раскачивается рамка и живым конвейером вверх и вниз летают гимнасты с обеих сторон.

Размеры учебного манежа не позволяют развернуть этот номер с полным блеском, но уже сегодня видно: вот настоящий первоклассный цирк! Номер сочетает в себе оригинальность замысла и трудность исполнения.

Порой приходится слышать сетования на то, что теперь цирк не равняется на мировые рекорды спортивной акробатики. Но рекорд — исключение, его ставят единожды, а цирковой номер нужно повторять изо дня в день, из месяца в месяц. Конечно, уровень международных спортивных достижений не может не влиять на исполнительскую технику цирка, и номер «Вертикальный полет» лишний раз показывает это. Но все-таки идти постоянно вровень с сегодняшними мировыми рекордами цирк не может, да и не должен: ведь его обаяние не только в самих трюках, но и в артистичности и изобретательности, в том, как выполняются трюки, как они «поданы».

Немало в выпускной программе способных исполнителей. Трудный своеобразный номер воздушного эквилибра, подготовленный режиссером-педагогом Л. М. Петлицким, легко и уверенно показали В. Шенфельд, А. Бондарь, А. Лукашук и О. Абрамова. Темпераментно выступила группа танц-акробатов (постановка режиссера-педагога Ф. П. Земцева и хореографа заслуженного артиста РСФСР В. А. Балдина). Следует отметить также точную, как говорят в цирке, «школьную» работу группы акробатов-вольтижеров и прежде всего Н. Николаевой (режиссер-педагог Н. Г. Денисов). Хорошее впечатление производят выпускники, выступающие в разговорном жанре. Пародийные репризы А. Диаманди и Ю. Ермаченкова удачно придуманы и хорошо поставлены режиссером-педагогом С. В. Пономаревым.

Но вот воскрешение буффонадной клоунады не удалое». Исполненный номер ме позволяет даже судить о возможностях выпускников.

Отдавая должное серьезной работе училища в области физкультурно-акробатических жанров, нельзя не отметить, что преподавание актерского мастерства требует значительно большего внимания. Это относится не только к клоунам. Акробату и жонглеру, гимнасту и дрессировщику — всем артистам необходимо быть артистами, а не механическими исполнителями трюков. Грустно видеть, как на манеже работают артисты с равнодушными, скучными лицами, в групповых номерах те, кто в данный момент свободен, поглядывают по сторонам, поправляют костюмы, — словом, ведут себя как дома. До чего они портят впечатление от номера!

И гимнастам, и акробатам, и представителям других жанров циркового искусства, в отличие от участников спортивных соревнований, нужна актерская выразительность.

Общение между партнерами номера выражает его человеческое содержание: азарт соревнования, восхищение партнершей, упоение процессом победы над законом земного притяжения. У каждого номера своя драматургия — в этом заключается то, что называют «подачей» номера.

Конечно, мы видели всего-навсегда ученическую работу и, если иные выпускники пока еще не обладают яркой выразительностью, мастерским умением общаться на манеже, это не беда. Беда а том, что подобного рода задачи перед ними, как видно, и не ставятся. А этому надо учить.

И еще одно соображение в этой связи. Число цирковых жанров ограничено, и массовому зрителю, не разбирающемуся в профессиональных тонкостях, зачастую кажется, что номера в различных программах одни и те же, только исполнители меняются. Чтобы обеспечивать постоянные сборы в новых больших цирках, приходится не только часто менять программы, нужно иметь много новых ярких номеров, а их-то как раз и не хватает. Одним из способов разрешить это противоречие может быть постановка больших феерий и пантомим наподобие "Черного пирата". Они могут с успехом идти в одном и том же цирке го несколько месяцев подряд.

Очень много зависит от творческой изобретательности, оригинальности мышления режиссеров-педагогов. Этот коллектив энтузиастов — почти осс они в свое время получили здесь ме путевку на манеж — требует пополнения. Но его пока нет.

Из числа режиссеров, окончивших цирковой факультет ГИТИСа, ни один не пришел работать в училище. Не всякий артист, вышедший на пенсию, может выступать в роли учителя. Ведь надо не просто натаскать учеников, научить их копировать тот номер, с которым сам выступал прежде, а быть творцом-новатором, создателем невиданных прежде номеров, да еще обладать педагогическим даром. Такое редкостное сочетание встречается, к сожалению, не каждый день. Где же их взять, таких мастеров?

Директор училища, заслуженный деятель искусств РСФСР А. М. Волошин делится своими планами: с 1977—1978 годов к семилетнему курсу училища добавятся еще четыре года обучения в вузе на цирковом и эстрадном факультетах. Разумеется, среднее звено профессионального образования, теперешнее училище, будет работать, как и прежде. Оба учебных заведения должны обеспечить потребность страны в квалифицированных исполнительских кадрах. Здесь будут готовить артистов и для братских социалистических стран.

На обоих факультетах особое внимание будет уделено слову и актерскому мастерству. Проектируются также практикумы цирковых и эстрадных режиссеров и курсы, готовящие инженеров-изобретателей цирковой аппаратуры, инспекторов манежа и другой технический персонал. Будут построены учебный эстрадный театр, музей эстрады и цирка. Позднее, к 1990 году, готовится создание в пригородной зоне зооучебного комбината для подготовки дрессировщиков.

Проект создания такого вуза со всеми его факультетами, отделениями и курсами одобрен. Начато строительство нового учебного корпуса. Общежитие на триста человек уже готово. Намечено вскоре приступить к реконструкции старого здания, а через два годе запланировано открытие интерната.

Так должно быть. Сложное дело подготовки творческих кадров цирка и эстрады требует решения с той же основательностью и с тем же размахом, которые присущи нашему государству во всех отраслях его многогранной деятельности.


М. ТРИВАС

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Рейтинг.ru