Новоявленный «Музыкант»
Бывали ли вы в сумасшедшем доме? Если нет, то, вероятно, полное ощущение, что вы попали туда, у вас возникло бы, если бы вы посетили выставку южнокорейского «композитора»-модерниста Нам Чжуан Пейка, организованную в западногерманском городе Вуппертале.
Сразу же при входе на выставку вас ошарашила бы истекающая кровью голова быка. Подготовленные соответствующим образом, вы попали бы в вестибюль, где установлены четыре пианино. Одно из них, перевернутое, лежит на полу. Здесь вы смогли бы познакомиться с «творчеством» композитора, с его «новаторством» в области музыкальной культуры. Если бы вы нажали клавишу одного из инструментов, вы бы не услышали звука, а увидели вспыхнувшую электрическую лампочку. Зато другая клавиша «усладила» бы ваш слух резким, пронзительным звонком. Но соль «новаторства» ожидает вас дальше, когда при нажатии следующей клавиши приходит в движение старый башмак. К этому новшеству композитор, как объясняет экскурсовод выставки, пришел после долгих поисков.
Теперь кредо композитора и музыканта Пейка — в формуле, созданной им самим: «Скрежет нескольких консервных банок на асфальте ценнее, чем Девятая симфония». На этом знакомство с сумасшедшим домом для вас не закончилось бы. ...Поднимаясь по лестнице в галерею, вы вздрогнули бы от ужасающих звуков, издаваемых различными предметами, в беспорядке разбросанными у вас под ногами. В самой галерее у вас закружилась бы голова от вида различных вещей — резиновых тесемок, веревок, со звонками и камнями, металлической фольги всевозможных цветов. Все эти предметы можно привести в движение, и тогда на голову обрушится поток «новейшей музыки» — лязг, визг, скрежет, звон. После посещения этой выставки вы вправе были бы себя считать знатоком порядков в сумасшедшем доме. Правда, в буржуазном мире на эти вещи смотрят несколько иначе и называют этот бред модернистским искусством.
Журнал Советский цирк. Октябрь 1963 г.
оставить комментарий