Новые знания - новые успехи
Утром первого дня осени — 1 сентября — по всей стране звонки возвестят о начале учебного года: в классах сядут за парты школьники. Заполнят аудитории и студенты. В вузах тоже начнется учебный год: лекции, семинары, конспекты...
Но существуют вузы, где нет каждодневных лекций, нет строгой учебной дисциплины, а студенты встречаются со своими преподавателями только на консультациях, зачетах и экзаменах. Это заочные институты. В них учатся люди, уже накопившие производственный или творческий опыт.
Аудиторией служит место работы, преподавателем — учебник, а стимулом — самодисциплина и жажда новых открытий в своей уже определившейся профессии. На экзаменах такие студенты лишь проверяют прочность самостоятельно накопленных знаний. Среди заочников немало и наших артистов эстрады и цирка.
Заочная учеба — своеобразный подвиг. Время становится и другом и врагом заочника. Друг потому, что заполненное основным, повседневным трудом, оно приносит практические знания и навыки. Враг потому, что его постоянно не хватает, чтобы сесть за учебники, углубиться в науку. Подчас приходится жертвовать отдыхом, развлечениями, встречами с друзьями. Огромного труда и воли требует от человека каждый шаг к новым знаниям. А для артиста эстрады и цирка, большую часть своей жизни проводящих в пути, на гастролях, занятых днем репетицией, вечером на сцене или манеже, заочная учеба — это подвижничество вдвойне. Зато какое испытывает он великое счастье узнавания! Знания обогащают его творчество. Все мироощущение артиста, полная отдача его таланта зависит от того, сколько он знает, как умеет применить свои знания на радость и пользу людям. Особенно в молодые годы необходимо стремиться создать фундамент разносторонние знаний, расширить свой кругозор.
Некоторые рассуждают так: «Ну, зачем учиться молодому артисту, если он талантлив, признан публикой? Что еще ему прибавит история искусств или философия? Больше будет пользы, если употребить свободное время на совершенствование своего артистического мастерства». Но так могут думать только глубоко невежественные люди или забывающие о том, в какой стране мы живем, какие высокие цели преследует советский народ. Знания важны не сами по себе, знания — не самоцель, а оружие в борьбе за построение коммунистического общества. Умеет ли артист связывать каждое свое выступление с большими задачами, которые стоят перед нашим народом, — вот главное, что позволяет нам судить о его творчестве, о его таланте. «Возросшее доверие партии и народа к художнику предполагает возросшую ответственность художника перед обществом», — говорил Л. Ф. Ильичев на июньском Пленуме ЦК КПСС. Высокое доверие партии и своего народа может оправдать только артист, обладающий знаниями, помогающими ему понять задачи, поставленные перед нашим обществом, которое мы все хотим строить, как общество коммунистическое.
Во всех вузах, в том числе и заочных, с прошлого года изучается курс «Основы научного коммунизма», введены новые программы по истории КПСС, политической экономии и марксистско-ленинской философии. А, скажем, без марксистской философии нельзя выбрать верного направления в искусстве. Без философии, как без компаса, будешь бесцельно плыть по волнам, собьешься с пути. «Нам нужно, — говорит Н. С. Хрущев, — не просто усвоение знаний, а превращение их в глубокие идейные убеждения, такие убеждения, которые рождают сильные чувства, проявляются в делах, в поступках на благо народа». Именно такая идейная убежденность на основе разносторонних знаний и необходима для творчества советского артиста. А только знания, ставшие убеждениями, делают человека действительно полезным стране, людям.
Теперь поговорим о делах и поступках. Артисты эстрады и особенно цирка часто бывают за рубежом. В капиталистических странах, перед лицом наших идейных противников, они представляют весь советский народ. И они обязаны демонстрировать в зарубежных гастролях высокие моральные и нравственные качества советского человека. Каждый артист, находясь в стране капитализма, должен помнить, что утверждение коммунистической морали идет в острой борьбе с идеологией капиталистического мира. Меняет ли человек свое отношение к нравственности в зависимости от уровня знаний? Безусловно, нравственный человек, соизмеряющий свое поведение с моральным кодексом коммунизма, это прежде всего тот, кто видит и может правильно оценить последствия своих поступков. Чем глубже знания, тем больше ценит человек эти нормы. Чем он разностороннее образован, тем он обладает более высокой степенью духовной культуры, тем он лучше вооружен для борьбы за утверждение коммунистической морали.
Студенты ГУЦЭИ
«В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма», — учил В. И. Ленин. Глубокие знания и коммунистическая нравственность должны быть неразрывны. Наступило новое время — мы строим коммунизм и неучем жить просто нельзя. Поэтому появилась характерная примета нового времени: в заочные институты вступает сейчас даже большее количество молодых людей, чем в дневные. Тяга к знаниям у всех огромна. Очень трудно работать и учиться, но не учиться нельзя, невозможно. Такого мнения придерживаются наши лучшие молодые артисты. И потому, самоотверженно преодолевая трудности, артист Е. Акифьев заканчивает ГИТИС, на третий курс этого института перешел артист Б. Бреслер, в аттракционе «Борьба» А. Погребец в этом году получил диплом, продолжает учиться в институте О. Белоусов. Балерина Л. Зенькова учится на искусствоведческом факультете МГУ, высшее образование получают акробаты В. Золотов, А. Каштелян и Л. Пяткина, массовик Ю. Макурин. Успешно перешли в десятый класс средней школы акробаты В. Абапалов и В. Евстигнеев, а молодая артистка Т. Осташенко не только окончила девять классов средней школы, но и подготовила новый воздушный номер. Завершив среднее образование, они непременно поступят в институт. Двадцать один артист музыкального аттракциона, руководимого М. Качуринером, учился в прошлом году в вечернем Университете марксизма-ленинизма, на заочном отделении музыкального факультета народного университета искусств и в вечерней школе рабочей молодежи, все они перешли на очередной курс и в следующий класс с хорошими и отличными отметками.
Новые знания приносят новые успехи на эстраде и на манеже. Ведь нельзя по-настоящему понять, почувствовать радость творчества, если ты не учишься, стоишь на месте! Знания обогащают духовно, помогают расти творчески. Вот дипломнику, артисту разговорного жанра М. Злотникову режиссерский факультет помог самостоятельно поставить программу. Над защитой диплома по режиссерскому факультету работает художественный руководитель эстрадного оркестра, заслуженный артист Узбекской ССР Батыр Закиров.
Выпускница ГУЦЭИ – эквилибристка на проволоке Ма-Сан-сан. Фото Л. Хлюпе
Чтобы учиться в нашей стране, нужно только желание. Государство выделяет на это средства щедрой рукой. Наша страна первая в мире, где обучение молодежи стало действительно общей заботой, государственным делом. Но надо уметь ценить эту заботу, честно платить долг государству. Каждый учащийся-заочник стоит немалых средств. И нужно не только «числиться» на учебе, а серьезно, настойчиво приобретать знания. Существует шутливая поговорка: «заочно учиться все равно, что заочно обедать». Но ведь главное в том, как относиться к пище. Можно и очно пообедать в приглядку: посидеть над тарелкой, но ни съесть ни куска. А любая пища, в том числе и духовная, приносит пользу только в том случае, если ее «проглотить» и «переварить». Вот один из таких любителей бесполезных «заочных обедов» — артист Иосиф Кобзон. Учится в институте имени Гнесиных, но систематически затягивает сдачу экзаменов и почти забросил учебу. Таких нерадивых студентов смело можно назвать растратчиками народных средств! Наша общественность решительно борется со всеми пережитками прошлого и пороками. Надо ей обратить внимание и на таких «растратчиков». Не даром народная мудрость говорит: что имеем — не жалеем, не ценим. Ведь даже в таком богатом государстве, как США, только один из каждых шести молодых американцев имеет возможность закончить колледж. В стране не хватает педагогов для обучения детей, не говоря уже о взрослых, уже работающих. Многие молодые американцы так же, как и артисты других капиталистических стран, рады бы получить образование, да не могут. А у нас только леностью, легкомыслием объясняется нежелание учиться, например, ассистентов В. Щербакова, Л. Григорян-Какориной, В. Захарова, имеющих всего лишь семиклассное образование. И видно совсем неучами хотят остаться ассистенты Д. Юрченко и А. Юрченко, окончившие первый — пять, вторая — четыре класса средней школы.
Партия считает работников искусства своими верными помощниками. Значение их творческой деятельности возросло особенно сейчас, когда коммунистическое воспитание людей, формирование нового человека стало одной из центральных ее задач. Так, за книги, друзья, за учебники! Снаряжайтесь в дальний, трудный, но увлекательный путь, в чудесное царство знаний. Страна хорошо оснастила вас в дорогу, партия дала вам верный компас. Счастливого пути, друзья! Эта дорога поведет вас на подъем — к вершинам творческих успехов.

Обложки. Журнал Советский цирк. Сентябрь 1964 г.
оставить комментарий