Новый цирк на проспекте Вернадского - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Новый цирк на проспекте Вернадского

В Москве на проспекте Вер­надского (вблизи станции метро я «Университет»), возводится но­вый цирк.

Проект фасада нового московского цирка на пр.ВернадскогоПроект фасада нового московского цирка на пр.Вернадского

Накануне 50-летия Советской власти он гостепри­имно распахнет свои двери перед зрителями. О будущем цирке мы попросили рассказать тех, кто создавал его проект.

Главный архитектор Е. Вулых

— В 1961 году был объявлен за­крытый конкурс на проект самого большого в нашей стране цирка. В конкурсе участвовало несколько ма­стерских института «Моспроект». Градостроительный совет принял за основу предложение авторского кол­лектива нашей мастерской № 10. Над проектом работало несколько чело­век: архитекторы Я. Белопольский, В. Хавин, С. Феоктистов, инженеры В. Васильев, А. Судаков и Ю. Дыховичный.

Нам удалось полностью изолиро­вать помещение для зрителей от служебных и хозяйственных помеще­ний. Они находятся в разных плоско­стях. Платформа-стилобат делит зда­ние на две части. Все, что выше уровня земли, отдано зрителям — здесь расположены зал, фойе и т. п. Под платформой разместится хозяй­ственная часть, где будет протекать вся закулисная жизнь.

Так будет выглядеть амфитеатр с манежем в цирке на пр.ВернадскогоТак будет выглядеть амфитеатр с манежем в цирке на пр.Вернадского

В подготовке рабочих чертежей участвовали многие специалисты мастерской. Конструкцию купола разра­батывали инженеры Г. Кривин и А. Левенштейн, подъемник манежей и другое механическое оборудова­ние — Г. Хромов, систему кондицио­нирования воздуха — Е. Булаковская. Проектирование нового цирка велось в тесном контакте с виднейшими мастерами циркового искусства. Наши­ми неизменными консультантами были главный режиссер Московского цирка М. Местечкин, главный художник Л. Окунь и другие. В исполкоме Московского Совета было отмечено высокое качество проекта. Вас, наверное, интересует, как же будет выглядеть новое здание, как оно технически оснащается. Об этом смогут рассказать специалисты, разрабатывавшие отдельные вопросы — товарищи Хавин и Судаков.

Архитектор  В. Хавин

— Новый цирк представляет круг­лое здание, увенчанное складчатым алюминиевым куполом. По внешнему виду оно напоминает огромный ша­тер. Но, несмотря на свои колоссаль­ные размеры, цирк будет казаться необыкновенно легким. Покоится здание на гранитной площадке, приподнятой метра на четыре над землей. При са­мом большом стечении зрителей на площадке будет достаточно простор­но. Здесь же для удобства посетите­лей разместятся павильоны дополни­тельных касс. Вечерами на здании будут светиться неоновые рекламы. Вокруг цирка разбивается парк с не­большим  водоемом.

Разгуливая по гранитным плитам, зрители вряд ли смогут предполо­жить, что «под их ногами» идет на­пряженная, кипучая жизнь. Как вам уже известно, внизу располагаются различные служебные помещения. Они уходят в глубь земли на 22,5 метра — это равно высоте восьмиэтажного дома. Само же здание поднимается, если считать до вершины купола, на 31 метр — высота одиннадцати этажей. Внизу разместятся просторные артистические комнаты. Здесь же — тренировочный манеж, где смогут репетировать и «разминаться> перед выступлением жонглеры и акробаты, гимнасты и клоуны. Внизу будут рас­положены также зверинец и ко­нюшня. Поднимемся наверх. Зрительный зал на три тысячи человек решен в традиционном «цирковом» стиле и представляет собой единый амфи­театр. Вокруг зала, в три яруса, рас­положены кольцеобразные помеще­ния. Нижнее отдано артистам и уни­форме, оно скрыто от глаз зрителей. По этому кольцу в любое время мож­но попасть на манеж, провести жи­вотных, пронести реквизит и т. д.

В распоряжение зрителей предо­ставлены два верхних яруса. В сред­нем размещается кассовый вестибюль, раздевалки, курительные комнаты. В верхнем ярусе — фойе, помещения для выставок, буфеты и т. д. Наружные стены фойе стеклянные. Если с улицы смотреть на здание, оно кажется вам легким, воздушным, хорошо видна монументальная рос­пись на стенах верхнего и нижнего фойе.  Вы как бы проникаете в здание раньше, чем вошли в него. Те же, кто находится внутри по­мещения, отделены от парка лишь широким стеклом, они чувствуют себя как бы на одной из его зеленых ал­лей. Поднявшись выше, можно любо­ваться видами на новые кварталы жилых домов, на красавец универ­ситет, Дворец пионеров. Алюминие­вый, матово поблескивающий купол будет контрастировать с иллюзорной плоскостью стекла — это придаст но­вому зданию особое своеобразие. Для отделки внутренних помеще­ний мы применим традиционные материалы: естественный камень, гра­нит, мрамор, дерево. Наряду с ними будут широко использованы обычное и цветное стекло, различные пласти­ки, алюминий. Мы стремились к тому, чтобы здание было долговечным, практич­ным, красивым. Удалось ли нам это — будут судить его посетители: москви­чи, гости столицы и, конечно, ар­тисты. 

Главный конструктор А. Судаков

— На мою долю приходится по­знакомить читателей с инженерным решением здания.

Вначале о самом интересном — о системе сменных манежей. Мы стре­мились максимально обогатить и рас­ширить постановочные возможности. Если сейчас, к примеру, для поста­новки водной пантомимы цирк необ­ходимо закрывать на несколько дней, то в новом здании на такую подго­товку потребуется всего четыре-пять минут. В сценическом подвале раз­местятся несколько манежей. По сигналу с пульта один из них нака­тывается по специальным рельсам на центральный подъемник, мощные мо­торы которого способны поднимать груз до 400 тонн. В нужный момент в зрительный зал как бы всплывает снизу бассейн для водных феерий, сверкающий каток с танцующими на нем фигуристами, клетки с хищни­ками, Внизу же располагаются и устройства для замораживания кат­ка, для быстрого заполнения бассей­на и т. д.

В зале устанавливается система киноэкранов. На них зрители смогут увидеть самые фантастические сцены. Действие будет переноситься с арены на экраны, затем под купол и снова возвращаться на ковер манежа. Мож­но сказать, что в лице современной техники древнее искусство цирка по­лучит могучего союзника. Любопытно устройство купола. Его основу составят 24 металлических складки с консолью. Вес каждой — 30 тонн. Внешняя поверхность купо­ла покрывается алюминиевыми пане­лями. Подвесной потолок тоже из алюминия, но он обработан так, что­бы создать наилучшую акустику. Между внешней и внутренней оболочками купола могут свободно пере­двигаться артисты, оказываясь в лю­бых точках над манежем. Такое устройство позволяет легко устанавливать наверху различные механиз­мы, акустическую и осветительную аппаратуру и т. д.

Предусмотрена и система мощных прожекторов. Кроме обычных све­товых «пушек» предусматриваются ксеноновые, имеющие более яркий световой поток. Управление всем сценическим светом будет вестись с центрального пульта. Спустимся в зал. Перед каждым зрителем, в спинке переднего кресла, вмонтирован динамик — всем будет слышно одинаково хорошо. В зале не будет духоты: об этом «позаботится» система кондиционирования воздуха. Во время антракта та же установка начнет подавать свежий воздух в фойе. По своей технической оснащен­ности новый Московский цирк будет лучшим в мире.
 

Журнал Советский цирк. Декабрь 1965 г.

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования