Новый трюк эквилибристов Костюк
Решив написать об дном из номеров юбилейной программы Московского цирка, я не случайно выбрала эквилибристов с шестами под руководством Леонида Костюка. чей творческий путь мне хорошо знаком.
Новый трюк, подготовленный эквилибристами КОСТЮК
Меня покорило высокое мастерство молодых исполнителей, оригинальное построение номера. Леонид Костюк, как принято у нас говорить, родился и вырос в цирке. Его родители Любовь и Леонид Костюк выступали со своим партнером Вячеславом Шкулиным в великолепном номере «Эквилибр».
После окончания Великой Отечественной войны, когда отец Леонида возвратился с фронта, мальчика решили ввести в номер «Эквилибр», но дело это не было завершено. Леня поступил в цирковое училище. Обладая разносторонними способностями, он быстро овладел многими жанрами, особенно успешно освоил баланс и жонглирование. Педагогический совет училища решил выпустить его с номером «Жонглер на вольностоящей лестнице». Но юноша мечтал выступать как эквилибрист с шестами. Осуществлению этой мечты помог случай.
Из номера «Эквилибрист с шестами», который готовили в училище, выбыл один из партнеров. Леониду предложили заменить его. Одаренность, физическая выносливость и сила воли помогли ему в удивительно короткими срок овладеть трюками с першем. Номер был выпущен. И тут-то началось самое трудное. Молодой артист решил сделать номер таким, чтобы он полностью отличался от всех ему подобных. И он добился своего — выступление Л. Костюка и его товарищей Г. Ульданова, Г. Летко и В. Плыкина выглядит очень своеобразно.
В чем же необычность этого номера? Прежде всего вас захватывает его темп. Сложнейшие трюки демонстрируются в необычном для этого жанра энергичном ритме. Удачна и композиция. Номер построен так, что, чередуясь, трюки становятся все сложнее и эффектнее. В финале Костюк, балансируя на лбу шест со стоящим на нем в стойке на руках, а затем на голове Ульдановым, делает сложный переход по наклонному шесту, отчего буквально дух захватывает у зрителей.
Выступление начинается с трюка «Разборный шест». Артисты Костюк не первые его исполнители, но в такой интерпретации, как они его демонстрируют, мне, например, никогда не приходилось видеть. По существу, объединены два трюка: разбор и сбор шеста с находящимся наверху партнером и вращение шеста с партнером, висящим в «флажке». Когда эта композиция еще только репетировалась, даже опытные мастера не верили в успех затеи. Обычно вращение шеста исполнялось с надетым на плечи и поясницу специальным поясом, на котором укрепляли шест. Костюк же просто ставит перш на плечо и, почти не сходя с места, раскручивает его и балансирует.
Следующий трюк, как мне кажется, вообще никем прежде не исполнялся. Выглядит он так: Костюк с партнером, как бы играя, перебрасывают одной рукой друг другу шест с находящимся на нем товарищем. Затем на шест, когда он остается у Костюка, взбираются еще два артиста. Тут опять соединение двух трюков в один: «переброска» и балансировка шеста с тремя партнерами, синхронно демонстрирующими трюки.
Выступление завершается финальным трюком, о котором уже шла речь. Он, на мой взгляд, по своей сложности может быть сравнен с финальным трюком прославленного Андрея Симадо. Хочется подчеркнуть, что номер воспринимается как целостное произведение, отмеченное тонким вкусом и подлинно творческой фантазией художника.
У Леонида Костюка много планов на будущее. Артист собирается усовершенствовать номер, который он успешно демонстрировал и у нас и во время гастролей в Финляндии, Мексике, Бразилии, Аргентине, Чили и других странах, мечтает и о новом номере, в который намеревается ввести свою жену — талантливого жонглера Майю Рубцову.
КЛАРА КОХ, заслуженная артистка РСФСР
Журнал Советский цирк. Февраль 1968 г.
оставить комментарий