Нужды и беды передвижного цирка - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Нужды и беды передвижного цирка

В ближайшие годы в нашей стране будет сооружено много новых стационарных цирков. Но сфера обслуживания ими населения все же ограничена: ведь стационары строятся обычно в крупных городах.

И расширить ее призваны передвижные цирки. Именно они могут и должны ознакомить широкие слои городского и сельского населения с цирковым искусством. К сожалению, сейчас нельзя сказать, что цирки-шапи­то справляются с этой задачей. Причин тому много. Начнем с того, что конструкция пе­редвижных цирков явно устарела. Они громоздки, требуют много времени для сборки и разборки, внешне непривлека­тельны. Лет десять назад Союзгосцирк получил два польских передвижных цирка. Рассчитанные на 1700 мест, с удобными вагончиками-гримоуборными для артистов, они и по сей день счита­ются лучшими. По типу польских переделали остальные шапито. Но как? Вме­сто того чтобы пойти дальше в модер­низации удачной конструкции, ее дажз ухудшили: амфитеатр уменьшили на триста мест, вагончики тесны и неудоб­ны для транспортировки.

Много времени уходит на установку опорных мачт, на которых держится шапито. Сразу же после окончания вы­ступлений эти восемнадцатиметровые фермы, весящие около полутора тонн каждая, отправляются в следующий пункт гастролей. Быстро установить их там удается далеко не всегда, так как без подъемного крана с десяти-двенадца-тиметровой стрелой не обойтись. Своего крана цирк не имеет, а местным органи­зациям давать его на короткое время (установка мачт длится полтора-два ча­са) не выгодно. Поэтому шапитмейстер или директор вынуждены ловить слу­чайные машины с кранами. Если же их в данном городе нет, приходится ехать за ними куда-нибудь за 60—70 километ­ров. В результате на это уходит до двух рабочих дней. Можно ли избавиться от таких потерь? Да, если каждый цирк будет располагать вторым комплектом мачт и лебедок, которые заблаговремен­но будут отправлены в другой город.

О несовершенстве нынешней конст­рукции наших шапито говорит и то, что при ее сборке основным материалом скрепления продолжает служить гвоздь. Для улучшения и коренной передел­ки конструкций первым шагом могло бы стать создание экспериментального передвижного цирка, в котором можно было бы практически проверить раз­личные конструктивные решения, преж­де чем остановиться на самом целесооб­разном. Хочется, чтобы зрителя, приходяще­го в наш цирк, что называется, от порога и до окончания программы не покидало ощущение приподнятости, празднично­сти. И тут мы приступаем к очень важ­ному разговору о внешнем облике пере­движных цирков. Уж очень убого вы­глядит шапито с его мрачным брезенто­вым покрытием. Мне не раз приходилось слышать восклицания прохожих: «Что это за балаган?» Иногда торговая палат­ка, расположенная рядом с цирком, сво­им видом производит куда более выгодное впечатление.

Строительному управлению Союзгос­цирка следует подумать о замене брезентового покрытия шапито. Стоит оно дорого, выходит из строя после двух-трех лет эксплуатации; а иногда и за один сезон. Во многих зарубежных цир­ках брезент давно уступил свое место цветным перкалю и миткалю; они лег­че, прочнее и внешне привлекательнее. Ничего у нас пока не делается для ис­пользования в шапито новых синтетиче­ских материалов, хотя об этом уже гово­рилось и писалось неоднократно.

Нерешенной проблемой продолжают оставаться маршруты поездок передвижных цирков по стране. Нередко еще, закончив гастроли в одном городе, ша­пито пускается в вояж за полторы-две тысячи километров. Я уже не говорю о связанных с этим большими транспорт­ными расходами. А сколько теряется рабочего времени? От десяти до двадцати дней. Я убежден, что можно добиться такого положения, при котором будет не более одного дальнего переезда в год.

Давно известно, что передвижному цирку лучше всего располагаться на бой­ком многолюдном месте — в парках, на площадях и т. д. И это еще одна суще­ственная проблема, так как местные власти сплошь да рядом предоставляют для размещения шапито неудобные пло­щадки на окраине города, куда зрителю неудобно, трудно добираться. В итоге низка посещаемость, государство несет ощутимые финансовые потери. По этим причинам, вольно или невольно, на кар­те страны возникают пункты, которые мы стараемся обходить стороной. В Ря­зани, например, только из-за отсутствия необходимой площадки цирк не был уже пять лет. Если так пойдет дальше, то недалеко то время, когда шапито бу­дут полностью вытеснены из ряда круп­ных населенных пунктов. Союзгосцирку следовало бы наконец поставить перед горисполкомами вопрос о закреплении за передвижными цирками постоянных мест для работы.

Представьте себе такую картину. Ша­пито приезжает в новый город. Давно расклеены афиши. «Спешите, спешите, — возвещают они, — только двадцать пред­ставлений!» Население штурмует кассы. До открытия остается пять дней, три, наконец, один. Перед директором и шапитмейстером множество сложных за­дач. Во-первых, нужно поставить мачты (о том, как это делается, мы рассказы­вали выше). Во-вторых, необходимо на­чать немедленный монтаж всей конст­рукции, подключить воду и электричество. Работы невпроворот. Директору, шапитмейстеру и остальным штатным работникам — шоферам и униформи­стам — с нею не справиться. Приходится нанимать людей со стороны. Но те, как правило, не торопятся, работают вяло, а то и небрежно. А между тем установ­ка мачт, подвеска шапито — операции очень и очень ответственные. Руково­дить бригадой — обязанность шапит-мейстера, но зачастую ему самому не хватает знаний и опыта. Квалифициро­ванных шапитмейстеров у нас мало. А они очень нужны. И тут могли бы по­мочь хотя бы краткосрочные курсы ша­питмейстеров.

...В город, где будет работать перед­вижной цирк, начинает прибывать цирковая аппаратура, реквизит артистов и другие материальные ценности. Кто от­вечает за их сохранность? Казалось бы ясно — заведующий хозяйством. Но та­кая должность не предусмотрена штат­ным расписанием. Нет у нас по штату и экспедитора, хотя экспедиторской рабо­ты хоть отбавляй. Получены первые телеграммы от артистов: «Приезжаем!» Люди, понятно, хотят, чтобы их встрети­ли на вокзале и предоставили удобную квартиру неподалеку от цирка. Но ад­министратора, который занимался бы встречей и устройством артистов, тоже нет. Штаты нужно пересмотреть, это то­же улучшит работу передвижных цир­ков.

Несколько слов о рекламе. Как пра­вило, она не удовлетворяет нас. Основ­ной ее порок — ограниченность рекла­мируемых номеров. Между тем она призвана знакомить жителей города с лучшими, если не со всеми номерами программы. И еще. Для передвижных цирков неплохо бы изготовить большие разборные рекламные полотна, удобные для транспортировки. Их можно будет устанавливать перед входом в шапито и на центральных улицах городов. Не секрет, что многие артисты прене­брегают работой в передвижных цирках, пугаясь бытовых трудностей. Они нахо­дят различные поводы, чтобы отказать­ся от работы в шапито. В результате многие хорошие номера не доходят до широкого зрителя. С подобной практи­кой надо покончить.

Вспоминаю, как деловито, заинтере­сованно обсуждался на совещании в Со­юзгосцирке проект нового Ташкентского стационарного цирка. Не было недостат­ка в пожеланиях, касающихся улучше­ния конструкции, создания максималь­ных удобств для артистов и зрителей. Как и должно быть, тщательно рассмат­ривались самые незначительные детали. И невольно с горечью подумалось, что редко заходил такой разговор о шапито. Совещания и семинары директоров пе­редвижных цирков проводятся нерегу­лярно. На моей памяти за последние шесть лет был всего один такой семи­нар, присутствовала на нем едва лишь половина директоров.

Все вопросы, о которых шла речь в этой статье, поднимались не раз. Но дей­ственных шагов, направленных на их разрешение, так и не сделано. А они должны наконец быть предприняты и как можно быстрее. Этого требуют инте­ресы многомиллионного советского зри­теля, для которого мы работаем, кото­рому мы служим.
 

Н. ПОГОРЕЛОВ, директор передвижного цирка

Журнал Советский цирк. Май 1966 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования