О Борисе Павловиче Манжелли - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О Борисе Павловиче Манжелли

Борис Павлович Манжелли Манеж в свете ламп, окруженный рядами сидений. Глаза зрителей, устремленные к волшебному цирковому кругу. Оркестр играет марш. Ровно и красиво бегут лошади.

Мерно покачиваются султанчики, а грациозные, вышколенные, ухоженные животные отмеривают круг за кругом. Вот оркестр меняет темп. Лошади перестраиваются, не сталкиваясь, не путаясь, четко выполняя команды дрессировщика. И сам он в центре, спокойный, несуетливый, элегантный. Волшебник-дирижер. Борис Манжелли, заслуженный артист РСФСР, дрессировщик, имя которого хорошо известно всем любителям циркового искусства. О нем книга, вышедшая в издательстве «Искусство» (1983). Написал ее Н. Матвеев (редактор Е. Розенберг).

Автор книги «Борис Манжелли» — новичок в цирке. «Я вошел в этот мир не слишком подготовленным, и все знания пришлось получать на месте. Мне повезло: я встретился с настоящими людьми искусства, у которых жизнь и дело давно стали одним понятием». Открывая для себя цирк, автор верно понял суть его людей.

«Меня без цирка нет, цирк — это моя жизнь». Так сказал о себе Борис Павлович Манжелли. Сказал проникновенно, красиво. Но это глубоко убежденные слова артиста, отдавшего манежу всю жизнь.

Манжелли — потомственный цирковой артист. И, рассказывая о его семье, автор стремится проследить, как в традиционных цирковых семьях переплетаются нити разных художественных династий. Борис Манжелли учился у многих своих предшественников, прославленных дрессировщиков лошадей, сказавших на манеже свое веское слово, но практическую школу он получил прежде всего от отца, Павла Афанасьевича Манжелли, который постигал нелегкую науку дрессировщика у Жижетто Труцци.

Особенность книги Н. Матвеева в том, что она беллетризована; об интересной и трудной жизни дрессировщика автор пишет живо и со вкусом. Правда, беллетризация — не самоцель. Главное для него — проследить, как Манжелли стал знаменитым дрессировщиком. Это, на мой взгляд, Матвееву удалось.

О чем бы ни рассказывал он в своей книге: конно-балетной пантомиме «Бахчисарайская легенда» — кульминации творчества Бориса Манжелли, — о других удачах артиста или, наоборот, о неизбежных накладках и промахах, о принципах и методах дрессировки, об учениках дрессировщика, он широко включает в ткань книги живое слово, рассказ самого Бориса Павловича. И возникает ощущение, что на страницах книги непринужденно взаимодействуют два собеседника: артист и автор, неторопливо и обстоятельно беседующие между собой, дополняющие и подкрепляющие, а порою развивающие мысли другого то фактическими, жизненными наблюдениями и опытом дрессировщика, то выводами и комментариями человека со стороны — автора.

«...Если бы можно было начать жизнь сначала, то я хотел бы прожить ее, как прожил. Так говорят многие... Если касаться Бориса Павловича Манжелли, то его устами говорит глубокая убежденность в правильности избранного пути... Манжелли повезло. Уже в юности он нашел себя. Это та удача жизни, когда работа становится бытием, а бытие призвано служить работе. Такая гармония — явление не столь частое». И каждая глава книги последовательно доказывает, подчеркивает эту мысль. Автор дает ретроспекцию работ Бориса Манжелли, и это помогает ему и нам, читателям, проследить прерывистый, неровный путь, которым шел мастер долгие годы труда и поисков.

При всей насыщенности небольшая книга Матвеева не была бы полностью убедительной, а образ самого дрессировщика емким, если бы автор не рассказал о Манжелли-учителе. У Бориса Павловича — почти два десятка учеников, достойно продолжающих школу своего наставника. Среди них заслуженная артистка РСФСР Людмила Котова, Алла Зотова, Антонина Манжелли, Алла Каткова, Людмила Ткаченко и другие. Кроме того, дрессировщик воспитал сына Валерия Манжелли и приемного сына Юрия Ермолаева в лучших традициях искусства манежа.

Автор справедливо замечает, что обучение и воспитание учеников для Манжелли — это совместная работа с ними, общее любимое дело. Воспитание учеников — предмет особых забот Бориса Павловича. А ведь если вдуматься в суть циркового наставничества, то это — ежедневный труд на протяжении многих лет. И без таланта творческого и человеческого положительный результат немыслим. Но «прославленные ученики подтверждают правильность избранного артистом педагогического метода, стиля». Г лава «Учитель и ученики» — одна из наиболее значительных в книге. Это рассказ о творческой лаборатории артиста.

Мечты, планы, празднование столетнего юбилея династии Манжелли — все это не оставляет дрессировщика, несмотря на то, что он покинул манеж. Но что такое уйти с манежа, когда отдал ему всю жизнь, когда все свои силы дрессировщика посвятил тому, чтобы не исчезло бесследно классическое наследие конного цирка, обогатил его своим опытом и остался на манеже с сыновьями, учениками, с подрастающей внучкой Луизой, которая, судя по всему, станет наездницей, остался с ними и в них, в каждом их выходе на манеж. К этому выводу подводит автор читателя своей необъемистой, но интересно написанной, а также достаточно полно иллюстрированной книгой.

С. РИВЕС

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования