В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О дорвозах джигитах и других

Вышла книга Тулкуна Абидова кандидата искусствоведения, недавно назначенного директором Ташкентского цирка, посвященная истории узбекского цирка.

Здесь многое знаменательно. Прежде всего — назначение директором кандидата наук. Честное слово, двадцать и даже десять лет тому назад такое было невозможно. Теперь мы это воспринимаем как должное. От всей души хочется пожелать молодому директору успехов в административной и творческой работе и в то же время посоветовать ему не оставлять научного поприща: неразработанных проблем цирковое искусство имеет множество. Тут же не могу не сказать добрых слов в адрес М. Дусмухамедова, десятилетия возглавлявшего цирк в Ташкенте и сейчас ушедшего на пенсию.

Кажется, после работы А. Боровикова «Дорвоз. Бродячий цирк в Средней Азии» (Ташкент, 1928) капитальных работ об узбекском цирке, во всяком случае на русском языке, не появлялось. А между тем это один из самых своеобразных национальных цирков, опирающийся на народную традицию и выдвинувший ряд выдающихся мастеров.

Сейчас узбекский цирк представлен на лучших советских аренах канатоходцами, гимнастами, комиками, акробатами, наездниками, дрессировщиками, жонглерами. И в то же время на площадях городов Средней Азии нередко можно встретить артистов, и притом первоклассных, дающих представления под открытым небом. И может быть, именно в этих условиях особенно ясно выявляются - мастерство дорвозов, то есть канатоходцев, и народная стихия маскаробозов, то есть клоунов. Кстати сказать, стоило бы в Бухаре или Самарканде провести своеобразный фестиваль узбекских цирковых артистов, продолжающих народную традицию. Право, это могло бы стать подлинным праздником узбекского народного искусства.

Заслуга автора книги состоит в том, что он раскрывает народную стихию узбекского цирка: говорит о репертуаре, описывает номера, рассказывает истории старых цирковых родов. Материал, который предлагается читателям, очень интересен, и не только историкам и любителям цирка, но и театроведам, фольклористам, энтографам, наконец, театральным режиссерам и художникам.

Пожалуй, только в одном стоит упрекнуть автора, а кстати и редактора А. Еремееву — литературный уровень книги недостаточно высок, есть фразы, которые следует просто перестроить по законам русской грамматики. Если книгу будут переиздавать, на это обязательно следует обратить внимание.

Правильно делает автор книги, что наряду с артистами-узбеками говорит также об артистах других национальностей: В. Янушевском (Кадыр-Гуляме), П. Боровикове, Г. Заставникове, много сделавших для подъема узбекского цирка. Это тоже одна из форм интернационального воспитания.

Автор не утверждает, что становление узбекского цирка проходило безоблачно. Наоборот, приходилось преодолевать многие трудности, а в условиях царской России и бухарского эмирата еще и унижения. Но вера в необходимость их искусства для народа, которая всегда жила в сердцах лучших артистов, ломала все препятствия. Не случайно имена выдающихся мастеров цирка живут в памяти народной.

В книге подробно рассказано о дорвозах Ташкенбаевых, наездниках и дрессировщиках лошадей Ходжаевых, клоуне Акраме Юсупове, джигитах Зариповых и других исполнителях.

Я располагаю некоторыми фактами о деятельности семьи Зариповых. Позволю себе дополнить ими эту книгу. Может быть, мой рассказ даст некоторые дополнительные сведения о том, как складывался узбекский цирк не только в его традиционных жанрах дорвозов и маскаробозов.

Сейчас Хаким Каримович Зарипов — народный артист Узбекской ССР, руководитель группы джигитов, в которую входят его жена, сын, дочь и ученики, ставшие квалифицированными артистами. Сложные трюки они исполняют на бешеном карьере. Хаким Зарипов управляет конями, несущимися вдоль барьера, сидя на лошади. И надо ему отдать справедливость — в национальном костюме он очень красив и артистичен. Трюки исполняются первоклассные, входящие в репертуар лучших трупп джигитов, а в заключение руководитель номера показывает эффектный обрыв очень лихо и красиво.

Каким же образом стал Хаким Зарипов артистом?

Его дед был мирным ташкентским ремесленником, главой многочисленной семьи. Один из его сыновей. Карим Зарипов, дома слыл за баловника, и однажды, по совету муллы, его за какую-то провинность на ночь заперли в мечеть. А он там из соломы и глины слепил лошадь. Утром пришел мулла и страшно рассердился: ислам запрещает воспроизводить живые существа. Дело запахло нешуточным наказанием. И тогда Карим убежал из дома, добрался до вокзала, сел в поезд и поехал куда глаза глядят. Так он доехал до Ходжента. А что делать дальше — не знал, тем более что и есть было нечего. Мальчик отправился на базар н там увидел представление, даваемое на рыночной площади. Посмотрел его раз, два, три... пять... десять раз... Артисты заметили его. Руководитель труппы Джумабай-ака спросил, «не хочет ли мальчик поступить в ученики», в то время мало кто соглашался разделять тяжелую жизнь бродячих артистов. Но Кариму делать было нечего, да и представление ему понравилось, — и он согласился. Так начал он учиться цирковому делу и вскоре стал выступать: сначала демонстрировал «клишник», лотом акробатику и воздушную гимнастику на традиционной в Узбекистане двойной трапеции. Было это в 1900 году. Артисты давали представления на площадях и в чайханах — иногда за деньги, а иногда и просто за еду.

Конечно, бродячие артисты конкурировали, переманивали способных учеников и молодых артистов. Так наш герой оказался под руководством Авазамата-аксекала; в его труппе был комик Хай-дар-казык, ему нужен был помощник, поддерживавший его шутки, находясь а публике. Начал Карим Зарипов обучаться приемам клоунады.

В Самарканде проводились большие ярмарки, сюда со всего Узбекистана съезжались артисты. Прибыл и Авазамат-аксакал вместе с клоуном Хайдаром-казыком и Каримом Зариповым — молодым, но уже всесторонне подготовленным артистом. Зарипову было на что посмотреть и было у кого перенять опыт. Но он и сам работал отлично, ему даже халат преподнесли за высокое мастерство.

И когда было решено собрать в Ташкенте труппу лучших артистов, чтобы ее и эмиру было не стыдно показать, то одним из первых пригласили Карима Зарипова. В 1903 году труппа отправилась в Афганистан и там имела большой успех.

В 1904 году Муллабай Мансуров создал в Ташкенте первый национальный цирк, и здесь Карим Зарипов встретился с Чеканом Ходжаееым, тем самым, который позже становится первым узбекским дрессировщиком лошадей, отцом знаменитых наездников Лолы и Левара Ходжаевых, дедом выдающегося жонглера не лошади В. Бегбуди и дрессировщика животных Юрия Дурова-младшего.

Но в ту пору Чекан Ходжаев был молодым человеком, исполнявшим вместе с Каримом Зариповым номер на двойной трапеции. Программа состояла из двенадцати номеров, и в пяти из них участвовал Зарипов. Его уже тогда почтительно называли Карим-кызык — что означает герой — так высоко было мастерство артиста.

Железным характером наделила природа Карима Зарипова. Он умел, во всем себе отказывая, скопить денег и первым из узбекских артистов купить лошадей для работы в цирке. И когда немного подросли его дочь Халида и сын Хаким, начал их обучать вольтижу, гротеску и джигитовке. И добился своего. Уже в советское время был создан коллектив, состоявший из узбекских и русских артистов, и Зарипов вошел в него с несколькими номерами, в том числе конными.

Ну а позже в труппе Зариповых основным стал номер джигитов. Со временем он все больше совершенствовался, в него входили новые ученики и партнеры, в том числе и дети Хакима Зарипова. Но если Карим Зарипов прошел тяжелейший путь уличного артиста, то сыну его были открыты все пути. Проработав в цирке, Зарипов-младший ушел из него, поступил в музыкальную школу имени Р. М. Глиэра, окончил ее, учился в консерватории. Другое дело, что арена все-таки перетянула и он вернулся на манеж, но вернулся высокообразованным артистом. И его интеллигентность видна во всем: в постановке номера, в подборе музыки, в манере поведения. Это поистине номер современного узбекского цирка. Цирка того времени, когда узбекские хлопкоробы и рабочие становятся героями социалистического труда, когда узбекский народ выдвигает своих крупных ученых, артистов, писателей, политических деятелей.

Вот о становлении и развитии этого цирка и рассказывается в книге Тулкуиа Абидова, которую очень советуем прочесть, если вы, конечно, сумеете ее достать.


Ю. ДМИТРИЕВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100