В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 10:59 | 25.06.2015

О дрессировщике Борисе Эдере

Борис ЭдерНесколько десятилетий я знаю Бориса Афанасьевича Эдера — смелого, отважного, ищущего, беспокойного артиста и человека. Вся его жизнь увлекательна и романтична, как романтично и увлекательно искусство цирка, с которым он связал свою судьбу.

Жизнь в искусстве Борис Эдер начинал так же, как и многие, впоследствии известнейшие мастера русского дореволюционного цирка. И история прихода их в цирк очень похожа на десятки таких же историй. Двенадцатилетним парнишкой Борис убежал из дома своего отца — мастера Батумского нефтеперерабатывающего завода — и ушел с бродячими артистами циркового балагана. В те годы он не подозревал, что блестки на трико гимнастов и акробатов с трудом прикрывали полунищенское существование этих красивых, сильных и обаятельных людей.

Подобно многим своим сверстникам, «гуттаперчевым мальчикам», увлеченным романтикой циркового зрелища, Борис свой путь на манеж начинал с того, что чистил картошку на хозяйской кухне, бегал за продуктами на базар, нянчил детей, а перед представлениями зажигал в балагане лампы. Прошло несколько лет своеобразного «ученичества», но не угасала мечта стать артистом.

Гимнаст, эквилибрист, воздушный полетчик, участник модного в 10-е годы «гладиаторского» номера, затем пер-шевик. Эту работу молодой артист всячески стремился разнообразить, ввести в нее новые оригинальные трюки. Так, балансируя на лбу першем, на вершине которого партнер исполнял сложные упражнения, сам Эдер становился на огромный шар, двигавшийся по манежу в разных направлениях. Работа на «переходной лестнице» и на кольцах предшествует созданию оригинального аттракциона «Полет вокруг Эйфелевой башни». Он сам конструирует башню и наблюдает за ее созданием. Подвешенная к ее вершине трапеция все время вращается, а Эдер с партнером исполняют на ней сложнейшие гимнастические трюки. Может быть, так и продолжал бы он свою работу акробата и гимнаста, придумывая новые, все более усложненные трюки. Но Управление госцирков в начале 30-х годов предложило ему заняться дрессировкой хищников.

Борису Эдеру поручили принять группу львов, приобретенную Управлением цирков у известного укротителя Карла Зембаха. И вот человек, никогда раньше не общавшийся с хищниками, стал пробовать себя в новой профессии.

В печати уже не раз рассказывалось, как Борис Афанасьевич, человек сильный, настойчивый, в очень короткий срок сумел подобрать «ключи» к львам, изучить их нрав, повадки, как он стремился обращаться с хищниками гуманно, подчинять их своей воле, применяя метод вкусового поощрения.

Потом Эдер решил попробовать свои силы в работе с уссурийскими тиграми. Через полгода новый аттракцион был готов. Затем он подготовил настоящий спектакль — полярный аттракцион с белыми медведями. Действие его происходило на «дрейфующей льдине», белые медведи участвовали в нескольких веселых сценках — возили на нартах пришельца с «большой земли», ходили на лыжах, «слушали в ледяном безмолвии» мелодии модных песенок...

Но вскоре, занявшись обитателями русских лесов — бурыми медведями, артист-новатор первым в истории цирка «поднял» их под купол. Его мишки исполняли на канате забавные трюки, совершали кульбиты, ходили с завязанными глазами и т. д.

Когда Борис Афанасьевич перестал выступать в цирке, он стал режиссером-педагогом. Его пригласили в кино принять участие в подготовке к съемкам картины «Опасные тропы». Предстояло не только выдрессировать уссурийских тигров, только что привезенных из тайги, но и подготовить дублершу одной из героинь фильма. Помню, как в подвальном этаже «Мосфильма», в специально оборудованной вольере, Эдер дрессировал полосатых хищников, одновременно обучая обращению с тиграми Маргариту Назарову. Бывшая эстрадная танцовщица бесстрашно овладевала новой Для нее опасной профессией. Вместе с ней стажировался и бывший актер театра К. Константи-новский. Я видел, как Маргарита Назарова успешно дублировала в «Опасных тропах» героиню кинокартины, а затем, опять-таки при помощи Б. А. Эдера, стала самостоятельно выступать с подготовленным аттракционом. Вскоре Эдер уже помогал ставить сцены с хищниками в фильме «Укротительница тигров», где Назарова дублировала исполнительницу главной роли Л. Касаткину. А еще через два-три года Назарова уже сама сыграла большую роль в комедии «Полосатый рейс».

Борис Эдер стал консультантом кинематографистов и в фильме «Дон-Кихот», помогая Григорию Козинцеву снять встречу Дон-Кихота (Николая Черкасова) со львом.

Борис Афанасьевич неутомим. Он помогал создать аттракцион со львами на лошадях для своей дочери Валентины и зятя Виктора, консультировал самого молодого советского дрессировщика Бориса Денисова, участвовал в работе над многими другими произведениями.

Более 60 лет Эдер отдал цирку. Он награжден орденом Ленина, удостоен почетного звания народного артиста РСФСР. Пожелаем же ему от души еще многих лет здоровья и работы!

К 75-летию народного артиста РСФСР Бориса Эдера

МИХ. ДОЛГОПОЛОВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100