О физической подготовке
Перед артистами советского цирка стоят серьезные задачи по дальнейшему повышению качества представлений. Мы остановимся на одном из важных условий, необходимом для успешного решения этих задач.
Приходится признать, что физическая и специальная подготовка большинства артистов физкультурно-спортивного жанра оставляет желать лучшего. От недостатков ее страдает качество номеров, затрачивается слишком много времени для ввода новых партнеров, а также для освоения новых трюков. Репетиционной работе в большинстве случаев мешает незнание методики тренировки. Государственное училище циркового и эстрадного искусства несомненно сыграло большую роль в деле подготовки артистов. Из его стен вышло немало мастеров арены. Однако определенные успехи ни в коем случае не должны заслонять недостатков в работе этого единственного в стране учебного заведения.
Три с лишним десятилетия существует училище. Но до сих пор его педагоги в подготовке артистов физкультурно-спортивного жанра пользуются примитивными методами учебы, подменяя многостороннюю физическую подготовку студентов натаскиванием их на выполнение отдельных трюков — составных элементов будущих номеров. Училище не создало своей системы физической подготовки. Вместе с тем его руководство упорно игнорирует существующую методику физического воспитания, принятую у нас в стране, ссылаясь на то, что в подготовке артиста и спортсмена должно быть различие. Уместно напомнить, что методы физической подготовки, применяемые в Советском Союзе, являются плодом многолетнего творчества ученых-физиологов, педагогов и тренеров и испытаны на миллионах физкультурников. Пренебрежение разработанной и проверенной методикой тренировок обедняет возможности артистов, усложняет подготовку новых номеров и трюков.
Каждый согласится, что немаловажное значение для артиста цирка имеет развитие внешних физических качеств — осанки, мускулатуры, ее пластичности. Однако и эта область работы в стенах училища осталась без внимания. Не надо быть глубоким стариком, чтобы помнить, как замечательно сложены и физически развиты артисты А. Ширай, Арвальдо, Аузонио, В. Миронов, Е. Милаев и другие. Их выступления доставляли большое эстетическое наслаждение и привлекали молодежь к занятию физкультурой.
Необходимо создать такую систему физической подготовки артиста, которая бы отвечала как развитию психофизических качеств и выработке спортивно-профессиональных навыков, так и эстетическим требованиям культуры тела. Настало время подумать о перестройке работы училища, пересмотреть учебный план с участием научно-исследовательского института физической культуры, привлечь к преподаванию квалифицированных тренеров.
Полезно было бы во всех стационарных цирках создать условия для тренировок. Для этого нужно иметь специальное помещение, а также кольца, трапеции, канат, гимнастическую стенку, коня, штангу, гири, набивные мячи, блочные аппараты. И еще одно. На наш взгляд, необходимо пересмотреть цирковую терминологию. Само собой разумеется, что различные «копфшпрунги», «фордершпрунги», «бланши» и «крокодилы» должны быть изъяты из употребления. Русский язык достаточно богат для того, чтобы найти простые, доходчивые термины, понятные каждому.
Все это должно помочь созданию более совершенной системы физической подготовки артистов физкультурно-спортивного жанра, повышению их мастерства.
И. КАНЧЕЛИ, гл. режиссер Тбилисского цирка, заслуженный деятель искусства Груз. ССР
Журнал Советский цирк. Октябрь 1964 г.
оставить комментарий