О классическом балете на эстраде
Анна Павлова исполняла тридцать концертных номеров, не считая коротких спектаклей. Галине Улановой обязаны своей жизнью миниатюры на музыку Листа, Шумана, Рахманинова. Вот какие имена и чей репертуар могут и должны стать мерилом достижений балета на эстраде.
Хореографическая миниатюра «Летите, голуби!». Танцуют Л. и С. ВЛАСОВЫ
Творчество гениального мастера индивидуально и не воспроизводимо. Никто не вправе требовать от сегодняшних артистов откровений, что совершались в искусстве Улановой или Павловой. Но внимание к малым формам, их образная емкость, строгий художественный вкус, преданность классике составляют нашу отечественную традицию. Ее необходимо беречь и обновлять. На деле, увы, происходит порой совсем иное.
Концерты классического танца часто оставляют весьма печальные воспоминания. Нередко успехи балета на эстраде зависят от счастливого, но случайного стечения обстоятельств, вдруг пробуждающих в том или ином постановщике потребность сочинить нечто для концерта. Так рождаются номера — малочисленные, но зато широкого жанрового диапазона — от построенного на умелом и красивом трюке общеизвестного дуэта «Летите, голуби» С. Власова до любовной баллады «Тристан и Изольда» Н. Касаткиной и В. Василева.
Первый дуэт широко известен и а свое время заслуженно удостоен премии Всесоюзного хореографического конкурса. Другой — недавно впервые показан советской публике (премьера «Тристана* состоялась в Канаде). Оба номера встретились в концерте солистов Большого театра в зале Чайковского. Начнем с самих исполнителей. Имена некоторых почти незнакомы публике. Уже известные и даже любимые зрителями— почти все очень молоды: Ксения Рябинкина и Татьяна Черкасская, Елена Матвеева и Агнесса Валиева, Борис Грошиков и Владимир Романенко и другие.
Зрителям было показано несколько героических по своему характеру номеров, давно сочиненных, основательно забытых и ныне снова выведенных на свет рампы. «Памятник» и «Непокоренная» уже являются историей, и притом историей, не лишенной поучительности. Сколько вариаций на темы «Памятника» появилось за десятилетия, минувшие со времени постановки этого номера (поставлен даже целый балет «Поэма» в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко)! А оригинал все равно остался выше подражаний. Сколько монологов, сходных с «Непокоренной», сочинено за прошедшие годы! А. Балиева, явно даровитая танцовщица и одна из немногих наделенных индивидуальностью молодых исполнительниц, смогла извлечь максимум экспрессии из минимума хореографии. Жест, пластика, в лучшем случае пантомима — вот чем располагают исполнители «Памятника» и «Непокоренной».
Теме мужества, жертвенности и вольнолюбия посвящен «Побег». В этом номере уже сказались перемены, происшедшие в балете наших дней. Все решено без мимических предисловий, «пояснений» и разминок — только танцевальными средствами, все построено на самых виртуозных классических па, четко и точно выполненных Б. Барановским. Прибавьте к сказанному предельную краткость хронометража номера, и вы узнаете, как достигнут «эффект эстрады» во времени и пространстве.
Независимо от устарелости одних и вполне современного стандарта других номеров в большинстве своем они представляют этюды, предназначенные специально для эстрады. Это хорошо. Но почему вовсе не рассчитанные на эти подмостки миниатюры из классических спектаклей встречают куда более восторженный зрительский прием? Почему пленяет гордая и царственная, действительно похожая на Елену Рябинкину Раймонда? Что за властное очарование таит па-де-труа из балета «Конек-Горбунок» —эти беспечные и резвые Жемчужины с их щебечущим танцем и Океан со своими энергическими вариациями? Что манит в тысячу раз виденных линиях адажио «Лебединого озера»?
Мариус Петипа, Лев Иванов, Александр Горский — какие разные балетмейстеры! Какое общее умение подать исполнителя крупным планом во всем блеске его профессиональных достоинств (зато и любой огрех исполнения обнаруживается столь же крупно). Как насыщены танцем — его сложными, развернутыми, роскошно развитыми формами — гармонически завершенные композиции, созданные замечательными хореографами прошлого!
«Номерное» построение старинных балетов позволяет успешно изъять едва ли не любой фрагмент для показа на эстраде. Конструкция сегодняшнего спектакля принципиально иная. Режиссура балета, интеллектуализм, логика развития хореографической мысли, принимающей подчас обличья самые причудливые и объяснимые лишь в контексте целого представления, вряд ли позволят успешно демонстрировать в концерте части, отрывки из сочинений современных хореографов. Следовательно, еще острее становится проблема сочинений концертных номеров, не уступающих общеизвестной классике.
Здесь соревнование прошлого с настоящим пока нами не выиграно. Да и началось это негласное состязание с мастерами XIX — начала XX века совсем недавно. Между тем даже рядовой номер, решенный приемами классического танца — будь то «Этюд» Шопена в интерпретации В. Смирнова и Н. Рыженко или исполняемый Л. и С. Власовыми «Грустный вальс» Сибелиуса, — отлично принимается залом. Количественное прибавление таких номеров происходит медленно, но в общем-то неуклонно. Значительно реже появляются сочинения, новые по своим художественным качествам.
Оттого сочиненный на музыку Вагнера балетмейстерами Н. Касаткиной и В. Василевым дуэт «Тристан и Изольда» обращает на себя внимание всех, интересующихся балетом на эстраде. Дело не только в том (хотя данное обстоятельство весьма существенно), что номер своей возвышенностью, глубоко драматическим порывом смыкается с настроениями музыки и рождает соответствующие эмоции.
Во-первых, это сочинение по средствам экспрессии глубоко современно: развитие действия драматургически четко выражено через танец — его нарастания, диминуэндо, кульминации. При общей декоративности рисунка здесь отсутствует элемент украшательский — все наполнено строгой и печальной мыслью. Даже, казалось бы, такая формальная деталь, как дистанция между исполнителями, включена в образный строй дуэта. Каждое изменение интервалов читается не буквально, а символически: волшебством предназначенные друг другу герои — совсем близко; преследуемые заведомо неодолимой страстью, они устремляются друг к другу, но их разделяют и жесткие крестообразные линии огромного меча, и необозримые воображаемые пространства, сценически выраженные едва заметными увеличениями расстояния между танцующими.
Во-вторых, «Тристан и Изольда» — действительная победа в области балетного костюма, который, за редчайшими исключениями, пребывает в театре и на эстраде в самом плачевном состоянии. Постановщики, изучив полотна Кранаха, свободно фантазировали на темы средневековой одежды. Чисто живописная красота соединилась с высокопрофессиональным пониманием назначения костюма балетного. Глубокие, глухие коричневые тона гармонируют с тусклым золотом его кирасы и ее украшений. Темные, как дым, полотнища одежды Изольды, оттененная черно-серебряным головным убором медь ее волос — все тут «до кончиков пальцев» обдуманно, все вступает в самое тесное взаимодействие с музыкой, движением, обликом исполнителей. Излом кисти, поворот головы, едва заметный наклон корпуса (а в этом монументальном по мысли номере чрезвычайно важны многочисленные, едва уловимые оттенки пластики) — все послушно фиксируется, подчеркивается, укрупняется силуэтом, цветосочетаниями, деталями костюма.
В-третьих, чувство стиля — важное и тоже изрядно забытое свойство лучших балетных произведений, полнометражных и миниатюрных. «Тристан и Изольда» — работа, где стилизация носит не внешний, нарочитый характер, а самостийно «вычитывается» из самого склада и облика дуэта. в котором есть нечто близкое современным фантазиям известного художника по коврам Жана Люрса на темы средневековых гобеленов. И, наконец, в «Тристане и Изольде» родился еще один исполнительский дуэт. Балетных пар, чьи данные гармонически совпадают или, напротив, привлекают яркой контрастностью, чья фактура не вступает в противоречия, на эстраде до обидного мало. Блистательный дуэт — Максимова и Васильев — появляется лишь в самых торжественных концертах. Удачное сотрудничество Людмилы и Станислава Власовых. Вот, пожалуй, и все.
Адажио из балета А. Глазунова «Раймонда». Исполняют Е. РЯБИНКИНА и В. РОМАНЕНКО
Что касается Владимира Романенко, то ему еще надо работать и работать, совершенствовать и совершенствовать свои природные данные, чтобы соответствовать высокому балеринскому уровню Елены Рябинкиной, античной строгости и отчетливости танца младшей Рябинкиной — Ксении. С первой он выступил в дуэте «Раймонды», со второй танцевал «Утешение» Листа.
Наталья Касаткина и Сергей Радченко — дуэт очень перспективный. Конечно, ныне еще ощутима разница сценического и даже жизненного опыта исполнителей. У Касаткиной каждый штрих — итог серьезных раздумий, сценического мастерства, особенного, детального знания, сочиненного в соавторстве с Василевым танцевального текста. У Радченко все изъявляется во многом неосознанно, стихийно. Но за стихийностью угадывается и прирожденный артистизм, и подвижное воображение, и чрезвычайно трогающий в наш рассудочный век искренний сценический темперамент. Так что при должной (и немалой) доле трудов балет может обрести в его лице исполнителя оригинального и сильного.
Одним словом, с какой стороны ни посмотришь на «Тристана и Изольду» — все здесь по важности и принципиальности выходит за пределы одного номера. Потребность в стройном хореографическом зрелище, спаянном единым замыслом, предполагающем полное и свободное раскрытие индивидуальности постановщиков, очевидна. Пусть же на концертных афишах чаще появляются знакомые и совсем новые имена. От такого «нашествия» балет на эстраде только выиграет.
А. ИЛУПИНА, Е. ЛУЦКАЯ
Журнал Советский цирк. Июнь 1968 г.
оставить комментарий