Заметки о комическом трюке
В системе выразительных средств циркового искусства особое место занимает трюк. Трюк — образный язык манежа. Трюки — основа каждого из цирковых жанров и в каждом обладают своей спецификой.
Понятие «цирковой трюк» имеет широкий круг значений. Но если в жанре акробатики, дрессировки, наездничества, жонглирования, словом, в любой разновидности искусства цирка основная функция трюка — удивлять, то в искусстве клоунады задача трюка — смешить.
На фото. Леонид Енгибаров.
Условимся называть трюки этого рода комическими. Или сокращенно, как теперь принято, «КТ» — комический трюк.
КТ — смеховая единица клоунского выступления, а также любого комического номера. Эмоциональный эффект КТ строится на визуальном (зрительном) восприятии. Благодаря действию фактора неожиданности, КТ усиливает комизм ситуации. (Аналогичную смеховую единицу в кинокомедии принято называть «гэгом». Известный историки теоретик киноискусства Жорж Садуль считает, что удачные «гэги» также необходимы для создания комического фильма, как и негатив для фильма. A его коллега Франсуа Марс посвятил исследованию этого предмета целую книгу, которая так и называетcя «Гэг».)
Комические трюки, используемые в цирке, подразделяются на механические, то есть такие, в которых применена механика, подчас довольно сложная, и трюки, которые условно можно назвать телесными или натренированными. K числу первых, например, относятся ходули особой конструкции, встав на которые клоун вырастает метра этак на два... Сюда же присоединим и стол, неожиданно разваливающийся в нужный момент сам по себе, словно бы по собственной инициативе. И оброненный на землю носовой платок, который по команде комика мнгновенно возвращается на свое место — в карман. И галстук, который, будто дразня своего хозяина-эксцентрика, то и дело поднимается торчком. И круглый стул на одной ножке, каким пользуются пианисты. B самый патетический момент этот стул вместе с вдохновенным музыкантом взвивался вдруг на добрых три метра вверх... K слову заметить, исполнял этот трюк выдающийся швейцарский клоун Грок, единственный из актеров комедийного плана, удостоенный в 20-e годы нашего столетия звания доктора философских наук, Грок писал в своих мемуарах, что комические трюки лежат в основе всех его номеров.
Телесные трюки чаще всего исполняются без каких-либо технических приспособлений. В этом случае материалом служит лишь тренированное тело артиста. В основе этого рода комических трюков обычно лежит акробатика. Сюда относятся всевозможные каскады, иначе говоря, искусные падения, или же зaтейливые перекaты, смешные прыжки, выворачивания и всевозможные складывания корпуса. K этой же категории причислим и КТ c несложным реквизитом — листом бумаги, стулом или, допустим, шамбарьером, то есть длинным бичом, которым пользуются дрессировщики лошадей.
Исполнение иных из канонических трюков требовало долгих месяцев тренировок. Назову, к примеру, «грабли». Д. C. Альперов, автор записок «На арене старого цирка», рассказал автору этик строк, какого труда стоило его отцу, тоже клоуну, отрепетировать трюк с граблями. (Теперь, пожалуй, лишь завсегдатаи цирка помнят, как униформисты, сноровисто орудуя граблями, разравнивали опилки на манеже. Ныне граблями не пользуются: все или почти все наши цирки вместо опилок покрыты слоем резины.) Клоуну Сергею Альперову надо было научиться, пробегая через манеж, «нечаянно» наступить на зубья кем-то брошенных граблей, наступить c таким расчетом, чтобы палка подскочила и ударил его по лбу. Так вот тренировка этого, не бог весть какого трюка, заняла без малого год.
На фото. Татьяна и Юрий Никулин
Форма забавных сценок без текста, густо нашпигованных КТ, берет свое начало в старой Англии, первой из европейских стран вздумавшей, как пишет знаток предмета, «одухотворить грубое содержание трюка... Там бессмысленный показ мускулов стал чем-то зaбавным, грустным, иногда трагичным; там гибкость, проворство, ловкость тела впeрвые задались целью вызвать смех, страх, мечты – так, как это делает театр».
(Э. Гонкур, «Братья Земгано».)
Что для нас важно в процитированных словах? Эстетическое обоснование природы комического трюка, творчески преобразованного из элементарной демонстрации мышечной натренированности в осмысленное зрелище, уподобленное по силе эмоционального воздействия театру. Различна эстетическая ценность трюков, неодинаково их смысловое наполнение, несхож смеховой заряд:
одни способны вызвать взрыв хохота, другие — лишь улыбку, однако общее для всех трюков — их роль в художественной системе клоунады — роль одного из могучих средств выразительности. Без трюков клоун вообще немыслим, и в особенности клоун-мим.
И еще одно общее правило: комический трюк в руках мастера смеха должен быть осмыслен и органичен характеру клоунского образа.
КТ, по большей части, краток и динамичен. Затянутый во времени или зaмедленный по ритму, он утрачивает свою смеховую силу. Надежнее всего срабатывает трюк в контексте клоунады при условии, если он точно в нее вписался, ибо не раз бывало, что трюк, вставленный в начало сценки, слабо смешил, a перемещенный в конец — вызывал взрыв хохота. Опытные комики хорошо знают, как важно, чтобы зрители были «разогреты», иначе говоря, подготовлены к кульминации, приведены в радостно-приподнятое настроение. C этой целью поднаторелые в своем деле актеры дают сперва апробированные шутки. Однако и то следует отметить, что психология зрительского восприятия не одинакова. Имеются трюки, которые смешат лишь, так сказать, подготовленную публику c повышенной «юморочувствительностью».
При всей своей краткости комический трюк так же, как и любая пьеса, имеет экспозицию, развитие и, наконец, разрешение или, говоря другими словами, финальный взрыв (иногда в буквальном смысле), имеется в виду смешная концовка, о которой профессионaлы говорят: «Трюк должен выстрелить»... B момент неожиданного «выстрела» зрители испытывают ощущение некой встряски. Причем встряски приятного свойства, близкой к всплеску радости, выражаемой смеховой разрядкой, в которой находит удовлетворение присущее большинству людей чувство юмора. КТ способны растормошить глубоко спрятанную в нашей душе ребячливость, возвратить нас в детство c его беспечностью, жаждой повеселиться и похохотать по любому поводу.
B построении КТ ведущая роль принадлежит «посылке», то есть логической подготовке к смешному эффекту. (Иногда «посылку» называют мотивированной.) «Посылкой» в известной клоунаде «Разбитая статуя», бесподобно исполнявшейся Карандашом, служило нечаянное действие неуклюжего обывателя, опрокинувшего творение античного скульптора. За «посылкой» следует цепь неизбежных следствий — собственно комические трюки. Они стремительно сменяют друг друга. Если 6ы кому-то пришло в голову составить перечень КТ в «Разбитой статуе», то он наверняка насчитал бы их не менее тридцати — больших и малых.
Как ни велико многообразие форм КТ, они в то же время обладают одним общим признаком — оперируют жизненно-бытовыми предметами. Основой для КТ в большинстве случаев служат знакомые каждому вещи: бутылка, стул, кобура револьвера, колесо, очки, цветы, тросточка, телефонная трубка и тому подобное. И вот эти обычные, повседневные предметы c помощью фантазии, в результате клоунского мышления приобретают новое, неожиданное качество — способность вызывать смех. Давайте посмотрим, каким образом из перечисленных только что аксессуаров высекается комический эффект. Возьмем, к примеру, бутылку. Клоуны решили отметить день рождения своего друга — инспектора манежа. По этому поводу откупорено игристое шампанское. Но... O ужас! Струя из горлышка бyтылки ударила чуть ли не под самый купол. И безостановочно фонтанирует. Клоуны смущены. Первое, что пришло в голову,— скорее прикрыть горлышко ладонью, но струя озорно пронзила руку по-прежнему хлещет и хлещет. Тогда на помощь ринулся второй клоун: плотно прижал свои ладони к ладоням партнера — куда там!
И их прошило. Нет, так y нас ничего не выйдет. Поищем другой выход.
Натянули на горлышко шляпу. Думаете, помогло? Ничуть не бывало! Наконец в панике рыжий сам уселся на горлышко бутылки. И тут струя, «пробив» беднягу насквозь, начала фонтанировать из eгo головы... B финале неожиданный поворот — партнер догaдался перерезать струю как нитку огромными ножницами. Немудрящая, казалось 6ы, сценка обернулась пятью минутами непрерывного смеха.
Или еще один КТ с кобурой револьвера. Клоун, исполняющий в пантомиме роль начальника полиции, в самый напряженный момент хватается за оружие. C угрожающим видом, свирепо вpащая белками глаз, он решительно ударяет по кобуре, нервно отстегивает ее, но вместо ожидаемого всеми револьвера вытаскивает из кобуры... носовой платок и громко сморкается.
B том же ряду стоят и КТ со стулом, и c телефонной трубкой. На протяжении столетий комики всех родов придумали десятки смешных трюков со стулом. Достаточно сказать, что только способов проваливаться сквозь сиденье насчитывается более дюжины.
...Клоуна послали за пивом: начальство мучит жажда. зачем бежать куда-то. Сейчас устрою. Рыжий позвонил знакомой буфетчице — и все а порядке: подставляй посуду. Из той самой телефонной трубки, по которой только что шел разговор, выливается на наших глазах полная кружка свежего пива.
Существует немало других бытовых предметов, из которых комики научились безотказно извлекать смех.
Скажем, кусок скользкого мыла, который никак не удержать в руках. Или ведро краски: рыжему недотепе поручили подняться c ним на стремянку. Нетрудно представить себе, в каком виде он спустился вниз и как выглядели те, кто стоял под лестницей и подавал советы...
В комических трюках вещи как 6ы одушевляются, им как бы придается способность действовать разумно, иногда в отличив от их владельцев.
Вначале бытовые предметы функционируют по своему прямому назначению, но затем происходит эксцентрический сдвиг: нарушаются жизненные закономерности. И тогда платок прыгает в карман, струя пронзает клоуна насквозь, скрипка «дерется», a рояль стреляет.
Единого принципе действия КТ не существует. Смеховой эффект в каждом отдельном случае достигается посредством того или иного приема. Например, совмещением несовместимого, как, скажем, в описанном случае c носовым платком, который находился в револьверной кобуре. Или назовем другой прием: выбор средства, непригодного для достижения цели. Знаменитый Грок пытался починить продавленный им стул: приклеить круглое сиденье. С этой целью он облизывал языком его кромку, как это делают некоторые, запечатывaя конверт с письмом.
Один из наиболее частых мотивов КТ — вещь, используемая не по прямому назначению. Популярный клоун Вяткин выводил на манеж свою собачонку Манюню на поводке, который был сделан из корабельного каната. Зрителей забавлял такой алогизм: канат, спocoбный удержать огромный пароход, использован для прогуливания маленькой собaчонки.
Многие комические трюки воздействуют на зрителей тем, что в них привычная логика поступка заменяется логикой ребенка, впервые сталкивающегося с незнакомыми жизненными явлениями. Имеется целый ряд смешных трюков, пострoeнных на приеме, который условно назовем «мнимая трудность». Им часто пользовался Карандаш в начале своей карьеры и проделывал это c актерским блеском. Он же любил прием, который принято называть: «с серьезным видом совершать нелепые поступки». Как, безусловно, помнят многие, этот любимец публики c необыкновенной сосредоточенностью демонстрировал глубокую Тарелку — сперва левой половине цирка, затем — правой. После этой церемонии он разбивал ударом молотка тарелку и величаво раскланивался во все стороны, словно после удачно выполненного смертельного прыжка. B этом месте необходимо сделать оговорку. Восприятие циркового комизма не предназначено для глубокого размышления. Вдумываться в смешные фортеля просто ни к чему — они вне логического анализа. Их мотивировка подчинена другим законам: рассчитана на живую сиюминутную реакцию. Другое дело, что они требуют от зрителя, чтобы он принял условия именно этой игры, требуют соучастия, увлеченности происходящим и полной веры в досужий вымысел, как в правду.
Откуда же берутся комические трюки, кто их придумывает? Иногда литераторы, но чаще всего сами актеры-исполнители. Однако и в том и в другом случае изобретение КТ находится в прямой связи с особым типом мышления — клоунским. Подавляющее большинство канонизировенных трюков не имеет определенного авторства, они переходят от поколения к поколению. Среди значительных творческих находок, ставших, быть может, эпохальными в масштабах цирка, вошедших в историю циркового комизма, были поистине выдающиеся открытия, такие, скажем, к примеру, как бьющие из глаз «слезы» и поднимающиеся дыбом волосы — нехитрое приспособление, c помощью которого стало возможно так впечатляюще ярко, визуально выражать гиперболизованные чувства — предельное горе, страх, ужас, удивление. (Актерoв-комиков, которых когда-то, в какой-то стране осенила счастливая догадка впервые смастерить для себя «слезы» и «поднимaющийся парик», лично я считаю выдающимися творцами. Скольким тысячам комедиантов во всем мире дали они возможность пользоваться этим замечательным изо6ретенизм.)
Некоторые исследователи проблем эстетики относят смешные трюки к малоценным видам комизма, считают их элементарно комическими, лишенными общественного содержания. Да, надо признать, что большая часть КТ носит чисто развлекательный характер. Это всего-навсего веселые шутки, забавные анекдоты в действии. Их восприятие не требует умственных усилий и эстетических оценок. Это комизм простых эмоций. И вместе c тем беззаботный смех как одна из форм разрядки после напряженного трудового дня, как стимулятор жизненных сил, как проявление чувства жизнерадостности, присущее большинству людей, тоже имеет полное право на существование наряду со смехом, общественно значимым. «упрекать шутку за то, что она не несет в себе важного жизненного урока... представляется мне,— писал в газете «Правда» Игорь Ильинский,— величайшим ханжеством».
B профессиональной среде КТ классифицируются как «проходныe» и «сюжетные». Первые по своей краткой длительности и по смеховому эффекту относятся к незначительным, исполняемым как бы между прочим.
Вторые — развернутые по времени и смысловому наполнению — служат фундаментом, на котором выстраивается целое сюжетное антре. Через такого рода трюк — иногда его называют центральным — выражается идея разыгрываемой клоунады. Примером может служить сатирически6уффонная сценка «Штапель», широко исполнявшаяся в 50-е годы (автор Ю. Благов). Своим острием сценка была направлена против бракоделов, выпускавших материю, которая при стирке девала сильную усадку. центральным трюком служила некая фантастическая стиральная машина, выполненная по-клоунски условно.
Сюжет сценки сводился в тому, что директор пошивочного ателье «Спокойной ночи», выпускающего пижамы из штапеля, попадает, разумеется, не по своей воле, в стиральную машину, из которой его извлекают в сильно «усевшем» виде.
Используя КТ в качестве строительного материала, так сказать, кирпичей и блоков, комик складывает из них веселую конструкцию своей интермедии или целого антре. A в иных случаях и подлинно художественное сооружение, как, скажем, в клоунаде «Разбитая статуя» Карандаша или в буффонадном антре «Автомобилист» Олега Попова, в сатирической сценке «Цветы» Ю. Никулина и M. Шуйдина или в философской притче «Баланс на катушках» Леонида Енгибарова. Этот мастер, вообще говоря, ставил комические трюки во главу угла творчества клоуна. Это ему принадлежит изречение: «Комик без смешного трюка, что плотник без топора».
И в заключение приведу важное для темы этик заметок суждение K. C. Станиславского o месте и роли КТ в зрелищной структуре. Трюки, говорил он, «должны быть так идеально вмонтированы, так оправданы, чтобы их возникновения зритель не замечал».
Р. СЛАВСКИЙ
Журнал Советская эстрада и цирк. Сентябрь 1986 г.
оставить комментарий