О конферансье
Говорить об обязанностях конферансье, казалось бы, нет никакой необходимости. И швец, и жнец, и на дуде игрец
Роль его совершенно ясна. Во всяком случае, зрители хорошо знают, что с выходом ведущего на эстраду начинается концерт, и им сообщат, кто и что будет делать. Но, к сожалению, все чаще и чаще за последнее время приходится убеждаться в том, что сами конферансье перестали понимать свои обязанности. ...Мы присутствовали на одном из эстрадных концертов. Вел его артист Московской государственной эстрады Леонид Шипов. Как и полагается столичному артисту, он был безукоризненно одет и причесан. Первые же сказанные им фразы установили контакт с публикой, и мы ждали, что, взяв бразды правления в свои руки, Шилов тактично поведет концерт. Но на наших глазах произошло неожиданное смещение основных истин. Конферансье стал сам исполнителем! Свой номер он сделал старательно и добросовестно, а потом, как бы между прочим, назвал фамилию очередного исполнителя. Не объявил, а именно назвал, как-то скороговоркой, невнятно.
Перед следующим номером конферансье опять долго рассуждал о любви, о бюрократах, о звукопроницаемости в новых домах и прочих вещах, совершенно не относящихся ни к концерту, ни к жанру артиста, которого он должен был представить публике. Так продолжалось и дальше. Злоупотребляя терпением зрителей, Шипов после каждого номера сам рассказывал, пел и исполнял пародии. Словом, в течение всего вечера он старался быть в центре внимания. Как известно, слово «конферансье» — французское. В буквальном переводе на русский язык оно значит «докладчик». Следовательно, основная обязанность конферансье — четко объявить («доложить») артиста и исполняемый им номер! Иначе происходит сегодня на нашей эстраде.
Московские конферансье В. Ладыженский, Е. Кравинский вообще рассматривают себя в концерте величинами первейшего значения, а всех остальных участников — средством, помогающим им выявлять свои творческие способности. Не отстают от них и ленинградские коллеги. Дошло до того, что стали составляться специальные программы, в которых конферансье занимают основное место. Несколько лет О. Милявский выступает с эстрадным оркестром. Казалось бы, в концерте такого ансамбля музыка должна быть в центре внимания. Получается иное. Не музыка и не песня, а конферансье О. Милявский занимает в программе доминирующее положение. Правильно ли это? Конечно, нет. Но плохие примеры заразительны. Манеру столичных конферансье быстро переняли их коллеги из периферийных филармоний. Нам довелось быть на концерте в г. Брянске. Конферансье Павел Светлов в эстрадной программе, которая длилась около двух часов, на свое выступление занял половину! Из 16 номеров, показанных в этот вечер, 10 исполнял Светлов. Он играл сценки, исполнял куплеты, танцевал рок-н-ролл, пытался «петь» в микрофон...
Во Владимирской филармонии я встретился с конферансье Николаем Мазуровым — молодым, способным артистом. И опять та же ошибка — много лишних, малоинтересных выступлений и непродуманное «скороговоркой» объявление номеров. В Краснодаре работает конферансье Аркадий Крылов. У актера есть сценический опыт, но... За долгие минуты пребывания на сцене обнаруживаются все его недостатки — отсутствие актерского обаяния, плохая речь, ненужный пафос, неумение просто и четко объявить очередного исполнителя. Но дирекция хочет, чтобы при малом количестве исполнителей концерт длился полтора-два часа, и она идет на длительное пребывание А. Крылова на сцене. А на концерте в Сочинском театре я увидел эстрадную группу Ялтинской филармонии, возглавляемую конферансье Павлом Нальским. Это актер весьма скромного дарования, не яркий комик и не простак, скорее характерный актер на вторые роли.
Но подобное амплуа не устраивает П. Нальского, и он решил блеснуть на эстраде. Чего только он не делает: читает фельетон, поет куплеты, дергает струны на контрабасе (именно дергает, а не играет!), выступает в сценках из оперетт, но всего этого конферансье кажется недостаточным, и он пускается в пляску, изображая в лохматом парике и волочащейся юбке — цыганку (!). И самое досадное, наконец, в том, что репризы конферансье П. Нальского и его партнера Н. Федотова далеки от нашей жизни, от действительности, они давно устарели и рассчитаны на нетребовательного слушателя (пародия на русскую шуточную песню «Комара муха любила», интермедия с разыгрыванием кроссворда, сценка-пародия на дуэт Сильвы и Эдвина из оперетты Кальмана «Сильва»). Иногда приходится слышать рассуждения о том, что, мол, конферансье не у кого учиться, и это должно служить как бы оправданием их антихудожественным выступлениям. Нет нужды пояснять, насколько это неверно! Еще сейчас здравствует умный, талантливый конферансье А. Алексеев, непринужденно и умно умевший разговаривать со зрителями. У него многому могут поучиться артисты, работающие в этой области.
Умение вести программу отличает одного из старейших мастеров М. Гаркави. У него хорошая манера «подать» актера, поднести номер; способность своими шутками объединить программу, дать нужный ритм концерту. Он обладает даром импровизации, а не ограничивается заучиванием строк, написанных чужой рукой, которые подчас никак нельзя приспособить именно здесь, именно сейчас! Есть у нас и молодые способные конферансье. Одним из них является Э. Радов. Не выпячивая себя, он стремится способствовать успеху концерта — в этом видит он свою задачу. Прекрасно заявили о себе в концертах для детей Е. Нейд и С. Зуев.
...В ВГКО существует отдел сатиры и юмора. Этот отдел заказывает для конферансье литературные тексты и музыку, причем, как правило, каждый требует, чтобы ему написали вступительный монолог, фельетон, куплеты и несколько реприз. Все это заучивается и потом изо дня в день на протяжении ряда лет прокатывается. Меняются составы исполнителей, меняются концертные площадки, но остается стандартным выступление конферансье.
К. ЯРЦЕВ, режиссер
Журнал Советский цирк. Июнь 1964 г.
оставить комментарий