В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О людях цирка

Осмелюсь утверждать, что, когда о огромном книжном море появляется новая книга о цирке, это всегда пусть маленькое, но событие.

По крайней мере для тех, кто любит древнее и вечно молодое искусство цирка. Им же, как известно, несть числа. А выходят такие книги не так уж часто. И можно только приветствовать инициативу Верхне-Волжского книжного издательства, выпустившего недавно сборник повестей и рассказов Василия Великанова "Железный цирке".

Заглавие это, данное по названию открывающего книгу рассказа, не совсем точно отражает ее содержание в целом. Рассказ «Железный цирк» посвящен подвижническому труду сатириков дореволюционного цирка братьев Петра и Валентина Грибооских, выступавших под псевдонимом Вальпетти, а также нелегкой судьбе их юных коллег— маленьких негров, брата и сестры Багри и Топси Кук. Действие же других рассказов и повестей «Рита» и «Бобо» происходит в послеоктябрьское время, их герои — люди советского цирка. Однако, выделяясь тематически среди остального состава сборника, первый рассказ контрастно оттеняет, подчеркивает буквально несоизмеримую разницу, диаметральную противоположность условий, характера жизни и работы цирковых артистов в старое, дореволюционное и в наше, социалистическое время. Там — полное бесправие, унижение человека, бездушие и жестокость хозяйчика-эксплуататора. У нас — воодушевляющее социальное равноправие, всесторонняя моральная и материальная поддержка артиста, ставшая нормой атмосфера государственной заботы о людях, гуманной заинтересованности в их труде.

В издательской аннотации к книге говорится, что описателя В. Д. Великанова юные читатели хорошо знают по его интересным книгам «Разбойник и Мишка», «Приключения укротителя» и др.» и что, «верный своей излюбленной тематике, автор и на этот раз вводит читателя в мир драматичных, занимательных и поучительных приключений артистов цирка — дрессировщиков».

Мне не довелось читать предыдущие книги Великанова, но и эта в достаточной мере позволяет определить, что он хорошо знает предмет, о котором пишет, по-настоящему любит его и умеет увлечь этой своей любовью нас, читателей. Причем наверняка не одних лишь юных. Ведь любви к животным, особенно к тем, что радуют, умиляют, веселят нас на цирковой арене, поистине все возрасты покорны. А профессия дрессировщика — необычная, неимоверно сложная, порой опасная — овеяна притягательной романтикой разно кок для ребят, так и для взрослых. Что же касается приключений, действительно «драматичных, занимательных и поучительных», то их в жизни и труде людей, работающих с четвероногими артистами, конечно же, предостаточно.

В этом убеждаешься еще и еще раз, знакомясь во всех интереснейших подробностях с профессиональным становлением молодой дрессировщицы хищников Маргариты Петровой, создавшей всемирно знаменитый тигриный аттракцион (повесть «Рита»); с историей взаимоотношений только начинающего самостоятельную трудовую жизнь Бори Барабанова и его друга-великана слона Бобо, вместе с которым юноша преодолевает чреватый многими осложнениями путь от рабочего Ленинградского зоопарка до артиста (повесть «Бобо»).

В повестях этих довольно явственно просматриваются реальные прототипы главных персонажей. Называть их здесь, думается, нет нужды, поскольку мы имеем дело с художественными произведениями, в которых уместен, правомерен и несомненно присутствует определенный авторский домысел. Но тот факт, что писатель идет от непридуманной действительности, от конкретных человеческих судеб, придает особую достоверность всему, что происходит с его героями на арене, за кулисами, в личной жизни.

Столь же естественно, непринужденно описаны люди и их подопечные звери а цикле объединенном подзаголовком «Рассказ дрессировщика» («Как меня спасли медвежата», Потап лютует, «С медведем по Волге», «Слоновья дружба»). И в этих рассказах мы также становимся заинтересованными свидетелями множества ситуаций, когда животные трогательно отвечают человеку на добро, ласку, на обращение с ними, слову Есенина, как с «братьями нашими меньшими». Недаром рассказчик, от лица которого ведется здесь повествование, объясняя расположение к нему зверей, ссылается не только на свое призвание, но и говорит: «Я ведь их никогда не бил, жалел». О, как много вбирает в себя это короткое, ёмкое слово — «жалел». Тут и безграничная терпеливость, выдержка, и бессонные ночи, и благородное, всепоглощающее стремление стать подлинным другом бессловесному, но по-своему разумному существу. И оно всегда сторицей отплатит тебе за такое отношение.

Примечательны в этом плане заключающие сборник рассказы «Казачонок» и «Прыжок», действие которых лишь начинается о цирке, а затем развертывается на одном из участков фронта в годы Великой Отечественной войны. Неизвестно, как сложилась бы судьба их героя, юного наездника Пети Сердюка из конного аттракциона кубанских казаков, если бы не его верная золотистая Ласточка. Именно эта умная, отлично выдрессированная лошадь помогает молодому кавалеристу-разведчику выполнять боевые задания и не раз спасает его от врагов. Потому-то, когда раненого Петю отправляют в тыл, он просит: «Ласточку мою никому не отдавайте. Я скоро вернусь из госпиталя...»

И еще в этой книге красной нитью проходит мысль, принадлежащая старому, заслуженному укротителю хищных зверей Борису Ивановичу Афанасьеву из повести «Рита». Прошедший с детства большую и трудную школу циркового артиста — от акробата и гимнаста до дрессировщика медведей и львов, он «знал, что успех в любом жанре циркового искусства решает горячая любовь к своему делу, твердый характер и «кураж». Именно это и создает в конечном счете настоящего циркового артиста, смелого, ловкого, красивого».

Такими и запоминаются нам те, о ком увлеченно и правдиво поведал в своих произведениях писатель Василий Великанов, скромно называющий себя «болельщиком циркового искусства».

Н. ЛЕЙКИН

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100