О народном цирке «Юность» - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О народном цирке «Юность»

О народном цирке «Юность», созданном при Доме культуры «Красный Октябрь» Московского электромашино-строительного завода «Памяти революции 1905 года», не раз писали газеты и журналы.

М. Зингер и А. Минкина на репетиции

Среди любительских цирковых коллективов — это, пожалуй, один из самых известных. И не только В нашей стране: его артисты выступали в Англии, Афганистане, Болгарии, Венгрии, ГДР, Франции, Чехословакии, их показывали по телевидению, снимали в художественных фильмах.
Цирк «Юность» — обладатель многих высоких наград и званий. Старожилы коллектива подсчитали: у него более ста дипломов и грамот, завоеванных на самых престижных смотрах и фестивалях.
Все двадцать четыре года, что существует коллектив, его возглавляет мастер спорта СССР по акробатике Михаил Михайлович Зингер. Ему 50 лет, в прошлом окончил ГУЦЭИ, выступал в цирке с номером «Партерно-воздушный полет». После травмы оставил манеж, пришел в цирковую самодеятельность.
О работе народного цирка «Юность», о его трудностях и проблемах беседует с художественным руководителем коллектива М. ЗИНГЕРОМ наш корреспондент Н. НИКОЛАЕВ.

КОРР. Михаил Михайлович, дело прошлое — очень жалеете, что пришлось в свое время уйти из цирка!

М. 3. Расставаться с манежем было, конечно, жаль. Но у меня нет такого ощущения, что я ушел из цирка. Изменился характер работы, иными стали творческие задачи, которые приходится решать, но мир цирка был и остается моим миром. И если уж говорить совсем откровенно, сегодня я просто не представляю, что мог бы уйти из самодеятельности, заняться каким-то другим делом.

КОРР. Сколько человек 

прошло через ваш коллектив со дня его образования?

М. 3. Более тысячи. Сейчас в нашем цирке занимаются 45 человек, в детской студии — 30. Есть при Дворце культуры и платная цирковая школа для детей, рассчитанная на два года. Там число учащихся колеблется от 30 до 60 человек.

КОРР. Как люди приходят в цирковую самодеятельность, какие желания при этом высказывают и к чему стремятся!

М. 3. По-разному бывает. До сих пор вспоминаю, как в середине 60-х годов пришел к нам школьник еще с порога категорически заявил: «Хочу быть клоуном!» Нам он сразу понравился: есть обостренное чувство юмора, умение фантазировать, общаться с воображаемым партнером. Занимался он у нас пять лет. Одновременно окончил общеобразовательную школу, поступил в Полиграфический техникум, а потом — прямым ходом в ГУЦЭИ. Сейчас это популярный клоун, народный артист РСФСР Ю. Куклачев.
Бывало и по-другому. Зайдя как-то в деревообделочный цех нашего завода, я обратил внимание на атлетически сложенного человека. Подумал: вот к нам бы такого! Познакомились — станочник Ю. Левшевцев, тридцать три года, женат, двое детей. Пригласил его на занятие. Это было пять лет назад. Сегодня Левшевцев — председатель художественного совета нашего коллектива, основной исполнитель (нижний) в двух номерах — «Вольтижная тройка» и «Акробаты на подкидной доске». По роду своей профессии он весь день занят нелегким физическим трудом, и это не мешает ему посещать репетиции и выступать в программах народного цирка, что тоже, как вы знаете, сопряжено с немалыми нагрузками.

КОРР. Вот вы вспомнили

 Юрия Куклачева. Сколько ваших воспитанников стало профессиональными артистами!

М. 3. Немногим более тридцати. Одни перед этим окончили цирковое училище, других пригласили партнерами в уже готовые номера. Среди них — дрессировщик А. Филатов, акробаты А. Ерофеев и Н. Марчуков, гимнаст Е. Антипов...
Иногда меня спрашивают: тридцать человек за двадцать с лишним лет — почему так мало? Но ведь народный цирк и не ставит своей задачей подготовку профессиональных исполнителей. Для нас главное — разбудить у людей интерес к цирковому искусству, приобщить к художественному творчеству, а будут они артистами или не будут — какое это, в сущности, имеет значение.
Нас более радует другое: придя на первое занятие, человек обычно говорит: «Я люблю цирк», а потом, через полтора-два года, признается: «Без цирка жить не могу». Значит, по-настоящему увлекся цирковым искусством, нашел занятие по душе и сердцу. И не случайно, что многие подолгу, на несколько лет, задерживаются в коллективе, пробуют свои силы в разных жанрах. Более двадцати лет, к примеру, занимается у нас иллюзионист Ю. Вилков — контролер ОТК Научно-исследовательского института медицинской аппаратуры, тринадцатилетний «цирковой стаж» у акробата и клоуна С. Миронова — рабочего кондитерской фабрики «Красный Октябрь». Ни тот, ни другой, насколько я знаю, никогда не собирались стать профессиональными артистами.

КОРР. Когда я был на вашей репетиции, в соседней комнате стояла детская коляска, в которой спал ребенок. Думаю, что при таком раннем приобщении к цирку он тоже со временем придет в ваш коллектив.

М. 3. Если полюбит так же горячо и преданно, как любят его родители, то нашего коллектива ему не миновать. У нас, как и в профессиональном цирке, много молодых супружеских пар, бывает, не с кем оставить ребенка, а пропускать репетицию не хочется. Вот и приходят с колясками.
Если уж мы заговорили о супружеских парах, то скажу еще вот о чем. Многие молодые семьи, можно сказать, родились в нашем коллективе. Здесь люди познакомились, полюбили друг друга, общее увлечение цирком еще более сблизило их. Мужем и женой стали наши артисты Л. Панасенкова и С. Миронов, Л. Астрафурова и В Радюхин, А. Брагина и С. Захарченко, О. Шибанова и В. Буцких... Так что и у нас, как видите, зарождаются цирковые семейные династии.

КОРР. Кто-то мне рассказывал о ваших капустниках. Как они проходят!

М. 3. На мой взгляд, очень интересно, ребятам они нравятся. Артисты разных жанров пародируют друг друга, показывают забавные номера-шаржи. К капустникам серьезно готовятся, рождается своеобразное соревнование — чья пародия будет самой остроумной и смешной. Вообще мы стараемся не ограничиваться репетициями и выступлениями «на публике». Устраиваем совместные походы, вечера отдыха, новогодние карнавалы. Нередко приглашаем на просмотры родителей — пусть они посмотрят, чем занимаются их дети. Стараемся как можно чаще встречаться с артистами профессионального цирка. Все это еще более сплачивает коллектив, создает у людей хорошее творческое настроение.

КОРР. Михаил Михайлович, до сих пор мы говорили о том, что радует. А что огорчает, какие трудности испытывает ваш коллектив! Недавно я разговаривал с методистом по цирковому искусству межсоюзного Дома самодеятельного творчества, в прошлом артисткой цирка и эстрады Зоей Ивановной Глазковой, которая, кстати, и посоветовала мне встретиться с вами. По ее мнению, едва ли ни самая большая трудность — приобретение аппаратуры и реквизита. А как вы считаете!

М. 3. Зоя Ивановна права. Странная получается вещь: все вроде бы понимают, что артистам цирка, будь то профессионалы или любители, нужны особая аппаратура, специальный реквизит — без этого мы просто не можем работать. А где их взять? Кто изготовит по нашей просьбе, по нашему заказу подкидную доску или трапецию, «зубник» или переходную лестницу?
Много лет назад в главке работал режиссер Казимир Казимирович Бобок. Он очень помогал нам. И не только советом, консультацией. С его помощью нам удавалось время от времени «пробивать» наши заявки. Однажды, помню, он написал письмо в партком главка, чтобы комбинат Союзгосцирка изготовил для коллектива «бамбук» и «рамку». Это был редкий случай, когда нашу заявку удовлетворили.
Сегодня я даже не знаю к кому обращаться. Просить содействия у руководства Союзгосцирка бесполезно — в этом я убеждался не раз. Не идет нам навстречу и дирекция комбината: у нее свои заботы и планы, мы для нее «чужие», для нас «нет времени». Правда, когда удается порой договориться с тем или иным мастером «приватным образом» и заплатить ему наличными, время находится. Но где брать деньги для таких расчетов, из собственного кармана?

КОРР. Ну и как же вы выходите из положения!

М. 3. Есть два пути. Первый — бить челом дирекции нашего завода, начальникам цехов, что мы и делаем, пользуясь добрым к нам отношением. Разумеется, им большое спасибо, но сколько можно выступать в роли просителей? Я уже не говорю о том, что мастер изготовляющий реквизит и аппаратуру, должен хотя бы в общих чертах знать специфику цирка, уметь сделать необходимые расчеты, определить допустимую нагрузку и т. д. Получаем мы, к примеру, штамберт, изготовленный на заводе, нужен технический паспорт'— кто его составит? И где гарантия, что эта металлическая перекладина отвечает требованиям техники безопасности? А ведь цирк — это такое дело, где малейший дефект снаряда или аппарата может повлечь за собой тяжелые последствия.
Есть и второй путь — делать все, что возможно, своими руками. Я, скажем, научился плесть тросы, собираю несложные снаряды, другие тоже не сидят без дела — постоянно что-то строгают, выпиливают, красят. Но много ли сделаешь своими силами — нужны квалифицированные специалисты, материалы.

КОРР. Как, по вашему мнению, можно решить эту проблему!

М. 3. В Москве три народных цирка, не считая других коллективов цирковой самодеятельности (их более тридцати). Наверное, приспело время подумать о создании специальной, пусть небольшой мастерской, где артисты любительских цирков могли бы заказать по безналичному расчету аппаратуру, реквизит. Без работы она сидеть не будет — таких мастерских, насколько мне известно, нет и в других городах. Столь же необходимо и профилированное пошивочное ателье.

КОРР. С костюмами, выходит, тоже плохо!

М. 3. Плохо — это не то слово. Однажды я передал руководству главка письмо, в котором дирекция XIII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве просила Союзгосцирк оказать нам содействие в изготовлении двадцати костюмов. Ничего из этого не вышло: главк кивал на комбинат, комбинат — на главк. Пришлось брать костюмы напрокат. Потом я подсчитал: денег, которые мы перечислили «Мостеакостюму» за месячный прокат, с лихвой хватило бы на пошив новых костюмов.
Пробовали мы обращаться в бытовые ателье, где заказы принимают по безналичному расчету. Но опять же специфика цирка: костюмы здесь шьют без учета особенностей нашей работы, они быстро рвутся, «пузырятся», линяют. К тому же мы должны сами обшивать их блестками, мишурой — в обычных ателье этого не делают.
Иногда выручают знакомые артисты, отдают нам старые, «списанные» костюмы. И обидно бывает, когда на всесоюзных смотрах и фестивалях самодеятельного искусства московские цирковые коллективы одеты хуже, чем коллективы других городов и республик.
Недавно мы с большим трудом сумели оплатить эскизы новых костюмов, которые сделал по нашей просьбе художник. Эскизы есть, а вот когда будут костюмы, сшитые по этим эскизам, сказать затрудняюсь.

КОРР. Руководители народных цирков нередко сетуют на то, что трудно со штатами, что многие коллективы постоянно испытывают недостаток в режиссерах. А как у вас!

М. 3. Штаты — это тоже больной вопрос. Согласно Положению о народных цирках, нам предусмотрены по штату два человека — режиссер и балетмейстер. Но в том же Положении сказано, что в наших программах должны быть обязательно представлены основные цирковые жанры: акробатика, гимнастика, жонглирование, эквилибр, клоунада, иллюзия. Кроме того, народным циркам, в отличие от коллективов, не имеющих этого звания, предписано ежегодно обновлять программу на одну треть.
Вот и сопоставьте: подготовка номеров основных жанров, ежегодное обновление на одну треть — и всего два человека. Будь они, как говорится, хоть семи пядей во лбу (а найти балетмейстера, профессионально знающего цирк, — это тоже проблема), они просто-напросто не справятся с таким объемом работы. Убежден, что существующее ныне Положение о народных цирках устарело, оно требует обновления, доработки. И прежде всего в той его части, где говорится о штатах.

КОРР. Но как же, в таком случае, справляетесь вы! Ведь народный цирк «Юность», насколько мне известно, готовит не только сборные программы в двух отделениях, но и ставит тематические представления — такие, как «Второе призвание», «Пусть всегда будет солнце», «Нам нужен мир».

М. 3. Цирку «Юность», что называется, повезло. Дирекция Дома культуры «Красный Октябрь» (за что ей превеликая благодарность) изыскала в свое время возможность выделить нам три ставки режиссеров-педагогов. Не будь этого, мы ни сделали бы и половины того, что сделали.
И люди подобрались такие, что работать с ними — одно удовольствие: увлеченные, бескорыстные, готовые дневать и ночевать в коллективе. Десять лет назад пришли к нам супруги Горловы, в прошлом артисты цирка, Виктор Герасимович — мой первый помощник во всех делах и начинаниях, он ведет у нас такие жанры, как «подкидные доски» и «проволока»; Розе Федоровне ближе вольтижная работа, особенно охотно занимается со школьниками. Ребята в них души не чают.
Акробатическим жанром ведает у нас Владимир Дмитриевич Золотов, который много лет выступал на эстраде в номере «Акробаты с шестом». Он учит наших артистов тщательно отрабатывать трюки, доводить их, как мы говорим, «до чистоты».
С такими помощниками, повторяю, можно работать. И если наш коллектив сделал что-то доброе и. полезное для воспитания молодежи, для приобщения ее к искусству — это во многом заслуга режиссеров-педагогов.

...И художественного руководителя Михаила Михайловича ЗИНГЕРА, добавлю я. Его энергии, увлеченности, любви к цирку прежде всего обязан коллектив своими успехами и достижениями. Такие люди, как он, очень нужны нашему искусству, на них держится цирковая художественная самодеятельность.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования