О некоторых проблемах цирковой "кухни" - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О некоторых проблемах цирковой "кухни"

До начала представления в Московском цирке на Цветном бульваре остается каких-то полчаса. Я сижу в небольшой комнате до отказа наполненной людьми в красной униформе...

До начала представления остается пятнадцать минут, а я уже знаю, что один из этих людей, человек с внимательным мягким взглядом — заведующий цехом униформистов Шамиль Абдуллович Садеков. И что ом не любит говорить о своей работе, но сам влюблен в нес страстно. Знаю я и то, что два его соседа — Николай Николаевич Владимиров и Николай Павлович Воронков — в прошлом цирковые артисты. И что в одном из стенных шкафчиков гардеробной бережно хранятся старые пожелтевшие фотографии с потрепанными углами. Рассматриваю их. С одной мне молодецки улыбаются гимнасты в белых трико, лукаво подмигивает усатый клоун. Владимиров, сидящий рядом, поясняет:

—    Вот это Михаил Подчерников. А это я. В двадцать четвертом году начал у него учеником гимнаста. У Кремо еще работал, у Джиованни-Конева. Тоже «воздух». Потом у сестер Кох ассистентом.

Говорят, человек, полюбивший цирк, не сможет разлюбить его никогда. Так и случилось с Владимировым. Сейчас он уже на пенсии, а расстаться с манежем не может.

Ушли на пенсию и партнеры Воронкова, бывшего акробата с 37-летним стажем...

«Лучшие униформисты — это сами артисты», — вспоминаются мне слова инспектора манежа Московского цирка Завена Григорьевича Мартиросяна. Действительно, кто, кроме них, лучше может чувствовать специфику этого искусства, специфику его жанров?

Сам Завен Григорьевич тоже начинал свой творческий путь с униформиста. Начинал в Московском цирке на Цветном бульваре в то самое время, когда режиссером-инспектором здесь был известный Александр Борисович Буше. Сейчас Мартиросян — ведущий инспектор манежа. На его глазах из года в год приходят в униформу новички.

Порой он сожалеет:

—    Такая текучесть кодсов!

Радуется:

—    Есть все-таки у нас «старики» — опора наша!

Гордится:

—    Сколько мастеров арены вышло из наших униформистов!

Для многих работа в униформе стала хорошей школой. Школой и первой ступенькой к актерскому мастерству. А вот для таких, как Садеков, она стала призванием.

—    Нет уж, я спою профессию на другую не променяю, — признался он. — Двадцать лет уж здесь проработал. Звали однажды в «полет», да я не пошел. Отказался.
—    Неизвестно, что бы из этого еще получилось, — подшутил над ним Воронков. Потом серьезно добавил: — А вот цирк лишился бы хорошего униформиста. Думаете, легко в совершенстве овладеть цирковыми премудростями? Во-первых, у человека должно быть профессиональное чутье. Во-вторых, надо быть технически грамотным — на арене сейчас сплошь и рядом применяются новейшие достижения науки и техники. А сноровка приходит с годами. Работа униформиста ответственна.

Истина, как говорится, не требующая доказательств. Успешный ход представления, его динамизм, четкость и слаженность выступлений, а нередко и жизнь человека зависят от опыта и умения людей в униформе.

Взять, скажем, работу с лонжей. Обычно доверяют ее наиболее опытным. Наиболее опытных ставят и на пассировку.

Был такой случай, когда у гимнастки на вертикальном канате соскользнула нога. Артистка могла разбиться. Рядом оказался Садеков. Для ориентировки оставались какие-то доли секунды. Садеков удачно спасировал девушку, ее жизнь была спасена.

Искусство цирка специфично. Здесь свои законы. Если а театре, например, существует хитроумная система освещения, приличная дистанция между актером и зрителем, «спасительные» кулисы, то в цирке асе как на ладони: от партера до манежа — один шаг, арена просматривается со всех сторон. Вот и попробуй в таких условиях работать, не привлекая внимания публики, быстро, без суеты.

Новичкам приходится постигать все с азов на практике: что заправлять манеж надо так, а не иначе, что реквизит до того момента, пока артист не ушел с манежа, убирать ни в коем случае нельзя. На такую учебу нужно немало времени. Молодежи необходима помощь со стороны опытных знающих специалистов.

Вывод один: цирку необходимы высококвалифицированные униформисты.

В штатном расписании каждого стационарного цирка имеется определенное количество рабочих манежа — 10 -15 человек. Хотелось бы вкратце рассказать об опыте работы с этими людьми на примере двух цирков — Московского и Ивановского.

В Ивановском стационаре работает сейчас восемь униформистов. Как здесь организована учеба молодых рабочих? Принцип се таков: более опытный товарищ около месяца работает в паре с новичком, постепенно «подтягивая» его до собственного уровня. Кроме того, молодежь постоянно получает квалифицированную помощь от инспектора манежа Григория Исаовича Бененсона, человека с немалым цирковым стажем, бывшего артиста, знакомого со всеми тонкостями работы униформиста.

В Московском цирке на Цветном, чьи униформисты и ассистенты ценятся как наиболее опытные специалисты этой профессии, вышли из положения по-другому. Кадровые рабочие берут обязательство за год обучить всем премудростям своего дела как минимум двух человек. Их контролирует инспектор манежа. В настоящее время из двенадцати рабочих здесь половина новичков. Правда, их могло бы быть и меньше. Но, к сожалению, «бичом» всех стационаров является текучесть кадров.

Здесь, на мой взгляд, существует одно упущение. Дело в том, что почти все стационарные цирки закрываются в летний период на более или менее значительный срок. И униформисты в это время остаются без дела. Естественно, что едва ли половина их приходит осенью вновь. А если допустить, что попадают в униформу люди случайные, не связанные прежде с цирком, то станет понятным, отчего сокращается число возвратившихся. В результате: напрасно потраченное время, средства, силы. Так обстоит дело не только в Ивановском цирке, но и во многих других.

В Московском цирке такой проблемы не существует. Межсезонье длится около двух месяцев. Один из них отводится для отпуска (24 рабочих дня), а все оставшееся время цех униформы занят на работах по подготовке помещения к новому сезону. И такая система дает ощутимые результаты.

Союзгосцирку, видимо, стоит обратить серьезное внимание и на подготовку квалифицированных кадров для цеха униформистов и на проблему их трудоустройства в летний период.

Хотелось бы затронуть еще один вопрос, который имеет прямое отношение к этой проблеме.

Не раз в журнале ставился вопрос о постоянных цирковых коллективах. Преимущество их бесспорно. Отразится оно и на работе вспомогательных цехов.

Скажем, приезжает на гастроли обычная «сборная» программа. Униформисты «осваивают» ее порой за 2 - 3 дня. Чего греха таить, многое делается наспех, вчерне. Нередко участники прибывают на место в разные сроки — и буквально накануне премьеры, и даже с опозданием. В каком же положении оказываются рабочие манежа? Зритель ждет качественного, добротного спектакля, а в результате — обилие «накладок» почти на всех первых представлениях.

Остается возлагать надежды на стабильные программы. Они позволят значительно сократить сроки подготовки каждой премьеры и несомненно повысят их качество.

Л. БАТАЛОВ

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования