О партии, о родном народе
Короткие эти интервью я взял в Белорусской государственной ордена Трудового Красного Знамени филармонии в разгар рабочего дня. День этот был обычным: волнения репетиций, проводы и встречи гастрольных бригад, телеграммы и телефонные звонки со всех концов страны, столкновения мнений по репертуарному плану и творчеству авторов... Но везде и во всем чувствовалась одна, самая большая забота.
Вот что сказал о ней художественный руководитель филармонии Г. А. Аничков:
— Мечта каждого нашего коллектива и каждого работника — создать к 50-летию Советского государства значительные, яркие произведения о Родине, о партии, о Ленине. Одни артисты уже выносят на суд зрителей свои юбилейные работы, другие, дорожа каждым часом, и здесь, в Минске, и на гастролях репетируют. Требования к отбору репертуара и качеству исполнения исключительно высоки. Многие вместе с композиторами и писателями участвуют в творческом процессе создания новых песен, танцевальных представлений, монологов, фельетонов.
Государственный народный оркестр Белоруссии. Фото М. РУБИНШТЕЙНА
Уже появилась первая ласточка — программа «Слушай, ровесник!» Она пользуется заслуженным успехом у зрителей. Об этой работе мне рассказал главный режиссер филармонии заслуженный артист БССР Ю. П. Уженцев:
— Автор сценария и постановщик программы «Слушай, ровесник!» Виктор Бабенко разделил ее на два отделения. Театрализованное представление о важнейших этапах пятидесятилетнего пути нашего государства — таково первое отделение. Здесь умело использованы симфоническая музыка, свет, приемы теневого театра, магнитофонная запись. Небольшой коллектив — тринадцать чтецов, певцов, музыкантов и танцоров — работает с полной нагрузкой. На каждого приходится по нескольку ролей. Например, сам Бабенко играет матроса, рабочего и других персонажей. Напряженно работают и вокалисты — заслуженная артистка РСФСР Мария Селиванова, Анатолий Неманов, Галина Чернявская. Второе отделение, являющееся логическим продолжением первого, можно условно назвать «Цвети, наш край».
И в этой первой завершенной работе юбилейного года, и в других театрализованных представлениях, песенных циклах, в программах чтецов, музыкантов, танцоров особое место отводится теме героической борьбы Белоруссии в годы Великой Отечественной войны. И тут надо прежде всего отметить программу заслуженного артиста БССР Николая Шишкина — героический монолог «Белорусские сыны» (стихи Марка Яковлева) — и миниатюры «Партизанские улыбки» (автор — Николай Алтухов). Писатель Михаил Чаусский, участник Великой Отечественной войны, готовит программу, для эстрадной группы, возглавляемой артисткой Анной Рожковой. Центральный персонаж программы — женщина, чья судьба все годы Советской власти кровно связана с судьбой родной Белоруссии. Новая работа артистов балета Виктора и Дины Янинских — ее условное название «Заре навстречу» — посвящена первым дням революции.
Лауреат Всесоюзного конкурса на лучшее исполнение советской песни ВИКТОР ВУЯЧИЧ. Фото Е. САВАЛОВА
Ленин — основатель нашей партии и Советского государства — вот главная, вдохновенная тела многих программ мастеров белорусской эстрады. «Самый человечный человек» — так назвал артист Сергей Соколов литературный монтаж — цикл воспоминаний о Владимире Ильиче, созданный на документальном материале. Ленинская тема проходит и через композицию по книге Джона Рида «10 дней, которые потрясли мир», над которой работают Ольга Спитковская и Николай Зорин. «Ленин и партия», «Лунная соната» — это названия эстрадных кожпозииий, к созданию которых приступила артистка Анна Надина.
— Сам я в качестве режиссера готовлю программу «Этапы большого пути», — сообщает далее Юрий Уженцев. — В ней примут участие чтец Сергей Соколов, певица Татьяна Ванецян и Государственный народный оркестр Белоруссии под руководством народного артиста БССР И. Жиновича. Вполне понятно, что ленинская тема красной нитью пройдет через эту работу.
Песни нашей Родины, песни незабываемых героических лет не стареют, они всегда в строю!
— Первый опыт воссоздания их как тематической основы и лейтмотива программы, — продолжает главный режиссер филармонии, — дает хорошие результаты. Сошлюсь хотя бы на певца Эдуарда Мицуля. В эстрадных концертах с большим успехом звучит исполняемая им знаменитая песня «По долинам и по взгорьям».
Славные революционные песни увлекли и лауреата. Всесоюзного конкурса на лучшее исполнение советской песни — Виктора Вуячича. Он рассказывает:
— Я подготовил уже концертное отделение, состоящее из песен, с которыми наш народ победил в Октябре семнадцатого, в гражданской и Великой Отечественной войнах, с которыми он беззаветно трудился на стройках, фабриках, шахтах, в полях. А теперь работаю над программой, состояшей из песен наших дней. Мне очень нравится произведение белорусского композитора Генриха Вагнера «Песня о песне». Она рассказывает и о событиях на озере Хасан, и о героике республиканской Испании, грудью встретившей фашистские орды, и о горестном 1941-м, и о победном 1945-м. В ней отражены и нынешние времена, когда «все ближе, все приметней дороги до Луны»...
И — последнее интервью у дипломанта Всероссийского конкурса артистов эстрады Виктора Синайского.
— Мой лирико-героический монолог «Я — за Советскую власть», — говорит В. Синайский, — приурочен к великому празднику. Мой современник и ровесник вспомнит о подвигах наших отцов и дедов, о тех, кто сражался за народную власть на баррикадах Октября, а потом в битвах и труде отстаивал эти завоевания. Мой ровесник как бы отчитается перед старшим поколением — расскажет о сегодняшних наших свершениях, о том, как все мы стремимся быть достойными отцов и дедов.
Текст этого произведения пишет Игорь Виноградский. Оно задумано как душевное слово о Ленине, о партии, о нашем народе, устремленном в коммунистическое будущее.
А. ЭВЕНТОВ
Журнал Советский цирк. Май 1967 г.
оставить комментарий