О передвижных цирках и зооцирках - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О передвижных цирках и зооцирках

В журнале не раз шел разговор о передвижных цирках и зооцирках. Одни проблемы, поднимавшиеся на наших страницах, уже решены, другие — еще ждут своего решения.

Цирк-шапито «Янтарь»

Цирк-шапито «Янтарь»

По заданию редакции корреспондент К. В. АЛЕКСЕЕВ встречался с заместителем генерального директора Союзгосцирка ВЛАДИМИРОМ НИКОЛАЕВИЧЕМ ИВАНОВЫМ и начальником отдела эксплуатации передвижных предприятий ВСЕВОЛОДОМ МИХАЙЛОВИЧЕМ КОТИКОМ и попросил их ответить на ряд вопросов.

КОРР. Последние двадцать лет были периодом расцвета советского циркового искусства и бурного роста его материальной базы. И только передвижные цирки остались на прежнем невысоком уровне. Намечены ли у этих передвижных предприятий какие-либо перемены к лучшему!

В. КОТИК. Публикации журнала, которые обсуждались нами на совещаниях директоров, а также беседа «За круглым столом» были направлены на улучшение нашей деятельности. И многое уже сделано. Например, в прошлом сезоне цирки-шапито были своевременно обеспечены хорошими программами. Мы постарались, чтобы и внешний вид шапито стал более привлекательным. Упорядочились маршруты, четче определились зоны деятельности передвижных цирков. Но их крайне низкая мобильность была и остается проблемой номер один. В прошлом сезоне на переезд из одного города в другой они теряли в среднем до десяти суток драгоценного летнего времени.

В. ИВАНОВ. Интерес народа к цирковому искусству огромен. И журнал, конечно, прав, напоминая нам . о многих миллионах зрителей в тех небольших городах, в которых никогда не видели цирка-шапито. Чтобы обслужить этих зрителей, нам надо полностью перестроить всю работу передвижек, и прежде всего создать цирки мобильные, способные к быстрым перемещениям. Для этого потребуется немало времени и средств. Но первый шаг уже сделан. После долгих обсуждений принят разработанный Гипротеатром и согласованный с Госстроем СССР проект цирка-шапито на 2 тысячи мест. Мы рассматриваем его пока как экспериментальный, рассчитываем ввести этот цирк в строй в 1985 году и только после его испытаний в эксплуатации приступить к постройке еще нескольких таких цирков.

КОРР. Владимир Николаевич, в чем принципиальное отличие нового цирка от ныне существующих!

В. ИВАНОВ. Он будет во всех отношениях современным. Легко монтируемые конструкции, механизация всех трудоемких процессов, обеспеченность своими автотранспортными средствами дадут возможность за одни сутки перемещать цирк из одного города в другой. Это будет городок на колесах. В пятидесяти благоустроенных вагончиках смогут жить около ста пятидесяти артистов и сотрудников. Предусмотрены также столовая, детская комната, даже электростанция. Красочными и оригинальными будут внешний облик и интерьер. Шапито проектируется из цветной несгораемой ткани «Теза».

КОРР. Наверное, потребуется и специальный штат!

В. ИВАНОВ. Мы думаем перенять хороший опыт у цирковых коллективов социалистических стран. Надо, чтобы большинство сотрудников нового цирка освоили и совмещали по две-три профессии. Например, «шофер-униформист-монтажник». Если материально заинтересовать монтажников оплатой по принципу бригадного подряда, то, уверен, можно, закрыв цирк сегодня в одном городе, завтра уже давать представления в другом. Ведь надо учитывать, что и расстояния между небольшими городами не превышают 50—100 километров. Мы уже имеем такой опыт, когда три крупных зарубежных цирка — «Прага», «София» и «Аэрос» (ГДР), — гастролируя в прошлом году в нашей стране, побывали за сезон каждый в 23—24 городах и совсем не теряли времени на переезды.

КОРР. Всеволод Михайлович, а нельзя ли и нашим, ныне эксплуатируемым циркам-шапито действовать поинтенсивнее!

В. КОТИК. Делаем для этого все, что в наших силах. Начиная с прошлого сезона определили зоны работы передвижек, и они уже не совершали таких дальних путешествий, как в недавние годы. Сведены к минимуму переезды по железной дороге. Есть предпосылки к тому, что артистические программы станут стабильнее с меньшим количеством номеров с тяжелой аппаратурой.
Все это облегчит и ускорит переезды. Время, затрачиваемое на них, решено снизить в среднем с десяти до семи суток, что позволит обслужить зрителей дополнительно в десяти городах и значительно сократить простои артистов. Надо признать, что многое зависит от организаторских способностей и опыта директоров цирков. Среди них есть такие, что и в прошлые годы умели переезжать всего за пять—шесть дней, например Г. Панфилова (цирк «Колос»), А. Филимонов (цирк «Старт»), Л. Шапиро (цирк «Радуга»).

КОРР. Можно привести примеры и обратного характера!

В. КОТИК. К сожалению, да. «Рекордсмен» медлительности — цирк «Салют», нелестно упомянутый в вашем журнале (1983, № 8), ухитрился затратить на четыре переезда 98 суток! Директор «Салюта» В. Еременко освобожден от занимаемой должности.

КОРР. В Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького был в прошлом году установлен передвижной цирк «Веселая арена», совершенно не похожий на все ранее виденные нами. Как он показал себя в эксплуатации!

В. КОТИК. Внешний вид «Веселой арены» оригинален и привлекателен. Особенно интересно решен вопрос опорных конструкций: вместо обычных четырех мачт восемь ферменных арок, образующих полусферу. Этот цирк, хорошо оснащенный и имеющий удобный зрительный зал, очень понравился публике, ко не думаем, что он окажется мобильнее других шапито. Так что при решении этой главной проблемы вся надежда только на осуществление проекта Гипротеатра.

КОРР. Владимир Николаевич, в Союзгосцирке раньше функционировала техническая группа, занимавшаяся конструкциями передвижек, вагончиками, автотранспортом, шапито. Она ведала подготовкой шапитмейстеров, обобщала и внедряла опыт лучших из них. Группу эту упразднили. В статьях журнала содержатся предложения о ее восстановлении. Как решается этот вопрос!

В. ИВАНОВ. Если группу и не восстановим, все равно этими важными делами надо обязательно заниматься, особенно подготовкой шапитмейстеров. Сегодня их никто не готовит. Весной этого года организуем курсы шапитмейстеров и электриков на базе цирка «Старт» в городе Керчь.

КОРР. Всеволод Михайлович, в статье газеты «Советская культура», в ряде публикаций журнала, в беседе «За круглым столом» много говорилось о том, что зооцирки должны оправдывать свое предназначение, а не оставаться обычными зверинцами. Среди их директоров нашлись и сторонники и ярые противники показа в зооцирках цирковых выступлений. Кто из них пока держит верх!

В. КОТИК. Пока побеждают противники. Но ведь и они прекрасно понимают, что манежи в зооцирках надо устанавливать. Просто пока еще боятся связанных с этим хлопот. Уже в зооцирке № 12 дрессировщица Татьяна Великая начала показывать зрителям свою работу. Мы решили создать в ближайшее время экспериментальный зооцирк с отдельным манежем, на котором будут показываться небольшие цирковые номера. На опыте этого зооцирка начнем готовить к подобной перестройке и остальные предприятия, пока еще фактически простые зверинцы. Думаем, всю эту большую работу закончить в два-три года.

Сегодня зверинцы, которые мы называем зооцирками, переезжают из города в город за одни сутки и стоят в нем обычно всего несколько дней. А наши цирки пока не такие поворотливые. Значит,такое синтетическое предприятие, объединяющее и передвижку и зооцирк может быть создано только с вступлением в строй того нового цирка-шапито, о котором только что рассказывал Владимир Николаевич.

КОРР. И последний вопрос, не раз уже поднимаемый на страницах журнала. Были предложения создать при стационарных цирках, в частности при тех, у которых тяжело с выполнением плана, летние «спутники». Зимой шапито и ценное оснащение такого «спутника» хранятся во дворе стационара, а весной его устанавливают в соседнем городе, и в него переходит программа, оркестр и часть штата стационара. Такие летние гастроли смогут сократить зачастую очень продолжительный зимний сезон стационарного цирка, занять работой его большой штат и несколько снизить ныне существующую диспропорцию между зимней и летней загрузкой артистического конвейера. Владимир Николаевич, как руководством Союзгосцирка воспринято это предложение!

В. ИВАНОВ. Предложение это заслуживает внимания. Требует оно капитальных вложений и проведения серьезных организационных мероприятий. На первое время хотим осуществить этот замысел пока в одном цирке — Новокузнецком, имеющем рядом крупные центры Кузнецкого угольного бассейна. Кстати, и директор этого цирка Ю. Шелков проявляет интерес к созданию «спутника».

КОРР. Подводя итоги сказанному, следует отметить: уже сегодня можно говорить о росте внимания Союзгосцирка к деятельности передвижных цирков и зооцирков, но до воплощения в жизнь всех хороших замыслов еще далеко. Так что на страницах журнала разговор о передвижках будет продолжаться.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования