О посредниках со вкусом средненьким
Летом 1966 года концертные площадки Москвы были перенасыщены вечерами старинных романсов и цыганских песен.
Только за один месяц столица услышала сорок пять таких концертов. Наряду со старинными романсами исполнялись обывательски пошлые «произведения» Лишина, Прозоровского, Бакалейникова, Фомина, рассчитанные на мещанский вкус. Программы многочисленных вечеров цыганской песни также пестрели жалкими поделками, не имеющими ничего общего с цыганским фольклором. Чем же объяснить тот факт, что крупнейшая концертная организация страны — Москонцерт не смогла предложить москвичам в летнем сезоне достаточного количества содержательных, разнообразных представлений и концертов? Правда, несколько интересных программ было подготовлено («Вечерняя Москва», «ВИО-66», «Совершенно летние»), но их оказалось явно недостаточно.
Причин тому, очевидно, много. И одна из них состоит, на мой взгляд, в том, что за последнее время в концертной практике появилась тенденция определять качество концертов по их прибыльности. В результате такого чисто коммерческого, даже деляческого подхода к искусству многие хорошие программы, в которые вложен немалый труд актеров, режиссеров, авторов, по существу, пылятся на полках Мос-концерта. Так, интересные программы «Песня над Россией», «Жизнь замечательных музыкантов», содержательные концерты чтецов, инструменталистов редко доходили и доходят до публики только потому, что они, по словам администраторов, «нерентабельны», что в переводе означает — над организацией такого концерта надо поработать. А зачем же трудиться, организовывать слушателя и зрителя, уговаривать хозяйственника? Куда проще пятнадцать дней подряд давать на одной площадке «цыганские вечера». Аншлаги и притом никакой затраты энергии и сил!
Кстати, об аншлаговых сборах. Как правильно писала М. Игнатьева в «Советской культуре», слушатели зачастую идут на цыганщину потому, что у людей велика тяга к искусству, и пока у человека не выработалось свое эстетическое кредо, пока он не научился понимать настоящее искусство, отличать хорошее от плохого, все доступное будет казаться ему хорошим. Но доступностью далеко не исчерпывается высокое назначение искусства — это аксиома, которая не требует доказательств. Не случайно одно из недавних постановлений коллегии Министерства культуры СССР целиком посвящено вопросу улучшения концертно-филармонической работы в стране, причем особое внимание в постановлении было уделено пропаганде симфонической, камерно-инструментальной и вокальной музыки советских композиторов, лучших произведений русской и мировой классики.
Связующим звеном и, как это ни странно, преградой между артистами и публикой являются сплошь да рядом организаторы концертов — эксплуатационники, администраторы, редакторы. Это те самые посредники, у которых, как говорил Маяковский применительно к литературе, вкус зачастую самый средненький. Ведь не секрет, что многие наши администраторы и редакторы — люди случайные в искусстве, для них финансовый результат концерта — главное. Что же касается эстетической, художественной стороны, то этот «пустяк» мало волнует их. Нельзя, разумеется, говорить так о всех; среди администраторов и редакторов, безусловно, есть образованные, профессионально разбирающиеся в искусстве организаторы концертов. Но их мало. Сколько раз ставился вопрос о необходимости курсов по подготовке администраторов, редакторов, директоров филармоний! Однако сдвигов пока не видно.
Есть еще одна немаловажная сторона дела, о которой не следует забывать, — это материальная заинтересованность администраторов. С тех пор как для администраторов была установлена предельная норма окладов (так называемый «потолок»), заметно снизилась их заинтересованность в организации серьезных концертов, филармоническая деятельность во многих концертных организациях пошла на убыль. Ведь гораздо легче «выработать потолок» на «модных», зачастую банальных программах типа «вечеров старинного романса», чем организовать, скажем, концертсоветского романса.
В этом, пожалуй, кроется одна из основных причин наводнения концертных площадок жанровыми певцами и певицами с весьма развязной манерой, исполнительницами устаревших (а не старинных!) романсов. Даже такие серьезные и безусловно одаренные певицы, как Дина Дян и Ольга Тезелашвили, пошли по этому пути. А прекрасные программы русского и советского романса в их исполнении не находят, видите ли, спроса. Наша эстрада по праву может гордиться прекрасными исполнителями жанровых песен, артистами, которым никогда не изменяет хороший вкус. Это в первую очередь Клавдия Ивановна Шульженко и Леонид Осипович Утесов, а также Гелена Великанова, Майя Кристаллинская, Эдита Пьеха, Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон и другие. Своеобразным эталоном, образцом исполнителя старинных романсов могут служить Н, Обухова, И. Козловский, 3. Долуханова. Сколько благородства, такта, тонкого вкуса, так необходимого здесь чувства меры в их исполнении!
И вместе с тем на нашей эстраде подвизаются сегодня десятки жанровых певцов и певиц, копирующих именитых исполнителей, повторяющих тот же репертуар, только в пошлой манере, без должного мастерства и таланта. Нужно ли нам столько безликих жанровых певцов? И все ли они имеют право на сольный концерт в двух отделениях — высшее достижение на концертной эстраде? Никто не станет отрицать, что Москонцерт выполняет огромную полезную работу. Нет таких, даже самых отдаленных уголков Советского Союза, где бы ни побывали артисты этой крупнейшей организации. Имена многих мастеров советского эстрадного искусства горячо любимы не только в нашей стране, но и за рубежом. И тем обиднее срывы, тем более недопустимо проникновение на нашу эстраду пошлости, фальши, безыдейности. На мой взгляд, никак не оправдала себя реорганизация, проведенная у нас в декабре 1964 года, когда были расформированы творческие отделы, а все творческие кадры рассредоточены по мастерским. На производственных собраниях в мастерских, на открытых партийных собраниях Москонцерта не раз говорилось о том, что новая структура далеко несовершенна, что требуется ее пересмотр и доработка. Но пока разговоры остаются разговорами.
Между тем многие работники Москонцерта высказывают разумное предложение создать два творческих отдела и один эксплуатационный. Творческие отделы — это эстрадный (в него могут войти все творческие мастерские) и филармонический, где объединятся инструменталисты, певцы, чтецы, камерные оркестры, квартет им. Прокофьева и др. При едином эстрадном отделе, едином руководстве легче наладить контроль за качеством репертуара и уровнем мастерства исполнителей. Семьдесят инструменталистов, среди которых большинство лауреатов международных конкурсов, заслуженные артисты, большая группа первоклассных чтецов и певцов, камерный оркестр Л. Маркиза, симфонический оркестр под управлением народной артистки РСФСР В. Дударовой, квартет имени Прокофьева — разве такой филармонический отдел не стал бы украшением столицы? Кстати, такой отдел существовал в ВГКО. Было много замечательных начинаний: абонементы по городам страны, детские абонементы, концерты-лекции, смешанные концерты и т. д.
Сейчас филармоническая работа в Москонцерте постепенно угасает. Уменьшилось количество открытых филармонических концертов, а те, которые проводятся, как правило, плохо организованы. В Москонцерте по штатному расписанию нет должности художественного руководителя, но есть множество начальников отделов со сложными названиями. Если бы все отделы объединить в единый эксплуатационный отдел во главе с одним начальником, подчиненным художественному руководителю, то, во-первых, репертуарную политику на эстраде определяли бы не эксплуатационники, а художественное руководство и, во-вторых, легче было бы планировать работу артистов. Я уже не говорю о том, что при такой организации дела станет ясно, кто за что отвечает...
Сейчас наша страна идет навстречу большому всенародному празднику — 50-летию Октября. В преддверии славного юбилея мы должны особенно ответственно относиться к выполнению задач, поставленных партией перед работниками идеологического фронта. Наш высокий и почетный долг — нести с подмостков эстрады настоящее, большое искусство, способное воспитывать людей, пробуждать в них чувство прекрасного.
С. СНИТКОВСКИЙ, скрипач, лауреат международных конкурсов
Журнал Советский цирк. Февраль 1967 г.
оставить комментарий