В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О посредниках со вкусом средненьким

Летом 1966 года концертные площадки Москвы были перенасыщены вечерами старинных романсов и цыганских песен.

Только за один месяц столица услышала сорок пять таких концертов. Наряду со старинными романсами исполнялись обывательски пошлые «произведения» Лишина, Прозоровского, Бакалейникова, Фомина, рассчитанные на мещанский вкус. Программы многочислен­ных вечеров цыганской песни также пестрели жалкими поделками, не имеющими ничего общего с цыганским фольклором. Чем же объяснить тот факт, что крупнейшая концертная организация страны — Москонцерт не смогла предложить москвичам в летнем сезоне достаточного коли­чества содержательных, разнообразных представлений и концертов? Правда, не­сколько интересных программ было подго­товлено («Вечерняя Москва», «ВИО-66», «Совершенно летние»), но их оказалось явно   недостаточно.

Причин тому, очевидно, много. И одна из них состоит, на мой взгляд, в том, что за последнее время в концертной практике появилась тенденция определять качество концертов по их прибыльности. В резуль­тате такого чисто коммерческого, даже де­ляческого подхода к искусству многие хорошие программы, в которые вложен немалый труд актеров, режиссеров, авто­ров, по существу, пылятся на полках Мос-концерта. Так, интересные программы «Песня над Россией», «Жизнь замечатель­ных музыкантов», содержательные кон­церты чтецов, инструменталистов редко доходили и доходят до публики только потому, что они, по словам администрато­ров, «нерентабельны», что в переводе означает — над организацией такого концерта надо поработать. А зачем же тру­диться, организовывать слушателя и зрите­ля, уговаривать хозяйственника? Куда про­ще пятнадцать дней подряд давать на одной площадке «цыганские вечера». Аншлаги и притом никакой затраты энер­гии и сил!

Кстати, об аншлаговых сборах. Как пра­вильно писала М. Игнатьева в «Советской культуре», слушатели зачастую идут на цыганщину потому, что у людей велика тяга к искусству, и пока у человека не вы­работалось свое эстетическое кредо, пока он не научился понимать настоящее ис­кусство, отличать хорошее от плохого, все доступное будет казаться ему хорошим. Но  доступностью далеко не исчерпывается высокое назначение искусства — это аксиома, которая не требует доказательств. Не случайно одно из недавних постановле­ний коллегии Министерства культуры СССР целиком посвящено вопросу улучшения концертно-филармонической работы в стра­не, причем особое внимание в постановле­нии было уделено пропаганде симфониче­ской, камерно-инструментальной и вокаль­ной музыки советских композиторов, лучших произведений русской и мировой классики.

Связующим звеном и, как это ни стран­но, преградой между артистами и публи­кой являются сплошь да рядом организа­торы концертов — эксплуатационники, ад­министраторы, редакторы. Это те самые посредники, у которых, как говорил Мая­ковский применительно к литературе, вкус зачастую самый средненький. Ведь не секрет, что многие наши администраторы и редакторы — люди случайные в ис­кусстве, для них финансовый результат концерта — главное. Что же касается эсте­тической, художественной стороны, то этот «пустяк» мало волнует их. Нельзя, разумеется, говорить так о всех; среди адми­нистраторов и редакторов, безусловно, есть образованные, профессионально раз­бирающиеся в искусстве организаторы концертов. Но их мало. Сколько раз ста­вился вопрос о необходимости курсов по подготовке администраторов, редакторов, директоров филармоний! Однако сдви­гов пока не видно.

Есть еще одна немаловажная сторона дела, о которой не следует забывать, — это материальная заинтересованность ад­министраторов. С тех пор как для адми­нистраторов была установлена предельная норма окладов (так называемый «пото­лок»), заметно снизилась их заинтересо­ванность в организации серьезных концер­тов, филармоническая деятельность во многих концертных организациях пошла на убыль. Ведь гораздо легче «выработать потолок» на «модных», зачастую баналь­ных программах типа «вечеров старинно­го романса», чем организовать, скажем, концертсоветского романса.

В этом, пожалуй, кроется одна из ос­новных причин наводнения концертных площадок жанровыми певцами и певица­ми с весьма развязной манерой, исполни­тельницами устаревших (а не старинных!) романсов. Даже такие серьезные и безус­ловно одаренные певицы, как Дина Дян и Ольга Тезелашвили, пошли по этому пути. А прекрасные программы русского и советского романса в их исполнении не на­ходят, видите ли, спроса. Наша эстрада по праву может гор­диться прекрасными исполнителями жан­ровых песен, артистами, которым никогда не изменяет хороший вкус. Это в первую очередь Клавдия Ивановна Шульженко и Леонид Осипович Утесов, а также Гелена Великанова, Майя Кристаллинская, Эдита Пьеха, Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон и дру­гие. Своеобразным эталоном, образцом ис­полнителя старинных романсов могут слу­жить Н, Обухова, И. Козловский, 3. Долуханова. Сколько благородства, такта, тон­кого вкуса, так необходимого здесь чув­ства меры в их исполнении!

И вместе с тем на нашей эстраде под­визаются сегодня десятки жанровых певцов и певиц, копирующих именитых испол­нителей, повторяющих тот же репертуар, только в пошлой манере, без должного мастерства и таланта. Нужно ли нам столь­ко безликих жанровых певцов? И все ли они имеют право на сольный концерт в двух отделениях — высшее достижение на концертной эстраде? Никто не станет отрицать, что Москон­церт выполняет огромную полезную рабо­ту. Нет таких, даже самых отдаленных уголков Советского Союза, где бы ни по­бывали артисты этой крупнейшей органи­зации. Имена многих мастеров советского эстрадного искусства горячо любимы не только в нашей стране, но и за рубежом. И тем обиднее срывы, тем более недопу­стимо проникновение на нашу эстраду пошлости, фальши, безыдейности. На мой взгляд, никак не оправдала се­бя реорганизация, проведенная у нас в декабре 1964 года, когда были расформи­рованы творческие отделы, а все творче­ские кадры рассредоточены по мастер­ским. На производственных собраниях в мастерских, на открытых партийных со­браниях Москонцерта не раз говорилось о том, что новая структура далеко несовер­шенна, что требуется ее пересмотр и до­работка. Но пока разговоры остаются разговорами.

Между тем многие работники Москон­церта высказывают разумное предложение создать два творческих отдела и один эксплуатационный. Творческие отделы — это эстрадный (в него могут войти все творческие мастерские) и филармониче­ский, где объединятся инструменталисты, певцы, чтецы, камерные оркестры, квартет им. Прокофьева и др. При едином эстрадном отделе, едином руководстве легче наладить контроль за качеством ре­пертуара и уровнем мастерства исполни­телей. Семьдесят инструменталистов, среди которых большинство лауреатов междуна­родных конкурсов, заслуженные артисты, большая группа первоклассных чтецов и певцов, камерный оркестр Л. Маркиза, симфонический оркестр под управлением народной артистки РСФСР В. Дударовой, квартет имени Прокофьева — разве такой филармонический отдел не стал бы укра­шением столицы? Кстати, такой отдел су­ществовал в ВГКО. Было много замечательных начинаний: абонементы по городам страны, детские абонементы, концер­ты-лекции, смешанные концерты и т. д.

Сейчас филармоническая работа в Москонцерте постепенно угасает. Уменьши­лось количество открытых филармониче­ских концертов, а те, которые проводятся, как правило, плохо организованы. В Москонцерте по штатному расписа­нию нет должности художественного руко­водителя, но есть множество начальников отделов со сложными названиями. Если бы все отделы объединить в единый эксплуа­тационный отдел во главе с одним началь­ником, подчиненным художественному руководителю, то, во-первых, репертуарную политику на эстраде определяли бы не эксплуатационники, а художественное ру­ководство и, во-вторых, легче было бы планировать работу артистов. Я уже не говорю о том, что при такой организации дела станет ясно, кто за что отвечает...

Сейчас наша страна идет навстречу большому всенародному празднику — 50-летию Октября. В преддверии славного юбилея мы должны особенно ответственно относиться к выполнению задач, постав­ленных партией перед работниками идео­логического фронта. Наш высокий и почет­ный долг — нести с подмостков эстрады настоящее, большое искусство, способное воспитывать людей, пробуждать в них чув­ство прекрасного.
 

С. СНИТКОВСКИЙ, скрипач, лауреат международ­ных конкурсов

Журнал Советский цирк. Февраль 1967 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100