О представлении «Сто один день в Париже»
Есть люди, которые не знают, каким должен быть мюзик-холл, а есть, ко&торые знают, и это выгодно отличает первых от вторых. То есть тех, что не знают, от тех, что знают...
Вот, видимо, заслуженный деятель искусств РСФСР А. Конников точно знает, что в мюзик-холлах всенепременно надлежит быть в большом количестве девушкам, которые одновременно, враз, дергают ручками, да враз — ножками, да враз покачивают головками, что при одинаковой, так сказать, униформе делает их самих совершенно одинаковыми, неразличимыми, не людьми, а завитками орнамента — так, мол, положено во всем мире и в Париже тоже.
А вы знаете, что я вам скажу — это совсем не самое интересное из того, что делают в Париже. Правда, я пробыл в этом замечательном городе не сто один день, как значится в афише нашего мюзик-холла, а примерно в десять раз меньше, но посетил и Казино де Пари, и Лидо, и Бар Фолибержер и другие подобные зрелища мюзик-холльного свойства. И должен заявить вам по совести; девушки, так сказать, скопом — это самое унылое в программе, я бы сказал даже — самое обидное.
И руководители парижских мюзик-холлов, видимо, сами давно поняли это, и теперь парижские танцевальные ансамбли по-прежнему враз дергают ручками и ножками, но уже скинув (для большей привлекательности, должно быть) излишки одежды. Интересней от этого не стало, даже сексуальней не стало — стало стыднее. Невысокого ж о тебе мнения, если считают, что тебе приятно смотреть на толпу обнаженных девиц. Как будто по необходимости подглядываешь сквозь щелочку в женскую баню.
Наши девушки из ансамбля «Радуга», к счастью, вполне одеты да и танцуют лучше, но во всем остальном им, видать, так хочется походить на своих парижских коллег! Ну ладно, они это, может быть, по наивности, но зачем исполнению подобных желаний помогает главный балетмейстер, заслуженный деятель искусств Киргизской и Таджикской ССР Н. Холфин?! Или, может, в Киргизии и Таджикистане все принято делать так, как в Париже?
А ведь поставил тот же Н. Холфин несколько отличных номеров: «Полюшко-поле», «Вятские игрушки», «Мушкетеры», а потом... потом, видимо, не удержался: «Что ж, выходит, им можно, а нам нельзя?» Это тем более досадно, что художником мюзик-холла Э. Стенбергом девушки из «Радуги» преотлично одеты — ярко, красочно, со вкусом. Ну, хватит ругаться, давайте хвалить! Хвалить есть кого и есть за что. С чего же начать? Давайте с начала...
В самом начале выходит к микрофону артист В. Дегтярев и начинает петь. В песне он обращается, естественно, к девушке с просьбой: когда он к ней придет, чтоб она была одна. Ну, это понятно. Так понятно, что почти не удивляешься, когда на последних словах песни она появляется из кулис в легком гимнастическом костюме (артистка С. Родионова). Тогда В. Дегтярев, не долго думая, берет партнершу, легко выжимает на вытянутые руки и несет к подвешенному под потолком канату. Так начинается второй номер: гимнастика на канате. Тут солирует она и солирует прекрасно, а он помогает ей внизу. Великолепный, оригинальный номер.
«Гномы». Исполняют братья ВОРОНИНЫ. Фото Е. САВАЛОВА
Хвалить можно с чистой совестью и превосходных жонглеров Савельевых. Их двое: отец и дочь, Сергей и Татьяна. Оба лауреаты Всероссийского конкурса артистов эстрады. Но все эти сведения мы узнаем лишь в конце, и исполнителей видим только в конце: весь номер идет в полной темноте, и видны лишь порхающие кольца, мячи и булавы, окрашенные светящимися красками. Предметы эти бог знает что выделывают в воздухе! Я не оговорился: действительно, только сам господь знает это, так как весь номер остроумно построен на рисунках Жана Эффеля «Сотворение мира».
А как работают наши старые знакомые братья Воронины? Два их новых номера полны юмора, мысли и, как всегда у этих артистов, исполняются с завидным мастерством. Акробаты Воронины движутся удивительно легко, с шаловливой непринужденностью, и в конце концов каждому в зрительном зале начинает казаться, что и он так сможет, стоит только захотеть. И в этом большой смысл: молодые зрители начинают всерьез подумывать о спорте, а пожилые перестают думать о пенсии. Представляю восторг парижан: ни в Лидо, ни в Казино, ни в Фолибержере им такого не увидать!
Особый разговор об Афанасии Белове. Он — великолепный артист. Яркий, своеобразный, с хорошим вкусом... Но в этой программе он, на мой взгляд, не дотягивается даже до собственного уровня. И мне кажется, я понимаю отчего. Ведь хороший конферанс всегда начинается с хорошей, остроумной литературной основы, а вот ее-то в программе зачастую и нет. Весь сценарий лишен упругой напряженности, остроты вялы и второсортны, отдельные удачи не спасают программы в целом.
Ведь когда Афанасий Белов поет куплеты о теще, слова о том, что он якобы цитирует старого эмигранта Афанасия Калинкина, — только оправдание. На самом-то деле он просто-напросто исполняет не очень вкусную, якобы пародийную песенку. А вот песенка «Жоржетт» или частушки, по-моему, удачны. В них, при всей их иронической «французской» окраске, легко угадываются наши «пятна». Во время их исполнения мы с облегчением забываем упреки, которые хотелось адресовать известным и уже полюбившимся по прошлому авторам М. Слободскому и Я. Костюковскому. Я думаю, меня простят молодые артисты Изабелла Мень, Владимир Васильев и Лев Шимелов за то, что я не написал о них. Писать о них плохо — этого они не заслужили, а написать о них хорошо, я в этом уверен, даст повод новая программа.
Вот и все... И в заключение: мюзик-холл, конечно, дело нужное, и полезное, и веселое. Только не следует, по-моему, его воскрешать или брать взаймы — его надо всякий раз создавать заново. Тогда не будет ощущения, что достали из сундука старый, пахнущий нафталином костюм дедушки и наспех перешили его на внука. Не будет ощущения, что жмут ботинки, полученные в наследство от того же дедушки, умершего, скажем, в том же Париже.
А в остальном мюзик-холл — дело хорошее. И уже совсем в заключение. На занавесе изображен плакат, который, по всей видимости, представлял нас во Франции. На плакате в основном силуэты церквей. Мы, конечно, гордимся нашей стариной, но все-таки... Но все-таки попахивает от этих силуэтов дешевой рекламой сувениров для экспорта. Не надо...
А вообще, повторяю, мюзик-холл — дело хорошее.
Я. СЕГЕЛЬ
Журнал Советский цирк. Декабрь 1966 г.
оставить комментарий