В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 22:13 | 15.11.2015

О реализации Концепции развития циркового дела в России

О реализации Концепции развития циркового дела в РоссииИсходя из Концепции развития циркового дела в России в 2012-2020 гг., «Российский цирк является ВЫДАЮЩИМСЯ ТВОРЧЕСКИМ ЯВЛЕНИЕМ».

Из доклада директора по творческим вопросам РОО "Гильдия артистов циркового искусства, заслуженного артиста РФ Майхровского Б.Е. на слушаниях в Общественной палате РФ «Российский цирк;— пути выхода из творческого и экономического кризиса». 11 ноября 2015 г.

Почему же сегодня им руководят люди, не имеющие даже профильного образования? По какому странному «стечению обстоятельств» творческая организация ФКП «Росгосцирк» напрямую подчиняется сегодня не Департаменту государственной поддержки искусства и народного творчества, а Департаменту управления имуществом и инвестиционной политики?  

Справка:

1. Г. У. Пирумов – курирующий зам. министра.  Закончил Московский физико-технический институт, работал в ЗАО «Русский дом недвижимости».
2. Мазо Б. Д. – директор департамента имущества и инвестиционной политики Министерства культуры РФ. Образование неизвестно, работал в ОАО "Мосжилрегистрация" (АО МЖР).
3. Гаглоев В.Ч. – генеральный директор ФКП «Росгосцирк». Закончил Московский институт тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова, работал в Департаменте имущества г. Москвы, возглавлял с 2000 г. Агентство по управлению имуществом ЦАО г. Москвы.

Возможно, в этом и кроется желание г. Гаглоева В.Ч. переводить любой разговор о творчестве в руководимой им компании в русло количества и состояния объектов? Это, конечно, вполне увязывается с профессиональными навыками риелтора, которыми он, априори, обладает. Все вышеперечисленные господа, несомненно, являются специалистами высочайшего класса в сфере имущественного комплекса. Только непонятно при таком развитии событий, что мы в этом комплексе через короткое время будем показывать?

При этом целесообразно обратить внимание на тот факт, что первым действием г. Гаглоева В.Ч. по назначении его руководителем ФКП «Росгосцирк» было скорейшее (я, волею судеб, участвовал в этих событиях) подписание передачи регионам Владивостокского и Краснодарского цирков (кстати, по сведениям СМИ, сейчас Гаглоев В.Ч. активно ратует за возвращение Краснодарского цирка в лоно Компании). Напрашивается вопрос: зачем было отдавать, чтобы сейчас пытаться забрать назад?

Возвращаясь к ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ФКП «Росгосцирк», нужно привести несколько пунктов из Устава этой организации:

9. Целями деятельности предприятия является сохранение и дальнейшее развитие российского циркового искусства.
10. Предметом деятельности предприятия являются:

а) создание и показ произведений циркового искусства, других видов и жанров искусства;
б) сохранение, развитие и популяризация культурных ценностей в области циркового искусства, других видов и жанров искусства, приобщение к ним зрительской аудитории в Российской Федерации и за рубежом;
в) решение социальных задач по формированию и удовлетворению потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
г) осуществление просветительской деятельности и пропаганда циркового искусства.

Собственно, понятно, что строительство, конечно, важно и нужно, но из всего вышеизложенного явствует, что это дело более чем ВТОРИЧНОЕ.

Возвращаясь к теме Концепции развития циркового дела в России, хотелось бы посмотреть, как за 19 месяцев работы нынешнего руководства реализуется этот программный документ. Данный текст с имеющимися аргументами и вопросами передан Суторминой Елене Васильевне для ознакомления.

1. Общие положения

Кадровый состав нуждается в обновлении – фактически выполнено. Под тем или иным предлогом уволены или «уволились по собственному желанию» практически все профессиональные управленцы в центральном аппарате и филиалах. Полным ходом увольняются высокопрофессиональные артистические и менеджерские кадры: Запашные, Нестеров, Тимченко, и т.д., причем процесс этот только начинается. По пальцам можно пересчитать директоров, которые могут самостоятельно круглогодично организовывать прокат программ. А опытнейшие из них позванивают, рассказывая, что у них стабильно обнуляется лимит кассы, все средства отправляются в Москву, руководство советует директорам брать кредиты для организации рекламных кампаний в СМИ.

Совершенствование программ повышения квалификации и профессиональной подготовки артистов цирка, а также специалистов-управленцев (менеджеров) в сфере циркового дела – вызывает сомнение сам факт существования таких программ. Зато уволены или уволились сами менеджеры Яна Шевченко, Роман Гармаш, Семен Бендерскийи др., за свой счет создавшие ряд уникальных программ и творческих коллективов - «Цирк на воде», «Цирк на льду» (разогнанный руководством ФКП «Росгосцирк»), «Фантом-тропик», «Лимбо 2» - шоу с белыми львами и тиграми, жирафом и носорогом.

Общественные организации и объединения не оказывают ощутимого влияния на развитие циркового дела в стране - действительно, Союз цирковых деятелей  не только устранился от проблем артистов, но его руководитель позволил себе в письмах на имя высшего руководства страны в унизительной форме отозваться о членах единственной общественной организации Гильдии артистов циркового искусства, вставшей на защиту систематически нарушаемых прав артистов и фактически заменившей собой «карманный» ПРОФСОЮЗ ФКП «Росгосцирк» и СЦД. И от Вас, Эмиль Эмильевич, мы требуем ответа, Вы ли написали это письмо, и, если, оно действительно написано Вами, мы ждем публичных извинений.

И крайне неприятно, что абсолютно некорректно воспользовались именем народного артиста СССР О. К. Попова, который за последние 25 лет всего 1,5 дня провел в России. Кстати, как руководитель госпредприятия собирается оплачивать его предстоящую работу? Принять в штат Компании и вынести на рассмотрение Экспертной комиссии?

Использование механизмов государственно-частного партнерства (в просторечии называемых «прокатом»). Здесь есть широкая тема для выступлений – С. Нестерова, М. Запашного, однако, заметим, что все новое – это хорошо забытое старое, и деятельность «своих» прокатчиков типа г. Балашова, о котором В. Ч. Гаглоев сказал на встрече в Министерстве культуры, что он, якобы, «его не знает» (а кто тогда подписывает договоры проката???) – работающего в удобное для него время («елочные» и каникулярные периоды), а в остальное время предоставляющем возможность филиалам самим зарабатывать на хлеб насущный,  ни для кого не новость. Только вот из-за этих «преференций», да из-за чрезмерно завышенных сумм отчислений филиалам и ФКП «Росгосцирк», которые могут при заключении договора меняться 5-6 раз в течение недели, часто задним числом, когда прокатчик уже вложил средства в рекламу и не работают эти механизмы. И артисты в качестве менеджеров лишены в этих кабальных условиях возможностей шить за «Росгосцирк» костюмы, покупать животных, оплачивать работу постановочных групп, приобретать и арендовать современное световое и звуковое оборудование.

2. Цель и задачи Концепции

Популяризация циркового искусства среди населения – существует ли разработанный план PR-стратегии? Назовите созданных вами за период работы «звезд цирка»?

Повышение доступности цирковых услуг для населения – существуют ли программы скидок и бонусов для социально защищаемых слоев населения?

Расширение зрительской аудитории как в России, так и за рубежом – мы видим резкое сужение. С руководством ФКП «Росгосцирк» не работают напрямую (а работают опять же через прокатчиков, что более чем странно) цирки Союзного государства, Единого таможенного пространства, СНГ, ближнего зарубежья и даже цирки РФ, не входящие в ФКП «Росгосцирк». Имеет место резкое схлопывание гастрольного пространства, необходимого как воздух, при проводимых реконструкциях цирков. Налицо катастрофическое снижение объемов зарубежных гастролей (можно сравнить по показателям этой деятельности в финансовом эквиваленте в прогрессии 2011 - 2015 гг). С «Росгосцирком» уже не работают стабильно бравшие годами и десятилетиями программы импресарио Турции, Южной Америки. К вопросу о гастролях в Японии: на сегодняшний день не подтверждается озвученная Гаглоевым В.Ч. на рабочей группе Министерства культуры РФ информация о якобы, налаженной работе с компанией BOLSHOI CIRCUS. Напротив, есть информация о том, что вместо программы «Росгосцирка» в 2016 г. там будет работать программа БМЦ. Мы, отработавшие десятки раз в Японии с BOLSHOI CIRCUS – предельно корректными менеджерами, и зная японский менталитет, уверены, что вопрос работы программ «Росгосцирка» там будет рассматриваться только при другом генеральном директоре.

Координация деятельности всех субъектов циркового дела – не проводится встреч, собеседований с частными цирками и прокатчиками.

Повышение экономической эффективности работы учреждений, работающих в сфере циркового дела – налицо явное снижение (см. акт Счетной Палаты).

Совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров – налицо отсутствие таковой.

Реализация мер социальной защиты работников цирковых организации – пока, к сожалению, этим занимается только Гильдия артистов циркового искусства и цирк Братьев Запашных. В настоящее время в ФКП «Росгосцирк» отсутствует страхование работников от несчастных случаев со стороны работодателя.

Поддержка научных исследований в области циркового дела – что разработано или поддержано?

Развитие механизмов финансирования цирковой деятельности из различных источников – руководство ФКП «Росгосцирк» отказалось от бюджетного финансирования творчества, что, по меньшей мере, недальновидно. Цирк расцветает и получает признание только там, где есть поддержка государства – тому примеры «Цирк Дю Солей», Цирк «Элуаз», Китайская национальная акробатическая ассоциация и др.

Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей осуществление цирковой деятельности - что сделано в этом направлении?

3. Организация творческого процесса

Специально созданные драматургические произведения. Не было проведено ни одного конкурса, 6 программ отданы на откуп одному режиссеру (он же хореограф, он же композитор, он художник). При существующем Антимонопольном законе РФ это представляется более чем сомнительным решением для госкорпорации.

Номера с животными – назовите приобретенных в период работы данного руководства животных и номера с ними, кроме аттракциона п/р Сквирского, и ряда тех, которые были запущены в производство до прихода этого руководства? Профессор, академик, доктор искусствоведения С.М. Макаров и нар. арт. РФ В.Г. Шемшур информируют, что новым руководством Росгосцирка им было в качестве сотрудников научного отдела представить в сжатые сроки концепцию Росгосцирка без животных, после чего они уволились из «Росгосцирка»

Сохранение и развитие цирковых конкурсов и фестивалей – что сделано, кроме премии «Мастер»?

Выход на принципиально новый уровень деятельности (ЦЦИ) Центра циркового искусства – когда г. Гаглоев В.Ч. пришел работать гендиректором, он, предположительно, был ознакомлен с Концепцией. Что сделано в ЦЦИ за период его работы?

Активизация зарубежной деятельности - налицо резкое снижение и упадок.

Прокат программ зарубежных цирков на территории России – отсутствует.

Организация совместных и обменных гастролей российских и зарубежных цирков – отсутствует.

Каким образом Росгосцирк взаимодействует с народными цирками, РАТИ, МГУКИ? Сколько студентов стали артистами, сколько постановок осуществили студенты и выпускники профильных учебных заведений? Была ли, согласно п. 4 Концепции, предоставлена возможность начинающим артистам, завершившим обучение, создать номера, в том числе и групповые? С последующей работой в цирковой системе? Сколько выпускников РАТИ, ЛГИТМИК, МГУКИ сегодня работает с Росгосцирком?

Функции распространения художественного продукта на основе современных принципов организации гастролей – конкурсный отбор как программ, так и прокатных площадок. «Цирк может принимать на себя функции продюсера цирковых программ либо вступать в договорные отношения с независимыми продюсерами. При этом каждый цирк должен получить равные возможности доступа к цирковому продукту на конкурентной основе» - пока, как мы видим, этот пункт Концепции выполняет только директор Екатеринбургского цирка А. П. Марчевский.

Цирковое артистическое агентство, в том числе и для юридической, социальной поддержки артистов цирка – не существует, Положение не разработано.

Развитие института ученичества, наставничества, преемственность и династийность – яркий пример -  уход 4 знаковых артистических династий, и это - только начало.

Отсутствуют программы переподготовки специалистов-управленцев (менеджеров) в сфере циркового дела, отсутствуют индивидуальные стажировки у высокопрофессиональных мастеров и менеджеров за рубежом.

Как за период деятельности поощрялись артисты ФКП «Росгосцирк»? Сколько почетных званий присвоено, сколько сотрудников награждено? Нар. арт. РФ М. Бреда в день юбилея не получила даже поздравительной телеграммы…

Создание специальных ипотечных программ – не создано.

Ведется ли работа по формам добровольного пенсионного обеспечения? – не ведется.

Образовательные программы и переквалификация для артистов, имеющих право на досрочную пенсию – отсутствуют.

Научные исследования в области циркового дела. Ведутся ли они, если ведутся, то кем и в каком объеме, почему не публикуются?

Средства на развитие цирковой деятельности должны выделяться в строгом соответствии с утвержденными творческими планами – почему, если такие планы и существуют, с ними невозможно ознакомиться?

На основании вышеизложенного считаем, что в связи с многочисленными доказательствами невыполнения руководством ФКП «Росгосцирк» положений основного программного документа – Концепции развития Российского цирка в 2012 - 2020 гг., назначение Гаглоева В.Ч.  генеральным директором ФКП «Росгосцирк» является кадровой ошибкой в связи с проявленным непрофессионализмом. Настаиваем на немедленном отстранении данного руководителя от управления ФКП «Росгосцирк» и немедленного проведения открытого конкурса на замещение должности Генерального директора ФКП «Росгосцирк».

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100