О романе «Цирк Умберто»
Роман «Цирк Умберто»* вышел в годы войны в оккупированной Чехословакии.
Гитлеровцы проглядели вольнолюбивое содержание произведения, хотя считали автора неблагонадежным и установили за ним надзор. Автор романа Эдуард Басс принадлежит к знаменитой плеяде чешских писателей. Близкий современникам — Ярославу Гашеку, Карелу Чапеку, Юлиусу Фучику, — он дожил до победы над фашизмом, о которой мечтал, создавая свою книгу.
*Эдуард Басс, Цирк Умберто, М., Гослитиздат, 1963.
Увлекательно и талантливо, с большой эрудицией в ней рассказана история крупнейшего европейского цирка прошлого века, обрисованы подвижническая работа и странствия трех поколений семьи артистов. Цирк Умберто поражал зрителей разнообразной, красочно оформленной программой — пантомима, высший класс верховой езды, акробатика, выступления дрессированных зверей. Представления открывались грандиозными парадами с фанфарами, оркестром, кавалькадами и горделиво шагающими слонами. Цирк объездил всю Европу, посетил Россию, страны Азии. Всегда и везде во время путешествий артисты упорно тренировались, репетировали номера, видя «смысл жизни в том, чтобы оберегать и совершенствовать свое искусство».
Над цирком реял стяг свободы. В интернациональную труппу входили революционер 1848 года, воин-гарибальдиец, вольные чешские крестьяне, артисты со всего света объединялись в дружную семью. Не удивительно, что демократичное, проникнутое гуманизмом и уважением к творчеству артиста предприятие Умберто упорно противостояло торгашеской профанации искусства, в частности своему беззастенчивому берлинскому конкуренту, который принадлежал к мастерам «массового оглушения и оморачивания...» В Германии цирк захлестнула петля жестокого экономического кризиса. Однако он не сгинул бесследно. В этом заслуга молодого директора чеха Вацлава Караса.
Вацлав Карас — щедро одаренная, героическая личность. Попав на арену деревенским мальчуганом, он овладевает многими цирковыми жанрами и становится для артистов всего мира папашей Карасом — другом-учителем. По окончании сезона в его театре-студии начинались вдохновенные репетиции. Чтобы сохранить славные традиции Умберто, цирковой артист стал режиссером варьете. В годы кризиса он зажег огни высокого искусства в милой его сердцу Праге. Люди, самоотверженно преданные цирку, преодолевая неблагоприятные обстоятельства, продолжают выступать в варьете.
Нельзя препятствовать устремлениям человека — утверждается на страницах романа. Старик Карас с энтузиазмом помогает внучке вырваться из косной мещанской среды и найти себя в танце. Убеленный сединами, он остается самим собой — тружеником-новатором, не желающим расставаться со своей трудной профессией. «Мир прекрасен, огонь неугасим — цирк Умберто будет жить вечно!» — восклицает вместе со своим героем писатель Эдуард Басс.
Так завершается глубоко оптимистический роман о людях, посвятивших себя цирковому искусству.
Мих. ИСКРИН
Журнал Советский цирк. Январь 1964 г.
оставить комментарий