В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О романе «Цирк Умберто»

Роман «Цирк Умберто»* вышел в годы войны в оккупированной Чехословакии.

Гитлеровцы проглядели вольнолюбивое содержание произведения, хотя считали автора неблаго­надежным и установили за ним над­зор. Автор романа Эдуард Басс при­надлежит к знаменитой плеяде чешских писателей. Близкий современ­никам — Ярославу Гашеку, Карелу Чапеку, Юлиусу Фучику, — он дожил до победы над фашизмом, о которой мечтал, создавая свою книгу.

*Эдуард Басс, Цирк Умберто, М., Гослитиздат,   1963.

Увлекательно и талантливо, с большой эрудицией в ней рассказана история крупнейшего европейского цирка прошлого века, обрисованы подвижническая работа и стран­ствия трех поколений семьи артистов. Цирк Умберто поражал зрителей разнообразной, красочно оформлен­ной программой — пантомима, выс­ший класс верховой езды, акробати­ка, выступления дрессированных зверей. Представления открывались грандиозными парадами с фанфара­ми, оркестром, кавалькадами и гор­деливо шагающими слонами. Цирк объездил всю Европу, посе­тил Россию, страны Азии. Всегда и везде во время путешествий артисты упорно тренировались, репетировали номера, видя «смысл жизни в том, чтобы оберегать и совершенствовать свое искусство».

Над цирком реял стяг свободы. В интернациональную труппу входили революционер 1848 года, воин-гари­бальдиец, вольные чешские крестья­не, артисты со всего света объединя­лись в дружную семью. Не удивительно, что демократич­ное, проникнутое гуманизмом и ува­жением к творчеству артиста пред­приятие Умберто упорно противо­стояло торгашеской профанации ис­кусства, в частности своему беззас­тенчивому берлинскому конкуренту, который принадлежал к мастерам «массового оглушения и оморачивания...» В Германии цирк захлестнула петля жестокого экономического кризиса. Однако он не сгинул бес­следно. В этом заслуга молодого директора чеха Вацлава Караса.

Вацлав Карас — щедро одарен­ная, героическая личность. Попав на арену деревенским мальчуганом, он овладевает многими цирковыми жан­рами и становится для артистов все­го мира папашей Карасом — другом-учителем. По окончании сезона в его театре-студии начинались вдохновен­ные репетиции. Чтобы сохранить славные традиции Умберто, цирко­вой артист стал режиссером варьете. В годы кризиса он зажег огни высо­кого искусства в милой его сердцу Праге. Люди, самоотверженно пре­данные цирку, преодолевая неблаго­приятные обстоятельства, продолжа­ют выступать в варьете.

Нельзя препятствовать устремле­ниям человека — утверждается на страницах романа. Старик Карас с энтузиазмом помогает внучке вы­рваться из косной мещанской среды и найти себя в танце. Убеленный се­динами, он остается самим собой — тружеником-новатором, не желаю­щим расставаться со своей трудной профессией. «Мир прекрасен, огонь неуга­сим — цирк Умберто будет жить веч­но!» — восклицает вместе со своим героем писатель Эдуард Басс.

Так завершается глубоко оптими­стический роман о людях, посвятив­ших себя цирковому искусству.
 

Мих. ИСКРИН

Журнал Советский цирк. Январь 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100