О современной клоунаде - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О современной клоунаде

Сегодня много говорят о клоунаде. О ней всегда много говорили. И часто не очень лестно. Говорили, что мало хороших клоунов, что у них не современный, не злободневный репертуар, что у клоунских пар не определены взаимоотношения, не найдены собственные маски и т. д.

Олег Попов

Это говорили вчера, говорят сегодня, это же, по-видимому, будут говорить и завтра. А действительно, какие клоуны были вчера, есть ли хорошие клоуны сегодня? Ожидаются ли хорошие клоуны завтра?

В конце 50-х годов в цирке безраздельно царствовал Карандаш. Огромный успех сопутствовал К. Мусину, К. Берману, Б. Вяткину. Начинали свой блистательный путь О. Попов, Ю. Никулин, М. Шуйдин. У них был определенный репертуар, созвучный времени и рожденный их временем.

В 1955 году было принято дальновидное и правильное решение: открыть в цирковом училище отделение клоунады.

Это было прекрасное время: народ валом валил в цирк, цирк страстно пропагандировали, успехами его гордились. Мир открывал для себя советский цирк, да и мы открывали наш цирк для себя. Всю планету обошла фотография: королева Бельгии принимает у себя во дворце «Солнечного клоуна» Олега Попова.

Из училища вышли Л. Енгибаров, А. Николаев, А. Смыков, В. Костеренко, М. Капитанова (Полбенцева) и другие. Получил бы наш цирк этих прекрасных артистов, если бы не было открыто клоунское отделение училища? Для меня ответ совершенно ясен — нет, не получил бы.

Когда мы учились (а я учился с вышеперечисленными людьми), у нас были великолепные преподаватели: М. Местечкин, А. Федорович. Учили они добротно, школу давали хорошую. В 1959 году на отделение клоунады пришли Н. Кисс, И. Фридман, которые передавали студентам свой практический опыт. Активно участвовали в подготовке будущих клоунов ведущие режиссеры-педагоги Н. Бауман, Ф. Земцев, помогая студентам осваивать различные цирковые жанры. И вскоре из стен училища вышла целая плеяда одаренных ярких комиков: Г. Маковский, Г. Ротман, Е. Майхровский, А. Марчевский, С. Щукин, В. Кремена, П. Толдонов и другие.

Не стану перечислять заслуги этих мастеров смеха, они известны любителям цирка. Но давайте спросим себя: сразу ли они вышли из училища вот такими законченными мастерами? Ответ будет один — нет. Известно, что даже Карандаш годами искал свою маску. Олег Попов постепенно шел к своему образу. Енгибаров, Майхровский, Марчевский и многие другие лишь после непосредственного общения со зрителями нашли себя, свои маски.

ГУЦЭИ давало и дает своим студентам, будущим комикам, основы актерского мастерства, помогает им овладеть различными цирковыми жанрами, частично подготавливает репертуар, который с годами должен обязательно меняться. За последние годы училище успешно окончили соло-клоуны и клоунские пары. Журнал наш писал об этих молодых исполнителях. Но им еще предстоит много работать, совершенствовать свои образы. Идет закономерный процесс становления. Для успеха им нужно время и всемерная помощь.

Практика показала, что процесс становления клоунов проходит как бы по двум этапам: обучение в училище и первые годы работы в «конвейере». Это надо четко уяснить и проявлять к молодым клоунам должное внимание. А вот с этим дело как раз обстоит неважно.

Когда представители Союзгосцирка приходят в училище на просмотр или представление, они в шутку любят называть себя «купцами». При этом они говорят: «Мы одеваем выпускников и готовим им реквизит, так давайте то, что нам нужно. Рождайте новое!» (Ни больше ни меньше!). Но ведь если, подготавливая в училище тот или иной номер, можно отшлифовать трюковую часть и найти верное образное решение, то с клоунадой, как доказывалось выше, дело обстоит иначе. Здесь далеко не всегда удастся создать нечто законченное, завершенное. Иными словами, результатов порой приходится ждать.

Надо заметить, что даже те самые купцы, на которых любят ссылаться представители Союзгосцирка, отличались тем, что, вложив капиталы, умели ждать прибыли. А ведь мы вовсе не купцы из прошлого. Мы должны не просто ждать дивиденты, а все вместе помогать молодым артистам, чтобы отдача, на вложенный в них капитал знаний и умений, пришла как можно раньше.

А для того чтобы к молодому комику успех пришел скорее, он должен иметь право на дебют. Как это мне представляется? После госэкзаменов начинающий клоун вместе со своими режиссерами-педагогами едет в какой-то город и дебютирует на профессиональном манеже. И не до госэкзаменов, не после них, а лишь после дебюта на зрителе можно и должно решать его судьбу. В противном случае у нас происходили и будут происходить случаи, подобные тому, о котором расскажу ниже.

Понимая, что наш сегодняшний цирк испытывает острую нужду в клоунских группах со злободневным репертуаром, руководство училища с согласия представителей Союзгосцирка и Всесоюзной дирекции приняло решение организовать и выпустить такую группу, Педагоги и студенты, засучив рукава, принялись за дело. В короткий период был намечен обширный репертуар (что-то около двадцати пяти реприз и клоунад). Переосмысливался классический репертуар, придумывались новые клоунады на злобу дня. Художник сделал эскизы костюмов и реквизита. Словом, готовилось клоунское представление под названием «Смехотряд из шести ребят». Молодежный «Смех-отряд» строился по принципу молодежных стройотрядов: со своим оружием сатиры и смеха быть на передовых идеологических рубежах. На наш взгляд, все это было своевременно и нужно. Но за полгода до выпуска (!) комиссия, опять-таки из представителей Союзгосцирка и Всесоюзной дирекции, несмотря на протесты режиссеров и руководителей училища, расформировала эту клоунскую группу.

За пятнадцать минут была перечеркнута большая и нужная работа, которая длилась не один год! И аргументы, по которым расформировалась эта веселая шестерка, были весьма спорными. Но не будем останавливать на этом внимание читателей, посмотрим, как развивалось действие дальше.

Комиссия решила из всей группы выделить двоих и создать клоунский дуэт. Режиссеры-педагоги, очень остро переживавшие ситуацию, все же в кратчайший Срок подготовили для дуэта злободневный разговорный репертуар. Клоунская пара выступила на выпускных представлениях училища и была принята в систему Союзгосцирка артистами по жанру клоунады. Остальные клоуны были приняты лишь... исполнителями. Но волею судеб двое коверных и двое Исполнителей встретились в Куйбышевском цирке, где, на их счастье, администрация оказалась весьма творческой. Она-то и выпустила всех четырех вместе на манеж. Зрители хорошо приняли клоунов. В результате в Союзгосцирк был направлен акт просмотра их работы, где комиссия рекомендовала создать из этих артистов постоянную... клоунскую группу. И вскоре был издан Приказ о создании такой группы при Куйбышевском цирке.

Большое спасибо руководству этого цирка! Но сколько ушло времени и государственных средств, прежде чем восторжествовала точка зрения училища? А ведь если бы в свое время поверили режиссерам училища, людям, которые долго и кропотливо работали с этой молодежью, то клоунский «Смехотряд» уже давно бы и плодотворно трудился на манежах цирков.

Увидеть в начинающем, еще зажатом и смущающемся артисте будущего мастера смеха — дано не каждому. Специалистов по клоунаде немного, их опыт заслуживает внимания и изучения. Хотелось бы, чтобы специалистам, работающим в училище, доверяли гораздо больше.

И одно маленькое замечание. В рецензиях, которые посвящаются выпускным экзаменам училища, всегда можнЬ найти разбор номеров и почти всегда указывается фамилия режиссера, готовившего это произведение. А вот когда оценивают выступление клоунов, то, как правило, режиссер, работавший с ними, не упоминается. У всех наших клоунов, окончивших училище, были свои режиссеры-педагоги. А кто их знает? Я согласен с формулой, что режиссер должен «умереть» в актере. Но не до такой же степени, чтобы о нем больше нигде и никто не упоминал!

Вчера еще мы учились без программ и методических пособий. Сегодня положение меняется. Цикловой комиссией по клоунаде одобрена и находится в стадии утверждения Министерством культуры СССР программа по мастерству актера клоунады. (Программу составил педагог училища, заслуженный работник культуры РСФСР В. Шпак.) Готовится к печати книга по истории и теории советской клоунады. (Автор — директор ГУЦЭИ, кандидат искусствоведения С. Макаров.) Методическим кабинетом Министерства культуры СССР рассмотрена моя заявка на учебное пособие под условным названием «Режиссура клоунады». Почти все наши педагоги, обучающие студентов клоунаде, совершенствуют свое образование, Педагог Е. Чернов учится в аспирантуре ГИТИСа. Думаю, что завтра, когда нам на смену придут новые педагоги, им не придется заново «изобретать велосипед». У них будет проверенная на практике серьезная научная методика.

Училище циркового и эстрадного искусства живет и работает. Не все у нас гладко и не все еще получается. Но есть главное, что осознано всеми педагогами: нацеленность на создание высокохудожественных номеров и представлений. Мы за образное решение номера, мы за художественный образ в цирке. Время, когда все решал только трюк, ушло в прошлое. Опыт вчерашнего нам показывает, что проблемы (в частности, проблемы комического) надо энергично и сообща решать сегодня, потому что завтра перед нами встанут уже новые проблемы.

Б. БРЕЕВ,
заслуженный работник культуры РСФСР,
председатель цикловой комиссии по клоунаде ГУЦЭИ

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования