В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О том, что всего дороже

Сквозь метельные снега и сорокаградусные морозы мчится по просторам целины маленький автобус. По землям павлодарским, петропавловским, кокчетавским, целиноградским, кустанайским...

Дороги переметены снежны­ми завалами. Люди толкают автобус — буксуют колеса, а надо спешить: арти­стов ждут рабочие поселки и колхозные села, города и совхозы... Иногда ждут по нескольку часов, но ждут. А поэтому во что бы то ни стало — вперед! И авто­бус мчится... Творческий коллектив, о котором пойдет речь, невелик — в нем всего пять человек. Позади около трех тысяч кило­метров гастрольных дорог и сто шесть­десят встреч со зрителями. Концертная программа, с которой выступают арти­сты Павлодарской филармонии в юби­лейном году, посвящена 50-летию Вели­кого. Октября и 100-летию со дня рож­дения Владимира Ильича Ленина.

КАК ЖИВОЙ С ЖИВЫМИ

Это необычная книга: стопка акку­ратно сброшюрованных листков в скромной серой обложке. Ее авто­ры — рабочие фабрик и заводов, строи­тели, служащие учреждений, учащиеся, колхозники. Искренне и взволнованно пишут они об огромном впечатлении, которое оставила в их сердцах встреча с актерами Москонцерта — создателями спектакля-плаката «В кабинете Ленина». Вот несколько отзывов, записанных сразу же после того, как смолкли аплодисменты.

«Незабываемый, очень нужный спек­такль. Его идейно-воспитательное значение трудно переоценить. Радует, что талантливый коллектив нашел необхо­димые художественные средства для решения сложной задачи. (Группа рабо­чих завода «Каучук»)».

«От души рабочее спасибо! Всем нам бесконечно дорог и близок образ великого вождя революции, основателя Со­ветского государства Владимира Ильича Ленина. Каждая новая встреча с ним в кино, в театре или вот так — прямо на строительном участке — огромное со­бытие. Это же замечательно — кабинет Ильича на стройке и Ленин, как живой с живыми, говорит с рабочими, которые, затаив дыхание, окружили импровизи­рованную сцену. (Всесоюзная ударная комсомольская стройка СУ-93, пос. Видное)».

Таких восторженных отзывов в книге много. И это очень отрадно, что коллек­тив, создавший спектакль «В кабинете Ленина» (постановщик — заслуженный артист РСФСР В. Гейман), завоевал при­знание зрителей. Недавно этот коллектив отметил своеобразный юбилей: состоялось 600-е представление. Как правило, спектакль идет не на театральной сцене. Его смот­рят рабочие и служащие в обеденный перерыв в заводских и фабричных це­хах, в красных уголках, на стройках. Нехитрый реквизит: письменный стол, три стула, затянутые в чехлы, старого образца телефон. Сцена — пятачок: про­тяни руку — и дотронешься до зрителя. Спектакль этот родился на основе те­левизионного фильма «Рабочий день Ленина», в котором рассказывается о трех эпизодах из жизни вождя рево­люции.

...Только что закончилась граждан­ская война. В стране голод, разруха, особенно тяжело в деревне. И вот первая сцена спектакля — разговор Ленина с крестьянином. Она воспринимается как задушевная беседа двух людей, кровно заинтересованных в общем всенародном деле.  Вторая сцена — совещание по «осо­бому вопросу» с делегацией из Швеции. Идет серьезный разговор. Ленин вдох­новенно говорит о путях революции, о классовых битвах. И заключительная сцена. К Ильичу пришел мальчуган со своей бедой — не пускают на фронт. И ленинское реше­ние: молодым учиться надо. Учиться!

Первая часть композиции — драмати­ческая трилогия о великом вожде. В нее вошли фрагменты из пьес Н. Погодина «Человек с ружьем», «Кремлевские ку­ранты» и «Третья, патетическая». В роли Ленина — актер киностудии «Мосфильм» Александр Кошелев. В сценах заняты артисты М. Михайлова, С. Майский, Ю. Мокринский, С. Моринин. Режиссер-постановщик — заслуженный артист Украинской ССР, народный артист Коми АССР Н. Гайдаров.

С напряженным вниманием слушают зрители вступительный монолог — речь Владимира Ильича о Советской власти. Каждое слово звучит убежденно, горячо. Вы видите Ленина-трибуна, Ленина-вождя. В сценах из пьес он предстает как гениальный государственный дея­тель и вместе с тем жизнерадостный, общительный человек. С неотразимой убежденностью разбивает он в пух и прах доводы иностранного писателя, пытавшегося иронизировать над несбыточностью идей «кремлевского мечта­теля». Зал весело смеется над растеряв­шимся иностранцем, радуясь меткому и точному слову Ильича.

В иных красках, иной тональности решена сцена встречи Ленина и Ирины («Третья, патетическая»). Артистка М. Михайлова рисует свою героиню ослепленной свалившимся на нее го­рем — брат за взяточничество приговорен к расстрелу, поэтому она предельно ре­шительна и настойчива в разговоре с Ильичей. Ирина поражена тем, что Ленин не в силах помочь ей. Ей кажет­ся, что для него это вовсе не трудно — дать распоряжение об отмене смертной казни: ведь влияние Ленина так велико. Артистка точно передает медленное и трудное прозрение своей героини, ко­торая в конечном итоге отчетливо пони­мает, что Ленин не может поступиться принципами, не может не отказать ей.

Во второй части концерта рассказы­вается о большом и славном пути, который прошел наш народ, следуя заветам Ильича. Она как бы пронизана солнеч­ным светом и теплом, в ней много юмо­ра, улыбок. Запоминается артист Семен Майский, который на протяжении полу­тора часов держит зрительный зал в не­ослабном внимании. Простодушный, с крестьянской лукавинкой солдат Иван Шадрин, волевой, решительный комис­сар («Крепость над Бугом»), бывший ме­ханизатор, а ныне солдат Советской Армии Звягинцев («Они сражались за Родину»), боец времен гражданской вой­ны, приснившийся нашему молодому современнику («Встреча с прошлым»), — каждый из этих образов, созданных артистом, ярок и колоритен.

Главная мысль этого театрализован­ного концерта, идущего с большим успехом, — показать торжество ленинских идей, рождение человека нового мира, новой морали, вызванных к жизни Ве­ликим Октябрем.

М. ШАКЕНОВ

Журнал Советский цирк. Апрель 1967 г

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100