О том, что всего дороже
Сквозь метельные снега и сорокаградусные морозы мчится по просторам целины маленький автобус. По землям павлодарским, петропавловским, кокчетавским, целиноградским, кустанайским...
Дороги переметены снежными завалами. Люди толкают автобус — буксуют колеса, а надо спешить: артистов ждут рабочие поселки и колхозные села, города и совхозы... Иногда ждут по нескольку часов, но ждут. А поэтому во что бы то ни стало — вперед! И автобус мчится... Творческий коллектив, о котором пойдет речь, невелик — в нем всего пять человек. Позади около трех тысяч километров гастрольных дорог и сто шестьдесят встреч со зрителями. Концертная программа, с которой выступают артисты Павлодарской филармонии в юбилейном году, посвящена 50-летию Великого. Октября и 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина.
КАК ЖИВОЙ С ЖИВЫМИ
Это необычная книга: стопка аккуратно сброшюрованных листков в скромной серой обложке. Ее авторы — рабочие фабрик и заводов, строители, служащие учреждений, учащиеся, колхозники. Искренне и взволнованно пишут они об огромном впечатлении, которое оставила в их сердцах встреча с актерами Москонцерта — создателями спектакля-плаката «В кабинете Ленина». Вот несколько отзывов, записанных сразу же после того, как смолкли аплодисменты.
«Незабываемый, очень нужный спектакль. Его идейно-воспитательное значение трудно переоценить. Радует, что талантливый коллектив нашел необходимые художественные средства для решения сложной задачи. (Группа рабочих завода «Каучук»)».
«От души рабочее спасибо! Всем нам бесконечно дорог и близок образ великого вождя революции, основателя Советского государства Владимира Ильича Ленина. Каждая новая встреча с ним в кино, в театре или вот так — прямо на строительном участке — огромное событие. Это же замечательно — кабинет Ильича на стройке и Ленин, как живой с живыми, говорит с рабочими, которые, затаив дыхание, окружили импровизированную сцену. (Всесоюзная ударная комсомольская стройка СУ-93, пос. Видное)».
Таких восторженных отзывов в книге много. И это очень отрадно, что коллектив, создавший спектакль «В кабинете Ленина» (постановщик — заслуженный артист РСФСР В. Гейман), завоевал признание зрителей. Недавно этот коллектив отметил своеобразный юбилей: состоялось 600-е представление. Как правило, спектакль идет не на театральной сцене. Его смотрят рабочие и служащие в обеденный перерыв в заводских и фабричных цехах, в красных уголках, на стройках. Нехитрый реквизит: письменный стол, три стула, затянутые в чехлы, старого образца телефон. Сцена — пятачок: протяни руку — и дотронешься до зрителя. Спектакль этот родился на основе телевизионного фильма «Рабочий день Ленина», в котором рассказывается о трех эпизодах из жизни вождя революции.
...Только что закончилась гражданская война. В стране голод, разруха, особенно тяжело в деревне. И вот первая сцена спектакля — разговор Ленина с крестьянином. Она воспринимается как задушевная беседа двух людей, кровно заинтересованных в общем всенародном деле. Вторая сцена — совещание по «особому вопросу» с делегацией из Швеции. Идет серьезный разговор. Ленин вдохновенно говорит о путях революции, о классовых битвах. И заключительная сцена. К Ильичу пришел мальчуган со своей бедой — не пускают на фронт. И ленинское решение: молодым учиться надо. Учиться!
Первая часть композиции — драматическая трилогия о великом вожде. В нее вошли фрагменты из пьес Н. Погодина «Человек с ружьем», «Кремлевские куранты» и «Третья, патетическая». В роли Ленина — актер киностудии «Мосфильм» Александр Кошелев. В сценах заняты артисты М. Михайлова, С. Майский, Ю. Мокринский, С. Моринин. Режиссер-постановщик — заслуженный артист Украинской ССР, народный артист Коми АССР Н. Гайдаров.
С напряженным вниманием слушают зрители вступительный монолог — речь Владимира Ильича о Советской власти. Каждое слово звучит убежденно, горячо. Вы видите Ленина-трибуна, Ленина-вождя. В сценах из пьес он предстает как гениальный государственный деятель и вместе с тем жизнерадостный, общительный человек. С неотразимой убежденностью разбивает он в пух и прах доводы иностранного писателя, пытавшегося иронизировать над несбыточностью идей «кремлевского мечтателя». Зал весело смеется над растерявшимся иностранцем, радуясь меткому и точному слову Ильича.
В иных красках, иной тональности решена сцена встречи Ленина и Ирины («Третья, патетическая»). Артистка М. Михайлова рисует свою героиню ослепленной свалившимся на нее горем — брат за взяточничество приговорен к расстрелу, поэтому она предельно решительна и настойчива в разговоре с Ильичей. Ирина поражена тем, что Ленин не в силах помочь ей. Ей кажется, что для него это вовсе не трудно — дать распоряжение об отмене смертной казни: ведь влияние Ленина так велико. Артистка точно передает медленное и трудное прозрение своей героини, которая в конечном итоге отчетливо понимает, что Ленин не может поступиться принципами, не может не отказать ей.
Во второй части концерта рассказывается о большом и славном пути, который прошел наш народ, следуя заветам Ильича. Она как бы пронизана солнечным светом и теплом, в ней много юмора, улыбок. Запоминается артист Семен Майский, который на протяжении полутора часов держит зрительный зал в неослабном внимании. Простодушный, с крестьянской лукавинкой солдат Иван Шадрин, волевой, решительный комиссар («Крепость над Бугом»), бывший механизатор, а ныне солдат Советской Армии Звягинцев («Они сражались за Родину»), боец времен гражданской войны, приснившийся нашему молодому современнику («Встреча с прошлым»), — каждый из этих образов, созданных артистом, ярок и колоритен.
Главная мысль этого театрализованного концерта, идущего с большим успехом, — показать торжество ленинских идей, рождение человека нового мира, новой морали, вызванных к жизни Великим Октябрем.
М. ШАКЕНОВ
Журнал Советский цирк. Апрель 1967 г
оставить комментарий