В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О волшебных всех времен

Фокусы — древнейшее искусство. Оно существует с незапамятных времен. Может быть, трюк с ребром Адама и послужил началом этого замечательного жанра.

Недавно издательство «Искусство» выпустило книгу А. Вадимова и М. Триваса «От магов древности до иллюзио­нистов наших дней». Книге предпослано предисловие К. И. Чуковского, написан­ное со свойственным ему юмором, те­плотой и любовью к цирковому искус­ству и его артистам. Корней Чуковский справедливо отмечает, что «законы при­роды, которым мы должны подчинять­ся всю жизнь, так неумолимы и власт­ны, что даже мнимое, иллюзорное их нарушение (а в этом и состоит каждый фокус) доставляет нам немалую радость. Зачем же лишать себя этой ред­костной радости?»

Известно, что занимательные фоку­сы нравились когда-то и Максиму Горькому и он тоже был против разоб­лачения иллюзионных обманов и «чудес», перестающих быть чудом, когда они раскрыты, научно объяснены с чер­тежами и комментариями. В самом деле, представьте себе, что фокусник показы­вает зрителям пустой фанерный ящик, называемый на языке профессионалов-иллюзионистов «волшебным или неис­черпаемым сундуком». Потом взмахи­вает магической черной палочкой, и из ящика выходят несколько девушек и вылетает стая белых голубей. Что это — чудо? Нет, конечно. Это ловко сконст­руированный аппарат, позволяющий незаметно для зрителей проделывать самые невероятные вещи. Но если я начну рассказывать о том, как этот ящик устроен, то читатель вправе будет пре­рвать меня словами поэта:

«Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман...»

К счастью, авторы новой книги (а один из них — недавно умерший А. Вадимов, — знаменитый в свое время фокусник Али-Вад) не пошли по неверному пути раскрытия и объяснения профессиональных секретов. Они напи­сали увлекательную и полезную книгу по истории иллюзионного искусства. Это своего рода энциклопедия жанра, серьезный труд о магах и волшебниках всех времен и народов. Написан он в занимательной форме, читается с боль­шим интересом, а упоминание в книге более пятисот имен делает ее познава­тельно значимой.

Перед читателем проходит целая плеяда знаменитых иллюзионистов. Наибольший расцвет этого жанра отно­сится к середине XVIII и XIX векам. Начиная со всемирно известного Джузеппе Бальзама, подвизавшегося под именем графа Калиостро, и кончая ил­люзионистами наших дней, авторы книги подробно описывают не только био­графии артистов, но и рассказывают о самих фокусах, трюках, превращениях, исчезновениях, которые демонстрирова­лись иллюзионистами на протяжении сотен лет.

В отдельных случаях А. Вадимов и М. Тривас вскрывают и социальные корни, породившие необходимость ис­пользования магии в политических це­лях. Примеры подобного применения «таинственных сил» профессиональных магов и фокусников представляют не­сомненный интерес. Так, знаменитый иллюзионист Робер Уден был послан французским императором Наполео­ном III в Алжир, чтобы выступить там в роли могущественного волшебника и так поразить арабов своими «чудесами», чтобы они не смели более сопротивлять­ся французским колонизаторам. Позд­нее президент Жюль Греви решил по­вторить неудачную авантюру Наполео­на III и поручил подобную же неблаго­видную миссию другому французскому иллюзионисту — Казнёву. Обо всем этом подробно, с привлечением интересного исторического материала рассказывает­ся в книге.

Пожалуй, лучше всего удалась авто­рам глава «Наследство романтиков». Выступления иллюзионистов Бартоло-мео Боско, Александра Германа, Роберта Геллера, Беллахини и особенно Балти­мора (оказывается, это и есть знамени­тый Ваттемар) описаны образно, с ярки­ми характеристиками каждого из них. Любопытно, что Ваттемар в 30—40-е годы прошлого века был в России, им восхи­щались зрители Петербурга, ему пода­рил Пушкин автографы трех своих сти­хотворений, а Вальтер Скотт посвятил ему следующие строки:

«Всегда все косились, и не без причины,
На тех, кто под шляпой носил две личины, —
Вчера ж у тебя было двадцать голов.
Скажи мне, искусник, ты сам-то каков?»

Дело в том, что Александр Ваттемар был не только отличным фокусником, но и трансформатором, мимом, разнохарак­терным комедийным актером, человеком широких знаний. Он свободно владел многими языками и своими иллюзион­ными сценами всегда приводил в восторг самых требовательных цените­лей этого искусства.

Глава «Второе рождение» посвящена советским артистам. Это почти полный обзор работы наших иллюзионистов за последние пятьдесят лет. К сожалению, в этой главе авторы не дали критиче­ского разбора выступлений отдельных исполнителей. Впрочем, может, это и не входило в их задачу. Тогда жаль. Не вредно было бы напомнить некото­рым нашим артистам о необходимости расширения рамок жанра и отказа от однообразия трюков, о целесообразности создания целых иллюзионных представ­лений, феерий, которые, кстати, так хорошо ставил забытый авторами ре­жиссер Петербургского народного дома А. Я. Алексеев. Замечательное искусство фокусов и иллюзий нужно обогащать художественными средствами смежных жанров, привлекать трансформацию, пантомиму, вентрологию, широко ис­пользовать достижения современной техники.

Вероятно, стоило бы более подробно остановиться на использовании магии на Западе в наши дни. Наивнейшие приемы прорицания, спиритизма, астрологии до сих пор имеют успех не только у неудачников, но и в среде людей, ищущих изощренных развлечений. Мало, на наш взгляд, сказано об амери­канском артисте Гарри Гудини, про­званном «королем цепей» и разоблачителем спиритов. Авторы использовали огромное коли­чество источников, приведя в конце своей книги обширную библиографию иллюзионного искусства. Литература эта существует на всех языках мира и очень велика. Достаточно сказать, что и сейчас в разных странах издается бо­лее полусотни периодических изданий, посвященных исключительно фокусам и их создателям.

Книга А. Вадимова и М. Триваса «От магов древности до иллюзионистов наших дней» (к сожалению, изданная на плохой бумаге и внешне непривлека­тельная) сразу была замечена и не за­лежалась в магазинах. Хорошее знание истории жанра, искренняя увлеченность авторов сделали ее содержательной и интересной для самого широкого чита­теля. Думается, что книга эта достойна войти в библиотеку артиста-фокусника, стать его постоянным спутником на пу­ти познания вершин «магии». Она най­дет свое место и в коллекциях истин­ных любителей иллюзионного искусства.
 

Е. ГЕРШУНИ, заслуженный артист РСФСР

Журнал Советский цирк. Август 1967 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100