О волшебных всех времен
Фокусы — древнейшее искусство. Оно существует с незапамятных времен. Может быть, трюк с ребром Адама и послужил началом этого замечательного жанра.
Недавно издательство «Искусство» выпустило книгу А. Вадимова и М. Триваса «От магов древности до иллюзионистов наших дней». Книге предпослано предисловие К. И. Чуковского, написанное со свойственным ему юмором, теплотой и любовью к цирковому искусству и его артистам. Корней Чуковский справедливо отмечает, что «законы природы, которым мы должны подчиняться всю жизнь, так неумолимы и властны, что даже мнимое, иллюзорное их нарушение (а в этом и состоит каждый фокус) доставляет нам немалую радость. Зачем же лишать себя этой редкостной радости?»
Известно, что занимательные фокусы нравились когда-то и Максиму Горькому и он тоже был против разоблачения иллюзионных обманов и «чудес», перестающих быть чудом, когда они раскрыты, научно объяснены с чертежами и комментариями. В самом деле, представьте себе, что фокусник показывает зрителям пустой фанерный ящик, называемый на языке профессионалов-иллюзионистов «волшебным или неисчерпаемым сундуком». Потом взмахивает магической черной палочкой, и из ящика выходят несколько девушек и вылетает стая белых голубей. Что это — чудо? Нет, конечно. Это ловко сконструированный аппарат, позволяющий незаметно для зрителей проделывать самые невероятные вещи. Но если я начну рассказывать о том, как этот ящик устроен, то читатель вправе будет прервать меня словами поэта:
«Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман...»
К счастью, авторы новой книги (а один из них — недавно умерший А. Вадимов, — знаменитый в свое время фокусник Али-Вад) не пошли по неверному пути раскрытия и объяснения профессиональных секретов. Они написали увлекательную и полезную книгу по истории иллюзионного искусства. Это своего рода энциклопедия жанра, серьезный труд о магах и волшебниках всех времен и народов. Написан он в занимательной форме, читается с большим интересом, а упоминание в книге более пятисот имен делает ее познавательно значимой.
Перед читателем проходит целая плеяда знаменитых иллюзионистов. Наибольший расцвет этого жанра относится к середине XVIII и XIX векам. Начиная со всемирно известного Джузеппе Бальзама, подвизавшегося под именем графа Калиостро, и кончая иллюзионистами наших дней, авторы книги подробно описывают не только биографии артистов, но и рассказывают о самих фокусах, трюках, превращениях, исчезновениях, которые демонстрировались иллюзионистами на протяжении сотен лет.
В отдельных случаях А. Вадимов и М. Тривас вскрывают и социальные корни, породившие необходимость использования магии в политических целях. Примеры подобного применения «таинственных сил» профессиональных магов и фокусников представляют несомненный интерес. Так, знаменитый иллюзионист Робер Уден был послан французским императором Наполеоном III в Алжир, чтобы выступить там в роли могущественного волшебника и так поразить арабов своими «чудесами», чтобы они не смели более сопротивляться французским колонизаторам. Позднее президент Жюль Греви решил повторить неудачную авантюру Наполеона III и поручил подобную же неблаговидную миссию другому французскому иллюзионисту — Казнёву. Обо всем этом подробно, с привлечением интересного исторического материала рассказывается в книге.
Пожалуй, лучше всего удалась авторам глава «Наследство романтиков». Выступления иллюзионистов Бартоло-мео Боско, Александра Германа, Роберта Геллера, Беллахини и особенно Балтимора (оказывается, это и есть знаменитый Ваттемар) описаны образно, с яркими характеристиками каждого из них. Любопытно, что Ваттемар в 30—40-е годы прошлого века был в России, им восхищались зрители Петербурга, ему подарил Пушкин автографы трех своих стихотворений, а Вальтер Скотт посвятил ему следующие строки:
«Всегда все косились, и не без причины,
На тех, кто под шляпой носил две личины, —
Вчера ж у тебя было двадцать голов.
Скажи мне, искусник, ты сам-то каков?»
Дело в том, что Александр Ваттемар был не только отличным фокусником, но и трансформатором, мимом, разнохарактерным комедийным актером, человеком широких знаний. Он свободно владел многими языками и своими иллюзионными сценами всегда приводил в восторг самых требовательных ценителей этого искусства.
Глава «Второе рождение» посвящена советским артистам. Это почти полный обзор работы наших иллюзионистов за последние пятьдесят лет. К сожалению, в этой главе авторы не дали критического разбора выступлений отдельных исполнителей. Впрочем, может, это и не входило в их задачу. Тогда жаль. Не вредно было бы напомнить некоторым нашим артистам о необходимости расширения рамок жанра и отказа от однообразия трюков, о целесообразности создания целых иллюзионных представлений, феерий, которые, кстати, так хорошо ставил забытый авторами режиссер Петербургского народного дома А. Я. Алексеев. Замечательное искусство фокусов и иллюзий нужно обогащать художественными средствами смежных жанров, привлекать трансформацию, пантомиму, вентрологию, широко использовать достижения современной техники.
Вероятно, стоило бы более подробно остановиться на использовании магии на Западе в наши дни. Наивнейшие приемы прорицания, спиритизма, астрологии до сих пор имеют успех не только у неудачников, но и в среде людей, ищущих изощренных развлечений. Мало, на наш взгляд, сказано об американском артисте Гарри Гудини, прозванном «королем цепей» и разоблачителем спиритов. Авторы использовали огромное количество источников, приведя в конце своей книги обширную библиографию иллюзионного искусства. Литература эта существует на всех языках мира и очень велика. Достаточно сказать, что и сейчас в разных странах издается более полусотни периодических изданий, посвященных исключительно фокусам и их создателям.
Книга А. Вадимова и М. Триваса «От магов древности до иллюзионистов наших дней» (к сожалению, изданная на плохой бумаге и внешне непривлекательная) сразу была замечена и не залежалась в магазинах. Хорошее знание истории жанра, искренняя увлеченность авторов сделали ее содержательной и интересной для самого широкого читателя. Думается, что книга эта достойна войти в библиотеку артиста-фокусника, стать его постоянным спутником на пути познания вершин «магии». Она найдет свое место и в коллекциях истинных любителей иллюзионного искусства.
Е. ГЕРШУНИ, заслуженный артист РСФСР
Журнал Советский цирк. Август 1967 г.
оставить комментарий