О зональных дирекциях Союзгосцирка - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О зональных дирекциях Союзгосцирка

Вряд ли, кроме цирка, можно привести в пример еще какую-нибудь отрасль народного хозяйства, в которой одно центральное управление руководило бы непосредственно более чем сотней самостоятельных предприятий, разбросанных по всей огромной стране от Кишинева до Владивостока и от Белого моря до предгорий Памира.

Всем ясно, что деловая оперативность во многом зависит от совершенства механизма управления.

А ведь руководство цирковыми предприятиями требует самой высочайшей оперативности. Можно ли ее добиться а полной мере, даже при наличии мощного и налаженного центрального аппарата?

НЕМНОГО ИСТОРИИ

В прошлом, когда цирковых предприятий было гораздо меньше, уже и тогда возникала необходимость усовершенствования управления. Вспомним, что до 1957 года, кроме главного управления цирками, существовало и циркобъединение, возглавлявшее все передвижные предприятия и коллективы «Цирк на сцене»».

А ведь объем деятельности Союзгосцирка был более чем вдвое меньшим. Количество обслуженных зрителей не превышало 35 миллионов (в 1984 году — 72 миллиона). Гораздо скромнее выглядела и постановочная деятельность. В дальнейшем, когда начался бурный рост цирковых предприятий, стала заметно ощущаться недостаточная оперативность руководства эксплуатационной деятельностью. Ослабевал повседневный контроль. Приходилось мириться со многими недостатками и в художественно-творческой сфере и, особенно, в формировании программ. У центрального аппарата, как говорится, руки до всего уже не доходили. И работники его, даже при всем желании работать лучше, вынуждены заниматься в основном лишь общими вопросами и текучкой.

Мысли о реорганизации возникали уже несколько лет назад. Но перспектива создания зональных управлений имела и, безусловно имеет и сейчас, сильных противников. Авторам статьи приходилось слышать их основные доводы: во-первых, формирование зональных дирекций потребует включения в штаты дополнительно около ста единиц административного и творческого состава, что в период борьбы за экономию и сокращение управленческого аппарата крайне нежелательно; во-вторых, по мнению оппонентов, главное звено Союзгосцирка — артистический конвейер неделим, так как формирование программ может быть только централизованным. А поскольку конвейер неделим, то и введение зональных дирекций не имеет смысла.

Таковы вкратце главные аргументы противников реорганизации, во многом способствующие незыблемости существующего все эти годы механизма управления цирками. Поэтому, прежде чем перейти к следующим вопросам, нам хотелось бы высказать по этому поводу свое мнение.

Практика показала, что штаты крупных стационарных цирков, в том числе и административно-управленческие, позволяют провести их сокращение и совмещение некоторых должностных обязанностей абсолютно без ущерба для предприятия. Да и на-до-то пожертвовать для создания зональных дирекций всего одной-двумя штатными единицами от каждого стационара и дирекции «Цирк на сцене», а из аппарата Союзгосцирка потребуется выделить в зоны только опытных режиссеров-постановщиков. Формирование зональных дирекций не должно вызвать ни роста штатного расписания Союзгосцирка, ни увеличения фонда заработной платы.

Что же касается утверждения о «неделимости» конвейере, то тут никаких сложностей и быть не может. Наоборот, формирование программ несомненно облегчится, если трудно управляемый конвейер, более тысячи трехсот номеров, будет разделен на несколько частей. И артисты только выиграют от того, что будут по два года (в Сибирской и Среднеазиатской зоне, очевидно, по году) гастролировать в одной определенной зоне. Ведь и переезды станут менее длительными (а простоев не должно быть), и режиссерская помощь станет более ощутимой.

И вот в конце мая 1982 года увидел свет приказ министра культуры СССР № 306, в котором говорится о деятельности Союзгосцирка и о необходимости создания зональных дирекций.

Первая такая дирекция, Уральская, была создана в прошлом году. К сожалению, в Положении об этой дирекции ее права были настолько ограничены и сформулированы так расплывчато, что дирекция, не имея конкретных прав и обязанностей, еще не начав активной деятельности, прекратила свое существование.

ЗОНАЛЬНЫЕ ДИРЕКЦИИ — КАКИМИ ИМ БЫТЬ?

Мы беседовали со многими сторонниками создания зональных дирекций. Все они считают, что главная цель реорганизации — обеспечение оперативности в эксплуатации номеров и аттракционов. Нам тоже кажется, что в зону, кроме нескольких стационарных цирков, должны войти по одному-два передвижных цирка и зооцирка и дирекция коллективов «Цирк на сцене». Конечно, зоны не будут равнозначны по количеству предприятий. Например, в Украинской окажется вдвое больше предприятий, чем в Среднеазиатской.

Нам кажется, что зональным дирекциям нужны постановочные цирки. Ведь это очень важно — обеспечить постановку и совершенствование программ и отдельных номеров. Для этого в каждой дирекции хорошо бы организовать постановочную группу.

А теперь немного о делах хозяйственных. В распоряжении зональной дирекции обязательно должна быть автоколонна, формируемая из грузовых автомобилей, обычно не полностью занятых в стационарах, и большинства автомашин, месяцами простаивающих в передвижных цирках. Эта автоколонна по строгому календарному плану будет производить перевозку багажа и животных, а также передислокацию цирков-шапито. В этом случае использование железнодорожного транспорта сведется к минимуму. Исключением могут стать только Сибирская и Среднеазиатская зоны.

Высокая оперативность в эксплуатации цирков будет заключаться не только в быстром и своевременном перемещении программ, но и в рациональном сокращении диспропорции между зимней и летней занятостью артистов, за счет регулировки рабочих периодов стационарных цирков, а также в изыскании возможностей летней работы во дворцах спорта и на стадионах.

Нельзя забывать и о такой проблеме: сохраняя часть сезонных работников цирков, занимая их в других предприятиях, мы тем самым сохраним ценных квалифицированных сотрудников.

Конечно, вышеперечисленными задачами далеко не ограничивается деятельность зональной дирекции в обеспечении эксплуатации цирков. Тут возникнут и вопросы снабжения и подготовки кадров, а в дальнейшем и планово-финансовая деятельность и бухгалтерия. Разумеется, руководитель зональной дирекции, по нашему мнению, должен быть свободен от руководства еще каким-либо из цирков. Ведь он обязан детально вникать в работу каждого цирка, активно помогать начинающим директорам. Он будет полностью решать все эксплуатационные вопросы, обеспечивая выполнение производственного плана всеми предприятиями зоны.

Авторы статьи полагают, что хорошо бы все стационарные цирки, кроме московских и ленинградского, включить в создаваемые зоны.

РЕАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Мы попросили генерального директора Союзгосцирка В. Г. Карижского высказать свое мнение по затронутым нами вопросам. Товарищ Парижский сказал:

— Быть зонам или не быть, тут двух мнений существовать не может. На этот счет есть и приказ министра культуры за № 306, да и настоятельная необходимость усовершенствовать механизм нашего управления явно назрела. Надо приблизить непосредственное руководство к предприятиям, усилить контроль за их деятельностью.

Однако торопиться с этим не следует. Нужно хорошо продумать все этапы формирования зональных дирекций. Думаю, надо начинать с одной экспериментальной зоны, и, только изучив ее опыт, переходить к следующему этапу реорганизации.

Будет очень хорошо, если эта статья сможет положить начало обсуждению на страницах журнала всех вопросов, связанных с реорганизацией управления цирками. Найдутся, вероятно, сторонники и противники формирования зональных дирекций. Дело это новое, и при обсуждении его любое мнение только пойдет на пользу...

КАК МЫСЛИТСЯ ПРОЦЕСС УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Авторам статьи хотелось бы предложить следующий вариант последовательности этапов реорганизации.

Создание первой (экспериментальной) зоны. Будет ли она украинской, кавказской или еще какой-либо, не столь уже существенно, но желательно, чтобы этот первый опыт был наиболее показателен, поэтому он должен проводиться в районе, наиболее насыщенном стационарными цирками и имеющем Дирекцию коллективов «Цирк на сцене».

На наш взгляд, в отличие от создаваемой в 1984 году Уральской распорядительной дирекции, дирекции первой зоны нужно передать подлинные права руководства предприятиями, за исключением, возможно, планово-финансовой деятельности. Одним из первых мероприятий дирекции может стать формирование автотранспортной колонны. Нам кажется, что ее водители, они же грузчики, могли бы взять на вооружение принцип бригадного подряда. Это мероприятие будет оговорено в «Положении о создаваемой зональной дирекции».

Образованию такой дирекции будет предшествовать большая подготовительная работа. Создание нового учреждения, утверждение его штатного состава и другие чисто организационные вопросы отнимут несомненно много времени и сил. Но без их решения невозможны и первые шаги по пути реорганизации.

Кропотливой предварительной работы потребует и составление утверждаемого Союзгосцирком календарного плана на первый год работы экспериментальной зоны. Важно продумать каждую его деталь. Ведь в зоне уже не должно быть ни дальних перевозок, ни простоев артистов, ни явной диспропорции между летней и зимней деятельностью цирков. Календарный план предусмотрит работу передвижных предприятий, автотранспортной колонны, отпуска для творческих коллективов. В плане будут перечислены все творческие коллективы, закрепленные за экспериментальной дирекцией на два года. Хочется думать, что Союзгосцирк, назначив опытного директора экспериментальной зоны, сможет дать ему в качестве заместителей двух-трех стажеров, которые затем станут директорами новых зон.

Через год после создания первой такой дирекции возможен второй этап — формирование еще трех зональных дирекций, с тем, чтобы по-новому реорганизовать управление большинства цирков европейской части страны.

А уже через год можно приступить к созданию остальных зон. И наконец, последует заключительный этап — передача зональным дирекциям планово-финансовых и бухгалтерских функций.

Авторы статьи предвидят возражения и по существу темы и по ряду поднятых вопросов от артистов цирка и от сотрудников центрального аппарата Союзгосцирка. Но хотелось бы эти возражения увидеть на страницах журнала. Ведь как уже говорилось, дело это новое и при обсуждении его любое мнение только пойдет на пользу.

 

К. АЛЕКСЕЕВ,

Г. ТРАХТЕНБЕРГ, директор Кисловодского цирка

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования