Об антракте в цирке - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Об антракте в цирке

В статье «Антракт в цирке» мною было высказано пожелание, чтобы зритель, придя в цирк, с порога почувствовал, что он попал в храм искусства, а не в транзитный зал железнодорожного вокзала.

Оформление цирковых фойе должно дополнять показываемое на манеже, расширять представление зрителей о советском цирковом искусстве, рассказывать о его мастерах, о его прошлом, настоящем и будущем. За прошедшие годы в ряде мест построены новые здания, где есть все условия для такой пропаганды. Как же наши цирки встречают зри­телей? Теперь этот вопрос приобретает особое значение. К празднику каждая хозяйка старается украсить свой дом. А есть ли праздник более величествен­ный и радостный, чем пятидесятилетие Великого Октября?! Мне, разумеется, не удалось побы­вать во всех цирках, но о трех хочется рассказать.

ЛЕНИНГРАД

Цирк на Фонтанке на особом поло­жении — в нем размещен музей цирко­вого искусства. И хотя сам музей не может распахнуть двери всем зрите­лям — для этого он слишком мал, — тем не менее после удачной реконструкции здания его присутствие несомненно чувствуется. В фойе зрители с интересом рас­сматривают стенды «Из истории Ленинградского цирка», и многие впервые узнают, что бывший Мариинский, а ныне Кировский театр был построен как театр-цирк и в нем в 1849—1854 годах шли конные представления.

Кому не интересно прочитать о том, что в цирке Чинизелли 26 декабря 1877 года «имеет быть большое пред­ставление», в котором в «двойной шко­ле высшей верховой езды ездить на лошадях Лэди и Сатанелла будут г-жа Клотильда Чинизелли Гуэрра и г-н Чипионе Чинизелли, а среди прочих номе­ров «музыкальный выход клоунов братьев Джи».

Может ли кого-нибудь оставить рав­нодушным «аттракционный номер вне всякой конкуренции в мире всемирно известного артиста-канатоходца и танцора разнохарактерных танцев на вы­соко натянутом канате Федора Федоровича Молодцова», работающего «на суше, через пруд, реку или водопад и на какой угодно высоте, при дневном или электрическом свете безразлично», который тут же и предупреждал, что «расплодившихся самозванцев, именую­щих себя «канатоходцем Молодцовым» он преследует судом».

Рядом висящие программы напоми­нают о постановке в 1918 году в цирке бывш. Чинизелли «Царя Эдипа» с Ю. М. Юрьевым в заглавной роли. Большое фото воскрешает перво­майскую демонстрацию 1927 года, на которую Виталий Лазаренко пришел на огромных ходулях. Широко показана сегодняшняя жизнь цирка — гастроли наших арти­стов за рубежом и зарубежных в Ле­нинграде. Специальный стенд назван «Худож­ник в цирке». Здесь выставлены эскизы костюмов и оформления манежа ленин­градских художников — Т. Бруни, В. Гальбы, С. Манделя и других.

Не забыта многолетняя дружба цир­ка с передовыми предприятиями Ленинграда, с моряками и т. д. Кстати, на встрече адмиралтейцев с коллективом, выступавшим в Ленинграде, я присут­ствовал, и как-то не хочется назвать эту встречу казенным термином «целе­вой спектакль» — настолько атмосфера в цирке была теплой и дружеской. Адмиралтейцы преподнесли цирку модель ледокола «Ленин», которая пополнит число экспонатов.

КИЕВ И МИНСК

Киевскому цирку никакой музей по штату положен не был. Он его создал сам. Пока это лишь одна комнатка, в которой немного метров, но много любви. Здесь и реквизит клоуна-дрессиров­щика М. Золло, и уголок Э. Т. Кио, и стенды сестер Кох. Здесь первая ме­даль Григория Новака, сувениры, преподнесенные Олегом Поповым. В. Г. Ду­ров подарил музею шамберьер своего деда Анатолия Леонидовича. Музей не­престанно пополняется и хотя в срав­нение с ленинградским не идет, зато имеет неоспоримое преимущество: его могут видеть все зрители любого пред­ставления.

Но одним музеем дело не исчерпы­вается. В отличие от более или менее «рядовых» портретов мастеров цирка, размещенных в фойе и коридорах Ленинградского цирка, в Киеве к этому делу подошли творчески. Здесь велико­лепно выполненные фотомонтажи, ко­торые придают цирку праздничный современный вид. Здесь прекрасно орга­низованная экспозиция советского цир­кового плаката. Как и в Ленинграде, здесь демон­стрируются эскизы художников к ра­ботам цирка — «Бахчисарайской леген­де», иллюзионному аттракциону Э. Кио, аттракциону Ванды и Валентина Ива­новых...

Киевский цирк обратился к худож­никам некоторых других городов с предложением организовать всесоюз­ную выставку работ цирковых художников и уверен, что встретит в этом деле поддержку. Пока же киевляне готовят портретную галерею мастеров арены, для чего привлечены крупные художники. Несомненно заслуживают быть отме­ченными и усилия Минского цирка. Помимо интересной экспозиции фото­портретов здесь организуются выстав­ки применительно к идущим на манеже программам и в связи с ними. Например, во время гастролей артистов из Герман­ской Демократической Республики привлекла внимание зрителей фото­выставка «ГДР сегодня», а в дни школьных каникул — выставка детских рисунков, многие из которых посвяще­ны были цирку.

Одним словом, там где есть желание, инициатива, любовь к делу, там цирк отнюдь не напоминает железнодорож­ный вокзал.

ВСЕ ЛИ СДЕЛАНО?

В этом смысле непонятна позиция Московского цирка. В цирке на Цвет­ном бульваре особой праздничности сей­час нет. Более того, многочисленные подарки, полученные нашими артиста­ми за рубежом, многие из которых являются сами по себе произведениями искусства, рассредоточены по кабине­там Союзгосцирка. Зритель их сможет увидеть только в новом здании, где будет и музей. Но разве в юбилейном году совет­ский цирк не должен отчитаться перед народом о своей работе не только на манеже, но и демонстрацией подобных сувениров, говорящих и об успехах цирка и о дружбе с народами пяти континентов?

Эталоном в скрупулезном собирании всех и всяческих материалов, имеющих отношение к цирку, и умелой их экспо­зиции является, пожалуй, Училище циркового и эстрадного искусства и его директор и художественный руководи­тель А. М. Волошин. Но достаточно ли этого? Думается, нет. Любовь к цирку, уважение к его ма­стерам необходимы не только завтраш­ним артистам, но и сегодняшним зри­телям!
 

Ю. БЛАГОВ

Журнал Советский цирк. Август 1967 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования