Об антракте в цирке
В статье «Антракт в цирке» мною было высказано пожелание, чтобы зритель, придя в цирк, с порога почувствовал, что он попал в храм искусства, а не в транзитный зал железнодорожного вокзала.
Оформление цирковых фойе должно дополнять показываемое на манеже, расширять представление зрителей о советском цирковом искусстве, рассказывать о его мастерах, о его прошлом, настоящем и будущем. За прошедшие годы в ряде мест построены новые здания, где есть все условия для такой пропаганды. Как же наши цирки встречают зрителей? Теперь этот вопрос приобретает особое значение. К празднику каждая хозяйка старается украсить свой дом. А есть ли праздник более величественный и радостный, чем пятидесятилетие Великого Октября?! Мне, разумеется, не удалось побывать во всех цирках, но о трех хочется рассказать.
ЛЕНИНГРАД
Цирк на Фонтанке на особом положении — в нем размещен музей циркового искусства. И хотя сам музей не может распахнуть двери всем зрителям — для этого он слишком мал, — тем не менее после удачной реконструкции здания его присутствие несомненно чувствуется. В фойе зрители с интересом рассматривают стенды «Из истории Ленинградского цирка», и многие впервые узнают, что бывший Мариинский, а ныне Кировский театр был построен как театр-цирк и в нем в 1849—1854 годах шли конные представления.
Кому не интересно прочитать о том, что в цирке Чинизелли 26 декабря 1877 года «имеет быть большое представление», в котором в «двойной школе высшей верховой езды ездить на лошадях Лэди и Сатанелла будут г-жа Клотильда Чинизелли Гуэрра и г-н Чипионе Чинизелли, а среди прочих номеров «музыкальный выход клоунов братьев Джи».
Может ли кого-нибудь оставить равнодушным «аттракционный номер вне всякой конкуренции в мире всемирно известного артиста-канатоходца и танцора разнохарактерных танцев на высоко натянутом канате Федора Федоровича Молодцова», работающего «на суше, через пруд, реку или водопад и на какой угодно высоте, при дневном или электрическом свете безразлично», который тут же и предупреждал, что «расплодившихся самозванцев, именующих себя «канатоходцем Молодцовым» он преследует судом».
Рядом висящие программы напоминают о постановке в 1918 году в цирке бывш. Чинизелли «Царя Эдипа» с Ю. М. Юрьевым в заглавной роли. Большое фото воскрешает первомайскую демонстрацию 1927 года, на которую Виталий Лазаренко пришел на огромных ходулях. Широко показана сегодняшняя жизнь цирка — гастроли наших артистов за рубежом и зарубежных в Ленинграде. Специальный стенд назван «Художник в цирке». Здесь выставлены эскизы костюмов и оформления манежа ленинградских художников — Т. Бруни, В. Гальбы, С. Манделя и других.
Не забыта многолетняя дружба цирка с передовыми предприятиями Ленинграда, с моряками и т. д. Кстати, на встрече адмиралтейцев с коллективом, выступавшим в Ленинграде, я присутствовал, и как-то не хочется назвать эту встречу казенным термином «целевой спектакль» — настолько атмосфера в цирке была теплой и дружеской. Адмиралтейцы преподнесли цирку модель ледокола «Ленин», которая пополнит число экспонатов.
КИЕВ И МИНСК
Киевскому цирку никакой музей по штату положен не был. Он его создал сам. Пока это лишь одна комнатка, в которой немного метров, но много любви. Здесь и реквизит клоуна-дрессировщика М. Золло, и уголок Э. Т. Кио, и стенды сестер Кох. Здесь первая медаль Григория Новака, сувениры, преподнесенные Олегом Поповым. В. Г. Дуров подарил музею шамберьер своего деда Анатолия Леонидовича. Музей непрестанно пополняется и хотя в сравнение с ленинградским не идет, зато имеет неоспоримое преимущество: его могут видеть все зрители любого представления.
Но одним музеем дело не исчерпывается. В отличие от более или менее «рядовых» портретов мастеров цирка, размещенных в фойе и коридорах Ленинградского цирка, в Киеве к этому делу подошли творчески. Здесь великолепно выполненные фотомонтажи, которые придают цирку праздничный современный вид. Здесь прекрасно организованная экспозиция советского циркового плаката. Как и в Ленинграде, здесь демонстрируются эскизы художников к работам цирка — «Бахчисарайской легенде», иллюзионному аттракциону Э. Кио, аттракциону Ванды и Валентина Ивановых...
Киевский цирк обратился к художникам некоторых других городов с предложением организовать всесоюзную выставку работ цирковых художников и уверен, что встретит в этом деле поддержку. Пока же киевляне готовят портретную галерею мастеров арены, для чего привлечены крупные художники. Несомненно заслуживают быть отмеченными и усилия Минского цирка. Помимо интересной экспозиции фотопортретов здесь организуются выставки применительно к идущим на манеже программам и в связи с ними. Например, во время гастролей артистов из Германской Демократической Республики привлекла внимание зрителей фотовыставка «ГДР сегодня», а в дни школьных каникул — выставка детских рисунков, многие из которых посвящены были цирку.
Одним словом, там где есть желание, инициатива, любовь к делу, там цирк отнюдь не напоминает железнодорожный вокзал.
ВСЕ ЛИ СДЕЛАНО?
В этом смысле непонятна позиция Московского цирка. В цирке на Цветном бульваре особой праздничности сейчас нет. Более того, многочисленные подарки, полученные нашими артистами за рубежом, многие из которых являются сами по себе произведениями искусства, рассредоточены по кабинетам Союзгосцирка. Зритель их сможет увидеть только в новом здании, где будет и музей. Но разве в юбилейном году советский цирк не должен отчитаться перед народом о своей работе не только на манеже, но и демонстрацией подобных сувениров, говорящих и об успехах цирка и о дружбе с народами пяти континентов?
Эталоном в скрупулезном собирании всех и всяческих материалов, имеющих отношение к цирку, и умелой их экспозиции является, пожалуй, Училище циркового и эстрадного искусства и его директор и художественный руководитель А. М. Волошин. Но достаточно ли этого? Думается, нет. Любовь к цирку, уважение к его мастерам необходимы не только завтрашним артистам, но и сегодняшним зрителям!
Ю. БЛАГОВ
Журнал Советский цирк. Август 1967 г.
оставить комментарий