Об аттракционе Символокова
Речь пойдет об аттракционе Символокова. Народный артист РСФСР Илья Калистратович Символоков недавно отметил свое шестидесятипятилетие, пятидесятилетие работы в цирке.
О нем, о его творчестве писали много. Вышла книга Символокова, в которой он рассказывает о себе, о своих номерах. Работать в цирке он начал униформистом, выступал с номерами сначала атлетического плана — «Силовые жонглеры», затем манипуляции, опыты памяти «Счетная машина», мнемотехники, снова с иллюзионным номером, который перестраивался, обогащался. Широкую популярность Символокову принес аттракцион «Водяная феерия». Известно, что Лига иллюзионистов Дании наградила артиста «Золотой магической палочкой». В печати приводились высказывания деятелей искусства и науки о выступлениях Символокова, восторженные отзывы зарубежной прессы.
Символоков создатель аттракциона, в котором происходят различные превращения с водой. Действительно, можно восторгаться изобретательностью артиста, тем, что он демонстрирует на манеже. Но, надо заметить, сложность не только в том, чтобы придумать что-то новое, но и осуществить придуманное. Создание аттракциона полно черновой, отнюдь не парадной работы, многочисленных хлопот. Символокова не миновали те заботы, которым отдают силы, время другие артисты, готовящие новые номера. Чтобы изготовить придуманные аппараты, Илья Калистратович обращался то в троллейбусный парк, то на завод тяжелого машиностроения, туда, где есть нужные материалы и где трудятся знающие специалисты. Доводку, отладку аппаратов Символоков ведет своими силами, вместе с помощниками-техниками. Но надо найти помощников, которые согласились бы за скромное вознаграждение кочевать из города в город, постоянно находиться в разъездах.
А заботы о создании группы ассистенток-танцовщиц?! Дается объявление, приходят девушки, желающие стать артистками, заодно избавиться от излишней опеки родителей. Отбирают умеющих танцевать. Затем несколько месяцев учебы. Осваивается демонстрация фокусов, идут занятия хореографией с балетмейстером.
Вроде бы проблема решена. Ничего подобного. Символоков подсчитал, что расстался с 127 ассистентками. Девушки выходят замуж за молодых артистов, становятся их партнершами, а если и нет, то все равно разъезжают уже с мужьями. «Уводят» девушек и поклонники из числа зрителей. Обычно большой урон ансамблю ассистенток-танцовщиц наносят гастроли в Тбилиси. Приходится снова объявлять конкурсы, учить новеньких, чтобы через какое-то время расстаться с ними.
Таковы заботы артиста, о которых зрители обычно не подозревают.
Когда встретились с Символоковым, он не мог не поделиться новостью — удалось заказать несколько смен туфель для всех ассистенток. Правда, туфли будут готовы, когда аттракцион уедет в другой город, но есть надежда, что заказ будет выполнен. И еще новость. Для аттракциона выделены два фургона-скотовоза. Их требуется переоборудовать под перевозку реквизита, но еще не ясно, где и как будут переделывать. Артист составляет письма, отправляет телеграммы, выкраивает время, чтобы выехать в другой город. А творчество?
Творчество должно оставаться творчеством. Ежедневные напряженные выступления. Казалось бы, какое напряжение — все отлажено, отрепетировано. Все же для спокойствия, благодушия нет основания. Думается, что руководителя большого аттракциона можно сравнить с дирижером оркестра. Ошибся один музыкант — это отражается на звучании всего оркестра. В аттракционе допустил промах один из ассистентов — сразу нарушена вся стройная картина. Руководитель не может упустить из поля своего внимания ничего и никого, он как бы дирижирует действиями всех участников выступления.
Уже говорилось, что «Водяная феерия» проходит с успехом. И во многих публикациях утверждается, что главная причина успеха в том, что никто и никогда не мог разгадать секреты фокусов Символокова. Приводятся различные случаи, как старались разоблачить «Короля воды», «Мистера дождь» — но все безуспешно. Свое бессилие раскрыть секреты признавали даже ученые, конструирующие сложные машины. Чего же больше?
Но разве основное для зрителей в выступлении настоящего артиста — разгадывание секретов? Задача ли даже иллюзиониста лишь загадывать загадки? Особенно в наше время невиданного прогресса науки и техники. Современная жизнь предлагает немало чудес, которые мы уже не воспринимаем как чудеса. Самое привычное. Закапал дождь, женщина достала из сумочки небольшой стерженек, незаметно нажала кнопку — и появился красивый зонтик. Причем сама хозяйка зонта не знает секрета того, как действует механизм. Чем не иллюзионный трюк?!

Выступает жонглер на лошади СВЕТЛАНА СИМВОЛОКОВА
Кстати, появление зонтиков фигурирует в выступлении иных иллюзионистов. Иллюзионист раскрывает зонтик, прикрываясь им, раскрывает второй, затем — третий. И если выступление не увлекает, то зрителям ничего не остается, как гадать, где исполнитель прячет зонты-автоматы. Если же выступление захватывает, то сидящие в зале с интересом следят за развитием темы, сюжета, им некогда, да и нет желания вникать в технологию демонстрируемого.
Могут спросить, а разве не имеет никакого значения оригинальность трюка? Конечно, имеет. Все превращения, появления, исчезновения должны быть неожиданны, удивительны, эффектны. На мой взгляд, существуют некие закономерности в иллюзии. Появление относительно большого предмета — хрустальной вазы или самовара — удивляет больше, чем мелкого, например косынки. Появление чего-то живого — пуделя или даже цыпленка — производит большее впечатление, чем неодушевленного предмета, даже самовара, ведь его можно как-то запрятать или быстро составить из нескольких частей, а животное дышит, двигается, его не склеишь из двух половинок. Символоков избрал воду. И не ошибся. Каждому ясно — воду в рукаве не утаишь, прольется. Ее появление или исчезновение, конечно, поражает. Символоков разработал различные трюки. Вазы, до краев заполненные водой, исчезают. Пустые ведра, на секунду прикрытые шалью, оказываются полны воды, она плещется через край. Из чаш, поднятых на руках, начинают бить фонтаны, эффектно и красиво.
Выстроен аттракцион, в общем-то, по распространенным канонам. В него включены комические сценки, танцевальные фрагменты. Кстати, и раньше в номерах Символокова участвовали клоуны-коверные. В свое время его партнерами оказывались Карандаш, Юрий Никулин, другие известные комики. В аттракционе сценка с клоунами шире. Танцовщицы-ассистентки исполняют фрагменты танцев, причем хореографическая подготовка весьма профессиональная, а танцы ставят опытные балетмейстеры.
Но все — и демонстрация иллюзионных трюков, и танцевальные моменты, и диалоги комиков — составляет единое целое, непрерывающийся поток действий. То манипулирует Илья Символоков, то выступают ассистентки — групповая демонстрация иллюзии, затем танцевальный фрагмент, опять фокусы, выходят коверные, звучат реплики, вызывающие
улыбки зрителей, и снова трюки — все взаимосвязано. Нельзя без основательной перестройки исключить или переставить отдельные фрагменты. Конечно, такая цельность — достоинство.
Аттракцион был создан около двадцати лет назад. Любой номер должен развиваться как живой организм, приобретать новые качества, причем не стареть, восприниматься зрителями как современное произведение, а не как экспонат прошлых достижений.
Аттракцион,, возглавляемый Символоковым, меняется. Добавляются трюки. Когда-то сами собой заполнялись два ведра, потом четыре, восемь. Увеличивалось количество чаш, из которых бьют фонтаны. Балетмейстером Ларисой Чумаченко поставлены новые танцы, написана новая музыка композитором Валерием Струковым. И еще одно. Сейчас в выступлении вместе с Ильей Калистратовичем участвует его сын Вадим. Значит, как-то должны распределиться роли основных исполнителей и определиться их отношения. Ход избран такой. Клоуны просят младшего Символокова наполнить им ведра водой. Просьба выполняется. Клоунам нужна еще вода. «Пожалуйста, но давайте ведра» — отвечает молодой фокусник. Ведер нет. Артист в растерянности. И тут выходит опытный маг — старший Символоков. Он оказывается в силах сделать так, чтобы появились и ведра и вода. Ход логический — на помощь менее опытному спешит более знающий. Но взаимоотношения двух артистов могут быть многообразнее, интереснее.
И тут пора вспомнить, что сценарий аттракциона написан около пятнадцати лет назад Ильей Калистратовичем совместно с режиссером Марком Соломоновичем Местечкиным. За прошедшие годы, как говорилось, были включены новые трюки, наконец, аттракцион демонстрируют уже двое. Время приносит новые тенденции в развитие всех видов искусств. Пусть выступления проходят успешно, билеты раскупаются, финансовый план цирки выполняют, но нужно думать о завтрашнем дне, о будущем. И об этом думают. Правда, в первую очередь опять же о новых трюках. Изготовляются новые аппараты. Мне об этом рассказали. Показали весы — стальная перекладина на металлической стойке. На одну чашу весов ставят ведро полное воды, на другую — пустое. Разумеется, полное перевешивает. Но вдруг чаша с пустым ведром идет вниз. В чем же дело? Пустое ведро само по себе заполняется водой. А из недавно полного уже не выливается ни капли. Готовятся и другие трюки, не менее интересные.
Но это лишь одна сторона дела. Видимо, должны меняться построение аттракциона, сценки с комиками, их шутки, иными стать образы и взаимоотношения основных исполнителей.
В одной программе с Ильей Калистратовичем работают дочь Светлана и сын Вадим. В цирке часто в номере родителей участвуют дети, а если у детей свой номер, то старшие и младшие выступают в одной программе. Мы поддерживаем семейные подряды в колхозах, с одобрением говорим о династиях на заводе, шахте, о династиях учителей, врачей. Если же цирковая семья создает общий номер, думается, такое закономерно и служит на пользу искусству манежа.
Илья Символоков рос в шахтерском поселке, учился в ФЗУ, был слесарем, а Светлана и Вадим — потомственные артисты. Все у них связано с манежем. Вадим рассказывал, что в детстве он и сестра с нетерпением ждали зимние школьные каникулы, и не потому, что будут подарки и развлечения, а потому, что надеялись, что им удастся выступить в елочных спектаклях снежинками, гномиками, кем угодно.
Вадим признался, что малышом завидовал приятелям, которые уже выходили на манеж. Однажды он стоял в боковом проходе, смотрел выступление отца. Юрий Никулин, принимавший участие в номере, проходя мимо, взял Вадима за руку и повел за собой на манеж. Далее — очередная импровизация Юрия Владимировича, на которые он большой мастер. «Мальчику нужно помыть голову» — сказал клоун. Иллюзионист из чаши, появившейся неизвестно откуда, побрызгал водой на голову сына. Никулин помог мальчику перебраться через барьер. Дальше сценка разыгрывалась, как обычно. А Вадим был счастлив, он приобщился к искусству манежа. Потом просил: «Дядя Юра, еще возьми на манеж!» Став старше, Вадим участвовал в елочных представлениях. Затем освоил манипуляцию, жонглирование, овладел моноциклом,
Путь Светланы в артистки был примерно такой же, начался с самого юного возраста. Она жонглирует, у нее номер манипуляции, который она показывает на шефских концертах. Брат и сестра несколько лет выступали с парным жонглированием. Когда пришел срок службы Вадима в Советской Армии, Светлана решила подготовить номер «Жонглер на лошади». Ее убеждали, что это не женский жанр. И все же она осуществила задуманное. Сейчас Светлана уверенно стоит на бегущей рысью лошади. Демонстрирует эффектные позы, подобно гротеск-наезднице, вращает три кольца хула-хупа, жонглирует шариками — тремя, четырьмя, пятью, булавами — тремя, четырьмя. Специалисты знают, что исполнить это на спине лошади очень не просто. Для финала Светлана подготовила жонглирование факелами.
Общая семейная забота Символоковых — аттракцион. Светлана и Вадим с юных лет старательно овладевали разными жанрами. Сейчас получают высшее образование, учатся заочно в Институте культуры. Они серьезно задумываются над тем, каким быть цирку, и убеждены, что цирк должен оставаться цирком, ему чужд проникающий сейчас на манеж стиль варьете, с присущими этому виду зрелища костюмами, манерой поведения, мелодиями, ритмами. Учитывают они и то, что сейчас от любого произведения искусства ждут большей интеллектуальности, психологизма. Из этого исходят, обдумывая обновление аттракциона.
Привлекают неуспокоенность, неудовлетворенность Символоковых. Они справедливо считают, что сохранять произведение манежа — значит его обновлять, обогащать.
В. КИРИЛЛОВ
оставить комментарий
|