Об эстрадной изюминке
Мы говорим: эстрадный концерт или эстрадное представление. B первом случае речь идет o нескольких эстрадных номерах, чаще всего объединенных конферансом. Во втором случае эстрадные номера объединяются несложным сюжетом.
Основа же эстрадного концерта и эстрадного представления - номер, отдельное законченное выступление одного или нескольких артистов. Обычно номер имеет хотя 6ы краткую экспозицию (введение), кульминацию и развязку. Иными словами, номер имеет свою драматургию. Эстрадный концерт, как и эстрадное представление, может включать самые различные номера. Эстрада связана с театром, музыкой, цирком и даже c живописью. B концертах и представлениях участвуют певцы и акробаты, чтецы и фокусники, куплетисты и жонглеры, есть на эстраде и такой номер: художник-моменталист создает на глазах y зрителей рисунки.
Эстрада часто совсем близко стоит к театральному искусству. Возьмем, например, театры миниатюр. Они включают конферанс, выступления фельетонистов и куплетистов, a иногда даже певцов, танцоров и акробатов. Но в них ставятся и пьесы, правда, небольшие, но со всеми присущими пьесам качествами.
Почему оркестры, руководимые Л. Утесовым, Э. Рознером, O. Лундстремом или Б. Ренским, называют эстрадными? Потому что они соединяют выступления оркестра, певцов, танцоров, конферансье. То есть и в этом случае создается эстрадный концерт или представление.
Ясно, что если эстрадный номер является составной и главной частью эстрадного концерта, ему следует уделять особенное внимание, заботиться o том, чтобы он во всех деталях удовлетворял самым высоким требованиям искусства.
Раздумывая o существе театра, великий советский режиссер K.C. Станиславский говорил, что каждый спектакль должен иметь свою сверхзадачу, то есть должен рассказывать зрителям о чем-то новом, интересном, раскрывать перед ними какую-то важную сторону жизни. Если этого нет, если спектакль не будит мыслей зрителей, не помогает им глубже познать жизнь, тогда он не нужен и даже бессмыслен. Зрители могут смеяться весь вечер, а выходя из театра – сказать, что они столкнулись c пустым искусством. Пустое, не будящее новых мыслей и чувств искусство очень скоро перестает удовлетворять людей c хорошим вкусом.
То же самое относится и к эстраде. Только те номера, которые, обладая совершенной художественной формой, активно вмешиваются в жизнь, ставят и решают жизненно важные проблемы, заслуживают высокой оценки. Вспомните наиболее популярных эстрадных исполнителей: Л.O. Утесова, A.И. Райкина, И.C. Набатова, Л.Б. Мирова, Ю.T. Тимошенко, П.B. Рудакова, А.И. Шурова, H.H. Рыкунина, K.И. Шульженко, Л.Г. Кострицу, П.Л. Муравского, P.B. зеленую – и вы убедитесь, что их лучшие номера не только интересны по своей форме, но и всегда наполнены важным содержанием.
Каждый из названных здесь исполнителей несет в своем выступлении большую и интересную тему. Могут сказать, что, например, K. Шульженко главным образом поет o любви. Но когда, в какие времена любовь, если только o ней говорилось как о подлинно высоком и поэтическом чувстве, не была важной темой в искусстве? A Шульженко поет o любви красиво и вдохновенно.
A как быть c акробатами или жонглерами? Хорошие акробаты показывают подлинную физическую и пластическую красоту человека, Их тела, превращаясь в прекрасный и послушный инструмент, подчиняются самым сложным приказаниям разума. Зрители, любуясь выступлениями акробатов, воочию убеждаются, как может быть силен, ловок, смел, пластичен и ритмически выразителен человек.
Значит ли все здесь сказанное, что эстрада не приемлет шуток, веселых куплетов, остроумных пародий, откровенной эксцентрики? Нет, почему же, наоборот, все это обязательно должно на ней быть. По самой своей природе эстрада – искусство жизнерадостное, солнечное, и чем чаще зрители будут смеяться, тем лучше. Наша эстрада иногда, к сожалению, даже излишне академична, ей не хватает шутливости, легкости, праздничности. Но ведь и шутка должна быть остроумной, и куплет злободневным, и конферанс сатирическим, и фельетон публицистическим. И разве не смешны, например, остро-сатирические куплеты Набатова? Одним из величайших комедийных артистов современности является Райкин, но ведь его искусство чрезвычайно значительно.
Конечно, на эстраде может прозвучать и просто бесхитростная шутка, каламбур, рассказывающий o комическом происшествии в троллейбусе или трамвае. Даже вечная теща нет-нет да и «обогатит» эстрадный репертуар. И ничего в этом нет страшного. Но если весь эстрадный концерт окажется сведенным к пустякам, тогда дело плохо. Такой концерт не может удовлетворить взыскательного зрителя. Когда эстрадный актер заботится только о том, чтобы любыми средствами смешить зрителей, тогда нередко начинает торжествовать пошлость.
Илья Набатов в книге «заметки эстрадного сатирика» рассказывает, что на заре его сценической юности - а это была середина двадцатых годов - он видел артиста, распевавшего такие куплеты:
Мое желание вам песни распевать бы
Старара бербе дуда года мама y.
Вот вам история одной одесской свадьбы
Старара 6ербе дуца года мама y. Свадьба весело идет,
Жених сидит, как идиот ‑
Старара 6ербе дуца года мама y.
Кое-кто из зрителей, вероятно, смеялся, слушая эту галиматью. Но, право, это типичное проявление дурного вкуса. Очень жаль, что и сегодня нет-нет да и скажутся его рецидивы на эстрадных подмостках.
Говорят, что эстрада - малая форма искусства. Это верно в том смысле, что куплет или песня короче, чем опера или оперетта, a эстрадный скетч короче, чем пьеса, идущая в драматическом театре. Но малая форма совсем не адекватна понятию «мелкая». Между понятиями «малая» и «мелкая» существует принципиальная разница. Эстрада, будучи искусством малых форм, может поднимать большие и важные вопросы.
Обычно на эстраде не используют декорации, иногда нет даже кулис, задника, переднего занавеса; нет здесь, как правило, и эпизодических ролей: каждый выступающий на эстраде - премьер. Поэтому эстрада предъявляет к актерскому мастерству особенно высокие требования. На ней любое слово, жест, даже пауза должны служить созданию образа. Все должно быть подчинено раскрытию идейно-творческого существа номера.
Подлинный эстрадный артист всегда стремится к созданию образа, даже если они не гримируется и не надевает специального костюма. Этот образ может быть постоянен. Например, H.П. Смирнов-Сокольский постоянно в своих фельетонах обращался к темам литературы, театра, живописи, кинематографии. Обычно он появлялся на сцене в черном бархатном пиджаке и c большим белым бантом. Это был человек, как будто бы вставший из зрительного зала, взволнованный докладчик, любящий искусство, поэтическая натура, как говорят o подобных людях.
Очень интересный образ создает Петр Лукич Муравский. Перед зрителями появляется пожилой и совсем не думающий молодиться человек. Гитара, которую он держит под мышкой, подчеркивает его связь c актерской профессией. Это артист, умудренный жизненным опытом, умный и слегка иронически настроенный. Ион начинает беседовать со зрителями. Не читать, не декламировать, а именно беседовать. Старый актер, много поживший, попросту рассказывает сотням людей o том, что он видел и что наблюдает в сегодняшней жизни. Многим он восхищается, кое над чем посмеивается, иногда добродушно, иногда очень зло. Муравский играет старого актера и скорее даже не эстрадного, a драматического, немножко романтика, иногда резонера, но не чуждающегося и юмора и лирики.
И гитара ему в этом очень помогает. Простая старая гитара.
Когда в конце выступления он берет на ней несколько аккордов и проникновенным голосом исполняет строки старинного романса, то это очень идет ко всему существу созданного им персонажа. Могут сказать: персонаж, созданный Муравским, близок ему самому. Вероятно. Но ведь для создания образа актер располагает только авторским текстом и своими психофизическими данными. И все же образ, созданный Муравским, и сам Муравский – это далеко не одно и то же. B образе есть большая степень обобщения.
B эстрадных концертах нередко принимают участие актеры драматических театров, играющие отрывки из Спектаклей. Конечно, это обогащает эстраду, но при одном условии: если исполнение этик отрывков становится подлинным эстрадным номером. Так, М.Ф. Астангов исполняет монтаж трагедии B. Шекспира «Ричард III» и добивается, что перед зрителями встает все отвратительное эгоистическое существо короля, для которого человеческие жизни – только ступени лестницы его славы. Замечательный артист Астангов создает в условиях эстрадного концерта высокохудожественный, подлинно шекспировский образ. Но ведь бывает и так: какой-то кусок механически вырывается из спектакля; зрители, не знающие пьесы, не могут уловить логики развития действия и поступков персонажей. Актеры, чтобы спасти положение и привлечь внимание, начинают изо всех сил нажимать, откровенно комиковать. И, в конце концов, классическое произведение только дискредитируется.
Театр по самому своему существу иллюзорен, мы ходим в него для того, чтобы смотреть на чужие жизни. Существует даже специальный термин, принятый среди профессионалов: публичное одиночество. Это значит, что актер должен по возможности забыть o зрительном зале, зажить жизнью пьесы. B театр мы ходим на «Гамлета», на «Грозу», на «Любовь Яровую», на «Иркутскую историю». Совсем другое дело - эстрада. Мы идем смотреть прежде всего эстрадных актеров: Райкина, Утесова, Зеленую, Мирова, Рудакова. Конечно, и актер эстрады иногда создает различные образы.
Но чаще образ артиста эстрады постоянен. Мы привыкаем к этому образу и из его уст хотим услышать оценку тех или других событий. Такие постоянные образы Тарапуньки и Штепселя создали талантливые артисты Тимошенко и Березин. Артисты Райкин, Миров, Рудаков, Набатов, Белов, Миронова создают на протяжении концерта различные образы. Но и у каждого из них своя специфика. Вот A.C. Белов от имени своего постоянного героя произносит несколько вступительных слов и тут же, не уходя за кулисы, не переодеваясь, но изменив походку, манеру разговаривать, ходить, сидеть, - становится новым персонажем. Иногда только для большей характерности он надевает тюбетейку или приклеивает усы. И мы понимаем, что это именно Белов силой своего мастерства превратился в совсем новое лицо, чтобы через несколько секунд снова стать Беловым. Или Набатов. Он объявляет название тех куплетов, которые собирается исполнять. Ну, скажем: «Соната, посвященная НАТО». Эти сатирические куплеты артист поет не от своего имени, а от имени простого француза. Акцент, улыбка, скупые, но точные жесты, галльская веселость — все это использует артист для создания полноценного образа. Но опять-таки мы видим и понимаем, что это именно Набатов совершил чудо перевоплощения.
Актер эстрады, в отличие от театрального актера, ни на одну минуту не имеет права забывать o зрителях. Мало того, зрители становятся его партнерами. Он обращается к ним, и зрители отвечают артисту смехом, аплодисментами, a иногда той взволнованной тишиной, которая дороже всяких иных знаков внимания. Присмотритесь и прислушайтесь когда-ни6удь, как ведут беседу Тимошенко и Березин, или Миров и Новицкий, или Шуров и Рыкунин. Они разговаривают друг c другом, но, так сказать, через публику. Они обращаются в зрительный зал, ища у него советов, одобрения или, наоборот, осуждения какого-нибудь поступка. Фраза, произнесенная артистом, летит в зал, ударяется о волну смеха и возвращается к другому артисту. Публичное одиночество, как правило, противопоказано эстраде.
Эстрадная программа – всегда сочетание различных по жанру номеров: певец в ней сменяет акробатов, фокусник куплетиста, дрессировщик собак следует за инструменталистом. Продолжительность эстрадного номера редко превышает пятнадцать минут. Поэтому эстрадный номер должен сразу завладеть вниманием зрителей. Он не может иметь длинного вступления, иначе не хватит времени на развязку, И на эстраде предпочитают номера яркие, броские, легко воспринимаемые. Остроты, каламбуры, удивительные трюки, игра ума, самые неожиданные, иногда парадоксальные концовки – все это присуще эстрадным номерам. Вещи, наполненные сложным психологическим содержанием, требующие от зрителей особенной сосредоточенности и углубленного внимания, на эстраде реже удаются.
Эстраду иногда называют сиюминутным искусством. И это достаточно точное определение. События, происходящие в жизни, находят свое отражение во всех без исключения видах искусства, но, пожалуй, раньше всего на эстраде. Конечно, в многоактной пьесе, романе или станковой картине явления жизни могут быть раскрыты значительно глубже, чем в песенке или юмореске. Но зато по горячим следам событий сказанная шутка, экспромт, прочитанное героическое стихотворение или сатирическая басня дорого стоят. B первый же день Великой Отечественной войны на призывных пунктах и на вокзалах выступали артисты, читавшие стихи, часто в этот же день поэтами написанные. Наполненные живыми чувствами, современностью, эти стихи имели огромный успех, выполняли свою патриотическую роль.
Наша эстрада многонациональна, она включает и раздольную русскую песню, и темпераментный грузинский танец, и ритмы таджикских бубнистов, и своеобразную ненецкую борьбу малышей. Нет в нашей стране народа, который не представлял бы на эстраде своего искусства. A все это вместе способствует развитию единой культуры, включающей в себя все то лучшее, что создано всеми народами земного шара.
оставить комментарий