Об эстрадном ансамбле
Лицо советской эстрады, ее стиль и направление формировали и выкристаллизовывали значительные постановки Театра миниатюр А. Райкина, лучшие программы оркестра Л. Утесова, масштабные постановки театра «Эрмитаж», возглавляемые Н. П. Смирновым-Сокольским, большие программы национальных республик и крупнейших филармоний.
В этих ансамблях вырабатывались позиции в творчестве, определялось направление драматургии и создавался репертуар для профессиональной и самодеятельной эстрады, а главное — воспитывались новые исполнительские силы. В ленинградских ансамблях сделали первые шаги на эстраде ныне заслуженные артисты республики 3. Шарко и И. Рахлин, лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады В. Татосов, признанные мастера эстрады Т. Кравцова, Б. Бенцианов. Можно привести в пример годами не сходившие с репертуара «Будьте как дома» (ансамбль А. Блехмана), «Один день» (Л. Атманаки). В гастроли по Союзу ансамбль Германа Орлова вывозил одновременно выдержавшие испытание временем: «Первое свидание», «Коротко и ясно» и премьеру «Цветами радуги».
Название программы А. Блехмана десятилетней давности «Не проходите мимо» вошло в жизнь и стало традиционным названием сатирических сборников, газетных статей, плакатов. В этих представлениях раскрывалось многогранное дарование и исполнительские возможности Атманаки, Блехмана, Орлова: они выступали с фельетонами и монологами, пели куплеты и песенки, играли сценки и миниатюры, исполняли интермедии и конферировали, показывали музыкально-танцевальные шутки и инсценированные популярные песни. Такое перевоплощение не только из образа в образ, но и в разнообразные жанры обязывало актеров, их авторов и режиссеров от программы к программе расширять тематический круг произведений, углублять содержание, искать интересные формы, приемы, ставить перед собой все новые и новые задачи, двигать искусство эстрады вперед.
Жизнь показала, что основным исполнителем такого эстрадного ансамбля может быть только актер с богатой художественной индивидуальностью, способный осваивать многие эстрадные жанры, воплощать разнообразные характеры, — актер с широким призванием к эстраде. Нет лучшей возможности для раскрытия многогранного дарования такого актера, как труд и творчество в коллективе. Если раньше представления имели идейную и художественную направленность, каждый номер в программе репетировался специально и подчинялся общему замыслу постановки, то теперь в Ленинграде, за редкими исключениями, собираются готовые номера, которым дается общее нейтральное название и в лучшем случае пишется конферанс для оправдания названия. Такая программа выдается за эстрадное представление. Программа может быть хорошо собранной и умело построенной, и тем не менее она никогда не станет представлением, потому что в ней нет общей драматургической закономерности, идейно-художественного замысла, проливающего свет на все номера и вдохновляющего коллектив на создание новых, обязательно новых номеров, каждый из которых в отдельности подкрепляет общую художественную концепцию представления.
Случайно придуманное, привлекающее зрителей название не подкрепляет номера, остается нераскрытым в концерте, который только рекламируется как представление. Такое название, как «Нет, мальчики!» (московский коллектив «Юность»), выдает зрителям акции на полемический характер программы. Зритель ждет закономерного спора по современным проблемам молодежи, ждет острой дискуссии с теми «мальчиками», к которым со всей страстностью обратился поэт Грибачев в известном стихотворении. Спор не может состояться потому, что не тема представления, не название рождали замысел номеров постановки. Название только лишь приклеено к афише, как яркая привлекающая кондитерская этикетка. Афиши одесского молодежного ансамбля рекламируют по городам страны представление «Как пройти на Дери-басовскую?». В названии дается заявка на обозрение, которое должно бы показать зрителям новые черты и признаки самобытного города, познакомить с делами и жизнью сегодняшней новой Одессы. Но зрители уходят разочарованными. Стихотворные комментарии по радио не могут подменить содержательности номеров и скрепить их драматургическим замыслом.
Если ленинградская эстрада сразу же после войны явилась зачинателем таких ансамблей, то последнее время значительных успехов в этом деле достигли московские, республиканские и областные ансамбли. Они вышли на большую дорогу. Объединенная программа сибирских ансамблей, показанная несколько лет назад на московской сцене, продемонстрировала неисчерпаемые резервы советской эстрады. Творчески работают ансамбли Саратова, эстрадные оркестры Киева, Баку, Армении. Убедительные примеры можно привести из текущего сезона: московские представления «Тик-так, тик-так», «Шесть миллионов сердец», «Веселый павильон», в известной степени ленинградская программа «Небо и земля» и не грех еще раз вспомнить удачу Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства — «В жизни раз бывает восемнадцать лет». Оставляя а стороне спорные вопросы, отдельные недостатки и просчеты этих представлений, следует сказать, что режиссеры и актерские коллективы с верных позиций подошли к решению своих задач.
И наоборот, когда режиссура не имеет общего драматургического замысла, недооценивает идейно-художественного значения каждого номера в отдельности, когда номера уже испытаны на зрителе и для исполнителей нет премьеры, а значит, и какого-то откровения, когда нет поисков нового, а все объединяется лишь внешне очерченной общей идеей, которая как бы призвана принести признание постановке, — такие представления обречены на неудачу. Эти обстоятельства в значительной мере сказались на эстрадных постановках «С экрана в Эрмитаж» и «Ветры весенние». Ошибка происходит не только тогда, когда оставляют в стороне общий замысел, но и тогда, когда ограничивают представление узкой темой. Наличие темы, а не ее художественное воплощение прежде всего волнует создателей. Это сковывает авторскую возможность отобразить широкий круг тем, который всегда волнует эстрадного зрителя. И как бы ни пытался автор разнообразить программу различными жанрами, он, по существу, вынужден варьировать одно и то же содержание. Только такая тема, которая дает широкое поле для охвата явлений действительности, современности, может стать предметом замысла эстрадной постановки.
Самое опасное — не раскрыть на эстраде в доступных ей формах подлинно гражданские темы, а спекулятивно приспособить эстрадное мелкотемье, завуалировав его трескотней и разговорами «о высоких материях». Успехи отечественной науки в области космонавтики не дают покоя тщеславным писакам и приспособленцам. Они пишут сатирические представления по мелким житейским вопросам, применяя к ним терминологию, ситуации и великие события научных достижений. Они переносят обывательские жизненные явления в безвоздушное пространство, предлагая увидеть в этом отклик на современность. Высокая тема героических подвигов советских людей должна занять почетное место и в номерах и в представлениях на эстраде, но не в сопоставлениях с житейскими неурядицами, а во всей широте раскрытия героического содержания отечественной науки в доступных эстраде художественных формах. Эстрадные представления требуют богатства тем, неожиданных открытий, все новых и новых литературных, режиссерских и актерских приемов и находок. Находки и открытия приходят на эстраду по крупицам, их надо собирать. Артисты, возглавляющие ансамбли, нередко непомерно далеко вторгаются в авторское, композиторское и режиссерское творчество. Например, саратовец Л. Горелик давно создал свой эстрадный ансамбль. Он не только актер, но выступает как режиссер и даже как основной автор своих программ. И это не может не замыкать круга, не может не ограничивать актерского движения вперед...
Райкин тоже занимается режиссурой и тоже придумывает и пишет эстрадные произведения, но делает это осторожно и не часто. В практике эстрады принято, что основной актер, фамилия которого на афише пишется в «красную строку», обычно назначается художественным руководителем ансамбля. При этом предполагается, что такой актер закономерно должен пользоваться творческим авторитетом у коллектива. Но ведь у талантливого и обещающего актера не всегда имеется производственный и организационный опыт, у него даже может не быть данных для режиссерского руководства коллективом. Творческая жизнь ансамбля, литературно-репертуарные задачи, репетиционная работа, прокат представлений — все это сродни театру, и для руководства такими ансамблями, по примеру театра, разумнее всего иметь главного режиссера, как это справедливо имеет место в московском мюзик-холле. Главный режиссер внесет организованность в работу, верно определит производственные отношения внутри художественного и обслуживающего состава ансамбля, создаст нужный контроль в гастрольных поездках. Режиссеры, осуществляющие постановки в таких ансамблях, приглашаются только на репетиционный период и заканчивают свою миссию на сдаче представления Художественному совету и руководству местной организации. В процессе осуществления эстрадного представления ансамбль живет насыщенно, творчески устремленно, а после премьеры возникает художественный произвол.
Эстрадный ансамбль всегда является своеобразной формой театра и отличается тем, что в нем показываются не большие пьесы, оперы или оперетты, а маленькие произведения, широко охватывающие жизненные интересы народа. И бывают они показаны в самых разнообразных жанрах и видах искусств: от репризы и интермедии до фельетона, от танца и циркового номера до балетной сюиты и аттракциона, от шуточной песенки и инструментального соло до хора и оркестрового произведения. Плодотворная творческая деятельность ансамблей очень важна для дальнейшего развития советского эстрадного искусства и поэтому требует к себе самого пристального внимания.
Д. Мечик, режиссер
Журнал Советский цирк. Ноябрь 1963 г.
оставить комментарий