Об эстрадном ансамбле - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Об эстрадном ансамбле

Лицо советской эстрады, ее стиль и направление фор­мировали и выкристаллизовывали значительные по­становки  Театра  миниатюр  А.  Райкина,  лучшие про­граммы оркестра Л. Утесова, масштабные постановки теат­ра  «Эрмитаж», возглавляемые   Н.  П. Смирновым-Соколь­ским, большие программы национальных республик и крупнейших филармоний.

В этих ансамблях вырабатывались позиции в творче­стве, определялось направление драматургии и создавал­ся репертуар для профессиональной и самодеятельной эстрады, а главное — воспитывались новые исполнитель­ские   силы. В ленинградских ансамблях сделали первые шаги на эстраде ныне заслуженные артисты республики 3. Шарко и И. Рахлин, лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады В. Татосов, признанные мастера эстрады Т. Крав­цова,   Б.   Бенцианов. Можно привести в пример годами не сходившие с ре­пертуара «Будьте как дома» (ансамбль А. Блехмана), «Один день» (Л. Атманаки). В гастроли по Союзу ансамбль Германа Орлова вывозил одновременно выдержавшие ис­пытание временем: «Первое свидание», «Коротко и яс­но»   и   премьеру   «Цветами   радуги».

Название программы А. Блехмана десятилетней дав­ности «Не проходите мимо» вошло в жизнь и стало тра­диционным названием сатирических сборников, газетных статей, плакатов. В этих представлениях раскрывалось многогранное да­рование и исполнительские возможности Атманаки, Блех­мана, Орлова: они выступали с фельетонами и монолога­ми, пели куплеты и песенки, играли сценки и миниатюры, исполняли интермедии и конферировали, показывали музыкально-танцевальные шутки и инсценированные попу­лярные песни. Такое перевоплощение не только из образа в образ, но и в разнообразные жанры обязывало актеров, их авто­ров и режиссеров от программы к программе расширять тематический круг произведений, углублять содержание, искать интересные формы, приемы, ставить перед собой все новые и новые задачи, двигать искусство эстрады впе­ред.

Жизнь показала, что основным исполнителем такого эстрадного ансамбля может быть только актер с богатой художественной индивидуальностью, способный осваивать многие эстрадные жанры, воплощать разнообразные ха­рактеры, — актер с широким призванием к эстраде. Нет лучшей возможности для раскрытия многогранного даро­вания такого актера, как труд и творчество в коллективе. Если раньше представления имели идейную и художе­ственную направленность, каждый номер в программе репетировался специально и подчинялся общему замыслу постановки, то теперь в Ленинграде, за редкими исключе­ниями, собираются готовые номера, которым дается об­щее нейтральное название и в лучшем случае пишется конферанс для оправдания названия. Такая программа вы­дается за эстрадное представление. Программа может быть хорошо собранной и умело построенной, и тем не менее она никогда не станет представлением, потому что в ней нет общей драматургической закономерности, идейно-художественного замысла, проливающего свет на все номера и вдохновляющего коллектив на создание но­вых, обязательно новых номеров, каждый из которых в отдельности подкрепляет общую художественную концепцию   представления.

Случайно придуманное, привлекающее  зрителей  назва­ние не подкрепляет номера, остается нераскрытым в кон­церте,  который только  рекламируется как  представление. Такое название, как «Нет, мальчики!» (московский  коллектив «Юность»), выдает зрителям акции на полемический характер программы. Зритель ждет закономерного спора по современным проблемам молодежи, ждет острой дис­куссии с теми «мальчиками», к которым со всей страст­ностью обратился поэт Грибачев в известном стихотво­рении. Спор не может состояться потому, что не тема пред­ставления, не название рождали замысел номеров поста­новки. Название только лишь приклеено к афише, как яркая  привлекающая  кондитерская  этикетка. Афиши одесского молодежного ансамбля рекламируют по городам страны представление «Как пройти на Дери-басовскую?». В названии дается заявка на обозрение, ко­торое должно бы показать зрителям новые черты и при­знаки самобытного города, познакомить с делами и жизнью сегодняшней новой Одессы. Но зрители уходят разочарованными. Стихотворные комментарии по радио не могут подменить содержательности номеров и скрепить их   драматургическим   замыслом.

Если ленинградская эстрада сразу же после войны явилась зачинателем таких ансамблей, то последнее время значительных успехов в этом деле достигли московские, республиканские и областные ансамбли. Они вышли на большую   дорогу. Объединенная программа сибирских ансамблей, пока­занная несколько лет назад на московской сцене, проде­монстрировала неисчерпаемые резервы советской эстра­ды. Творчески работают ансамбли Саратова, эстрадные оркестры   Киева,   Баку,   Армении. Убедительные примеры можно привести из текущего сезона: московские представления «Тик-так, тик-так», «Шесть миллионов сердец», «Веселый павильон», в извест­ной степени ленинградская программа «Небо и земля» и не грех еще раз вспомнить удачу Всероссийской твор­ческой мастерской эстрадного искусства — «В жизни раз бывает   восемнадцать   лет». Оставляя а стороне спорные вопросы, отдельные не­достатки и просчеты этих представлений, следует сказать, что режиссеры и актерские коллективы с верных позиций подошли к решению своих задач.

И наоборот, когда режиссура не имеет общего дра­матургического замысла, недооценивает идейно-художест­венного значения каждого номера в отдельности, когда номера уже испытаны на зрителе и для исполнителей нет премьеры, а значит, и какого-то откровения, когда нет поисков нового, а все объединяется лишь внешне очерчен­ной общей идеей, которая как бы призвана принести при­знание постановке, — такие представления обречены на не­удачу. Эти обстоятельства в значительной мере сказались на эстрадных постановках «С экрана в Эрмитаж» и «Ветры ве­сенние». Ошибка происходит не только тогда, когда оставляют в стороне общий замысел, но и тогда, когда ограничивают представление узкой темой. Наличие темы, а не ее худо­жественное воплощение прежде всего волнует создате­лей. Это сковывает авторскую возможность отобразить ши­рокий круг тем, который всегда волнует эстрадного зри­теля. И как бы ни пытался автор разнообразить програм­му различными жанрами, он, по существу, вынужден варь­ировать одно и то же содержание. Только такая тема, которая дает широкое поле для охвата явлений действительности, современности, может стать   предметом  замысла   эстрадной   постановки.

Самое опасное — не раскрыть на эстраде в доступных ей формах подлинно гражданские темы, а спекулятивно приспособить эстрадное мелкотемье, завуалировав его трескотней и разговорами «о высоких материях». Успе­хи отечественной науки в области космонавтики не дают покоя тщеславным писакам и приспособленцам. Они пи­шут сатирические представления по мелким житейским вопросам, применяя к ним терминологию, ситуации и ве­ликие события научных достижений. Они переносят обы­вательские жизненные явления в безвоздушное простран­ство, предлагая увидеть в этом отклик на современность. Высокая тема героических подвигов советских людей дол­жна занять почетное место и в номерах и в представ­лениях на эстраде, но не в сопоставлениях с житейскими неурядицами, а во всей широте раскрытия героического содержания отечественной науки в доступных эстраде художественных формах. Эстрадные представления требуют богатства тем, неожиданных открытий, все новых и новых литературных, режиссерских и актерских приемов и находок. Находки и открытия приходят на эстраду по крупицам, их надо соби­рать. Артисты, возглавляющие ансамбли, нередко непомер­но далеко вторгаются в авторское, композиторское и ре­жиссерское творчество. Например, саратовец Л. Горелик давно создал свой эстрадный ансамбль. Он не только актер, но выступает как режиссер и даже как основной ав­тор своих программ. И это не может не замыкать круга, не  может  не  ограничивать  актерского  движения  вперед...

Райкин тоже занимается режиссурой и тоже придумы­вает и пишет эстрадные произведения, но делает это осто­рожно   и   не   часто. В практике эстрады принято, что основной актер, фа­милия которого на афише пишется в «красную строку», обычно назначается художественным руководителем ан­самбля. При этом предполагается, что такой актер законо­мерно должен пользоваться творческим авторитетом у коллектива. Но ведь у талантливого и обещающего ак­тера не всегда имеется производственный и организаци­онный опыт, у него даже может не быть данных для режиссерского   руководства    коллективом. Творческая жизнь ансамбля, литературно-репертуарные задачи, репетиционная работа, прокат представлений — все это сродни театру, и для руководства такими ансамб­лями, по примеру театра, разумнее всего иметь главного режиссера, как это справедливо имеет место в москов­ском мюзик-холле. Главный режиссер внесет организован­ность в работу, верно определит производственные отно­шения внутри художественного и обслуживающего состава ансамбля, создаст нужный контроль в гастрольных поезд­ках. Режиссеры, осуществляющие постановки в таких ан­самблях, приглашаются только на репетиционный период и заканчивают свою миссию на сдаче представления Художественному совету и руководству местной организации. В процессе осуществления эстрадного представле­ния ансамбль живет насыщенно, творчески устремленно, а  после премьеры возникает художественный  произвол.

Эстрадный ансамбль всегда является своеобразной формой театра и отличается тем, что в нем показываются не большие пьесы, оперы или оперетты, а маленькие про­изведения, широко охватывающие жизненные интересы народа. И бывают они показаны в самых разнообразных жанрах и видах искусств: от репризы и интермедии до фельетона, от танца и циркового номера до балетной сюиты и аттракциона, от шуточной песенки и инструмен­тального соло до хора и  оркестрового  произведения. Плодотворная творческая деятельность ансамблей очень важна для дальнейшего развития советского эст­радного искусства и поэтому требует к себе самого при­стального внимания.
 

Д. Мечик, режиссер

Журнал Советский цирк. Ноябрь 1963 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования