Об искусстве циркового плаката - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Об искусстве циркового плаката

Прочитав в журнале «Советская эстрада и цирк» статью А. Фальковского «Яркому искусству — яркий плакат» (№ 1, 1967 год), мне хотелось бы высказать некоторые соображения по вопросам, затронутым в ней.

Прежде всего нас очень радует заинтересованное внимание, ко­торое проявляют к нашей работе главный художник Союзгосцирка А. Фальковский и журнал «Советская эстрада и цирк». В статье «Яркому искусству — яркий плакат» есть справедливые критиче­ские замечания в адрес группы рекламы и пропаганды советского циркового искусства. Их мы с благодарностью принимаем. Однако вместе с тем автор статьи несколько односторонне, как нам кажет­ся, подходит к решению проблемы, а его отдельные положения требуют уточнения и вызывают желание поспорить по существу дела.

Общеизвестно, что за последнее время искусство плаката (пла­ката вообще, а не только циркового) заметно выросло. В значи­тельной мере это связано с притоком молодых авторов. Многие художники, перестав смотреть на это искусство как на «отхожий промысел», направили на создание плаката свои основные твор­ческие усилия. Свежий взгляд на предмет, интересные поиски, высокая культура отличают их лучшие работы. Стремление утвер­дить себя в этом искусстве, утвердить свое понимание жанра, свои эстетические принципы характерные для молодых художников-плакатистов.

Пришли молодые, но уже сформировавшиеся творчески худож­ники и к нам, в группу рекламы и пропаганды советского циркового искусства. Не расторопные ремесленники, готовые потрафить на любой вкус, сделать и так и эдак — лишь бы «пошло», — а именно художники, которые взыскательно и требовательно относятся к творчеству.

Вновь привлеченные авторы принесли свое ощущение цирка, свое — в каждом случае индивидуальное — понимание графиче­ского решения темы. С одной стороны, они ищут наиболее вырази­тельную, с их точки зрения, форму отображения в плакате харак­терных особенностей того или иного мастера манежа, а с другой — всякий раз стараются решать специфические задачи своего, пла­катного искусства. На сочетании, на скрещении этих двух сторон единого творческого процесса и возникает множество сложных проблем, от успешного разрешения которых зависит в конечном итоге успех дела.

И вот если, учитывая все это, внимательно прочитать статью А. Фальковского, то невольно создается впечатление, что автор не дал себе труда глубоко и профессионально вникнуть в существо вопроса, что творческий разговор об искусстве циркового плаката он сплошь да рядом подменяет высказыванием в общем-то пра­вильных, но чаще всего совершенно бесполезных для талантливых художников истин. Подчеркиваем: для талантливых, ибо ремес­леннику, как известно, не поможет ничего.

Автор статьи возмущается по поводу того, что «подавляющее большинство (?) художников», работающих в жанре циркового плаката, не знакомо с номерами, аттракционами и программами цирка и даже сравнивает таких авторов с водителями, которые, не зная правил уличного движения, ведут автомашину по оживленным магистралям города. Оставим в стороне столь категоричное и, на наш взгляд, несправедливое обвинение подавляющего боль­шинства художников в элементарном незнании искусства, которое они пропагандируют своими плакатами. Ведь если бы дело обсто­яло так мрачно, как это представляется А. Фальковскому, то вряд ли сам А. Фальковский счел бы возможным отметить в начале статьи, что «за последние два-три года цирковых плакатов стало значительно больше, качество их заметно улучшилось».

Но допустим, что автор статьи сознательно «сгустил краски», чтобы подчеркнуть в общем-то правильную мысль: художники, пробующие свои силы в жанре циркового плаката, должны хорошо знать искусство цирка и его мастеров. Что же следует из этого? Значит ли это, что мы, работники группы рекламы и пропаганды советского циркового искусства, должны отказаться от привлечения молодых талантливых плакатистов, которые сегодня пока еще не­достаточно хорошо изучили цирк?

Убежден, что нет. Нет, во-первых, потому, что у нас, к сожалению, не так много художников, профессионально знающих цирковое искусство (к тому же, как вероятно, известно А. Фальковскому, одного знания цирка, пусть даже очень глубокого и отменно про­фессионального, подчас не хватает для создания оригинального и яркого плаката). Во-вторых,— и это наиболее существенно! — сама жизнь убеждает нас в том, что именно привлечение молодых ода­ренных художников-плакатистов позволит нам максимально при­близить уровень цирковой рекламы к тем высоким достижениям, которые мы наблюдаем в искусстве цирка, в творчестве его масте­ров. Впрочем, уже сегодня мы можем говорить не только о буду­щем, но и о настоящем. Ведь если за последние годы качество на­ших плакатов заметно улучшилось, если цирковые плакаты до­стойно экспонируются ныне на всесоюзных и международных выставках — это прежде всего результат широкого приобщения к цир­ковой рекламе одаренных  художников-плакатистов.

Характерно, что и сам А. Фальковский, отмечая наиболее удачные с его точки зрения плакаты, называет в основном имена художни­ков, которые, по-существу, только начинают работать в цирковой рекламе (очень огорчительно, правда, что понравившийся ему пла­кат М. Шварцмана и М. Шпиндлера «Конный цирк» А. Фальков­ский приписал почему-то О. Лункину!). Авторы наших лучших цир­ковых плакатов, может быть, еще недостаточно хорошо знакомы «с правилами уличного движения», им на первых порах и в самом деле не всегда удается увидеть «трюковые контрасты в номерах с першами артистов Половневых и Французовых», но в их наибо­лее удачных работах всегда присутствуют оригинальный поиск, эмоциональное ощущение цирка, свое, плакатное решение темы. В этом — главное.

Что же касается еще более тесного приобщения одаренных пла­катистов к специфике циркового искусства, то, право же, не надо представлять дело так, будто беспечные художники категорически отказываются выезжать в командировки, бывать на цирковых пред­ставлениях, а предпочитают пользоваться «плохонькими фотографи­ями». Не вина, а, скорее, беда группы рекламы и пропаганды (и художников тоже), что нам далеко не всегда удается изыскать командировочные деньги для авторов-плакатистов. Думается, что члену художественного совета по рекламе А. Фальковскому сле­довало бы об этом знать (а может быть, даже и помочь в решении «командировочной проблемы», памятуя, что он не просто художник, а главный художник Союзгосцирка).

Крайне удивило нас и такое обстоятельство. Отмечая, что «за по­следние два-три года бесспорно повысилось качество полиграфиче­ского издания», А. Фальковский тут же пишет, что некоторые пла­каты «по выходе из печати становятся явным браком». Правда, ни единого факта подобного рода автор статьи не приводит. Наверное, потому, что таких фактов просто не было.

И уж совсем странно выглядят рецептурные рекомендации автора статьи по поводу того, что нашими художниками мало используют­ся многофигурные композиции, что почти нет шрифтовых плака­тов, что забыты плакаты с изображением самого артиста и т. п. Разве дело в количестве фигур? Или в том, какое обрамление дать рисунку — круг манежа или геральдические контуры кленового листа? Талантливый художник в каждом конкретном случае может доказать правомочность того или иного композиционного и графи­ческого решения. Сейчас, когда к нам приходят плакатисты, обла­дающие разными вкусами, разными творческими манерами и взглядами, сложность задачи состоит в том, чтобы выработать ка­кие-то общие эстетические позиции, правильно направить творче­ские поиски художников, помочь новым для нас авторам раскрыть лучшие грани их дарований.

Мы вовсе не считаем, что в работе группы пропаганды и рекламы советского циркового искусства нет недостатков. Наряду с удач­ными плакатами все еще появляются и невыразительные произ­ведения. Очевидно, художественному совету, совместно с нашей группой, нужно еще более требовательно подходить к оценке пред­ставляемых оригиналов.

Что же касается разговора о том, что яркому цирковому искус­ству необходим яркий плакат, то этот разговор, надо полагать, будет продолжен на страницах журнала. Хотелось бы, в частности, вы­слушать мнение художников, артистов, режиссеров, директоров цирков. Кстати, в самое ближайшее время мы предполагаем орга­низовать в Москве выставку «Советский цирковой плакат», которая, как мы надеемся, послужит еще более широкому обсуждению со­стояния цирковой рекламы.

С. РЕЙМЕР, руководитель группы рекламы и пропаганды советского циркового искусства

Журнал Советский цирк. Март 1967 г.

оставить комментарий

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования