О состоянии и мерах улучшения охраны труда, техники безопасности и соблюдении трудового законодательства в цирках
К тому, что ежедневно, ежечасно у нас перед глазами, мы привыкаем настолько, что перестаем обращать на это внимание. Нужен какой-то толчок, какой-то внешний импульс, чтобы вернуть нашему взгляду необходимую зоркость.
Помню, гастролировал у нас Венский балет «Айс-ревю». И вдруг выяснилась одна закулисная подробность: дни, которые у вас принято называть декретными, артисткам не оплачиваются. При огромных-то заработках ансамбля! Никто вроде бы не выгоняет девушек на лед в эти дни. Но вовсе не исключено, что боязнь потерять деньги заставит ту или другую артистку рискнуть своим здоровьем.
Нем подобные порядки кажутся дикими и противоестественными. Артист советского цирка посвящает свой труд народу, и народ заботится об охране его труда. Обучение, профессиональная работа, переход на пенсию в положенное время — все организуется и устраивается так, чтобы сохранить здоровье и душевную бодрость артистов, чтобы дать км возможность жить полнокровно и насыщенно.
Однако в охране труда цирковых артистов ееть еще много проблем и трудностей, требующих разрешения. Как правило, они связаны со спецификой цирка, выделяющей его среди других занятий и профессий. Охрана труда в цирке начинается с пунктуального соблюдения правил техники безопасности. Несчастные случаи в цирке редко бывают случаями в буквальном смысле: почти каждый из них имеет конкретную причину — нарушение правил, небрежность или халатность. Самое тяжелое при расследовании таких печальных происшествий — мысль о том, что беды могло бы и не быть.
Сравнивая данные за несколько последних лет, нетрудно убедиться, что травматизм в наших цирках неуклонно снижается. Достаточно сказать, что в первом полугодии прошлого года несчастных случаев было почти вдвое меньше по сравнению с первым полугодием 1960 года, хотя количество артистов возросло за это время на 455 человек!
Конечно, произошло это не по щучьему велению. Полтора года назад президиум ЦК профсоюза работников культуры принял специальное постановление «О состоянии и мерах улучшения охраны труда, техники безопасности и соблюдении трудового законодательства в цирках». В постановлении отмечались серьезные недостатки. Руководство и профком Союзгосцирка предпринимают энергичные меры, чтобы устранить их.
В 1967 году на ремонт цирковых зданий израсходовано полтора миллиона рублей. Ремонтировали и меняли манежные барьеры и настилы, полы за кулисами, клетки и стрнки для животных, колосниковые решетки и места крепления аппаратуры; меняли электропроводку, модернизировали вентиляцию, освещение и отопление. Теперь в большинстве стационарных цирков колосники снабжены электролебедками или тельферами. Появляются в цирках краны, подъемники, автопогрузчики. Крупные ассигнования выделены на текущий и капитальный ремонт передвижных цирков и зооцирков. В первую очередь эти деньги расходуются на мероприятия по технике безопасности.
С другой стороны, было очень важно насторожить и активизировать общественное мнение, повысить ответственность всех работников цирков — и творческих, и технических, и административных — за соблюдение правил безопасности, наладить бдительный контроль. Выпущены в свет новые «Правила техники безопасности, санитарии и гигиены в цирковых предприятиях». Принято новое положение о расследовании несчастных случаев. Оформляются технические паспорта на новые аппараты, оружие и пиротехнические изделия, введены книги учета травматизма. Разработаны специальные правила, инструкции, памятки и плакаты по предупреждению аварий электрической системы.
Кроме того, приняты специальные меры для улучшения врачебного обслуживания и контроля. Большая часть стационарных цирков имеет теперь хорошо оборудованные медицинские пункты. Вводятся медицинские книжки артистов. Во время представления исполнители, работающие в физкультурно-спортивных жанрах, выходят на манеж только после врачебного освидетельствования. Передвижные цирки приглашают на временную работу врачей сразу же, как только приезжают в новый город.
Однако несчастные случаи на нашем цирковом производстве все еще не изжиты. А ведь каждая серьезная травма — это порой трагедия на всю жизнь для пострадавшего и тяжкое душевное потрясение для окружающих. А нередко несчастье с одним из партнеров надолго выводит из строя целый коллектив.
В прошлом году руководство Союзгосцирка наложило строгие взыскания на некоторых работников, виновных в нарушении правил техники безопасности. Строгость в этом случае вполне разумна и оправдана. Каждый руководитель должен твердо знать, что ни один «прокол» не обойдется ему безнаказанно. Но одними выговорами, безусловно, проблемы не решить.
Ежегодно в стране открываются новые цирки, отличающиеся от старых, как небо от земли. Настоящие дворцы! И разница не только в архитектурном оформлении, в богатстве и эффектности отделки — новые цирки оснащаются сложнейшим оборудованием, которое не терпит дилетантского подхода. Аппараты и приспособления, которые входят сегодня в цирковой обиход, требуют квалифицированного присмотра, тщательного ухода. Все это самым коренным образом меняет требования, предъявляемые к техническому персоналу.
В нынешних условиях каждому цирку необходим высокообразованный инженер по технике безопасности — человек, который отвечал бы за исправность и нормальную службу всего технического хозяйства. Во многих цирках такие инженеры фактически работают, но... называются по-разному — где инженер-механик, где смотритель здания к т. п. Этот камуфляж вовсе не так безобиден, как может показаться на первый взгляд. «Замаскированному» специалисту далеко не всегда удается осуществлять свои функции, ему трудно настаивать на выполнении своих требований. Права инженера по технике безопасности должны быть узаконены — это наилучшая «профилактика» несчастных случаев.
Думается, что специалист-инспектор должен быть и в штате профкома, чтобы квалифицированно расследовать на месте каждое происшествие. Даже ответ на такой, казалось бы, несложный вопрос: кто должен платить выбывшему из строя артисту — профсоюз или администрация? — требует самого тщательного анализа обстоятельства происшествия и позволяет сделать правильные принципиальные выводы. По инерции чаще всего платит профсоюз, хотя многие травмы полностью лежат на совести руководства цирка. А может быть (так тоже случается), больничный лист вовсе нельзя принимать к оплате, потому что травму следует считать бытовой. К примеру, артист выпил вина перед репетицией и никто, кроме него самого, не виноват, что случилось несчастье.
Отсюда, кстати, тоже вырастает проблема, и очень серьезная. Надо бороться с легкомыслием некоторых артистов, необходимо добиться, чтобы в первую очередь они сами чувствовали ответственность за свое здоровье и благополучие. Не секрет, что многие несчастные случаи происходят потому, что исполнители выходят на манеж «не в форме» и поэтому работают неточно, с ошибками, теряют равновесие и т, п. Гимнастка плохо застегнула предохранительную петлю и сорвалась с трапеции. Акробат впопыхах закрепил лонжевый пояс и упал с перша... Сколько несчастий в цирке случается по небрежности и несобранности артистов! Кто же, спрашивается, кроме самого артиста должен следить за его самочувствием, за соблюдением нормального режима?
А неприятности в номерах и аттракционах с животными— как часто они являются следствием все той же небрежности, невнимания к «мелочам». Например, травоядных животных размещают таким образом, что они чуть ли не видят хищников, во всяком случае, запах до них долетает свободно. Животные нервничают, напрягаются. В результате — на манеже срыв, порой с тяжелыми для артиста последствиями. А кто виноват?
И травм, и профессиональных заболеваний наверняка было бы гораздо меньше, если бы за охраной труда, за техникой безопасности лучше следили местные комитеты профсоюза. К сожалению, роль председателя месткома нередко ограничивается тем, что он подписывает больничный лист или акт о несчастном случае. А ведь именно профсоюзному комитету доверена забота о здоровье и безопасности каждого артиста.
Как показывает практика, несчастных случаев почти не бывает в тех цирках, где администрация, творческий состав и профсоюзный актив объединяют свои усилия. Результатом такого содружества может стать план мероприятий по охране труда, подписанный директором цирка и председателем месткома. В этом документе перечисляются конкретные работы, указываются сроки и денежные затраты, называются люди, ответственные за выполнение. Целесообразной представляется нам трехступенчатая система контроля за состоянием техники безопасности, разработанная технической службой Союзгосцирка.
Во-первых, местком цирка ежедневно назначает дежурного по технике безопасности, который вместе с инспектором манежа, заведующим электроцехом и другими ответственными работниками проверяет по всем цехам состояние техники безопасности и производственной санитарии.
Во-вторых, один день в месяц объявляется днем техники безопасности. В этот день общественный инспектор по охране труда, инспектор манежа, начальники цехов обходят все хозяйство, проверяя состояние аппаратуры, надежность креплений, электрозащиту и т. д.
В-третьих, раз в квартал профком Союзгосцирка с участием старшего инженера по технике безопасности, старшего врача и старшего юриста собирается для подведения итогов, обсуждает каждый несчастный случай и каждое нарушение трудового законодательства.
Осуществляя эту трехступенчатую систему, следует стремиться к тому, чтобы каждое нарушение техники безопасности обнаруживалось и устранялось не после катастрофы, а не дожидаясь ее.
Для нормальной работы цирков очень важно поддерживать стабильный состав обслуживающего персонала — униформистов, шоферов, рабочих, ухаживающих за животными, и других. Чаще всего бывает так, что, отработав сезон, они вынуждены увольняться из цирка, а на будущий год появляются неопытные новички. Между тем в Кемеровском цирке нашли выход: на лето обслуживающий персонал переходит в городской сад, а с осени возвращается в цирк.
До сих пор речь шла преимущественно об организационных неполадках. Но с охраной труда артистов цирка непосредственно связаны проблемы и иного характера. Мы часто говорим: трудовые нормы, правильный трудовой режим. А формируются эти нормы, эти режимные установки зачастую произвольно. Кто изучал — если говорить о настоящем научном изучении — нагрузки артистов различных жанров, их влияние на организм? Так, как изучаются, скажем, специалистами нагрузки и их возможные пределы в спорте?
В особенности это относится к новым жанрам, где и практического-то опыта пока накоплено немного, — к балету на льду, к цирку на льду. Ясно, что условия работы на ледяном манеже сложны и необычны для организма: достаточно сказать хотя бы об очень значительной разнице температур. Но как же конкретно должна быть построена работа? Какова максимальная продолжительность пребывания на льду (подряд и в общей сложности в течение дня)? Какие заболевания следует считать профессиональными, каковы специфические обязанности администрации в охране здоровья? Когда следует оформлять артистам пенсию?
Так же много серьезных вопросов связано и с другими цирковыми жанрами. Решаются они обычно «в соответствии с традицией», но этого уже явно недостаточно. Например, крайне нужны объективные научные данные при определении: представителям каких цирковых жанров можно выступать трижды в день, а каких — нельзя. Приблизительность представлений о возможностях организма сказывается и в тех случаях, когда возникают конфликты: администрация и художественное руководство считают, что артисту пора на отдых, а артист не хочет расставаться с манежем. Или наоборот: артист «выработался», но не имеет права на пенсию (жонглеры, например; почему-то считается, что их труд не связан с большой нагрузкой).
Нужно безотлагательно разрешить и такой вопрос. Нередко после травм или тяжелых заболеваний врачи назначают временный переход на легкую работу. Как это надо осуществить практически, что это должна быть за работа? Чаще всего оказывается, что артист просто бездельничает — разбалтывается, теряет спортивную форму. Вместо пользы — вред.
Еще одна специфическая особенность цирка — массовое участие в профессиональной работе на манеже детей. Эта большая тема требует специального разговора. Тут же необходимо еще и еще раз напомнить, что детский труд в цирке нуждается в особой охране — его нужно с предельной тщательностью изучать, проявлять максимум заботы о растущем, развивающемся организме юного артиста.
Такой широкий круг проблем, разумеется, не может быть решен примитивными и кустарными способами. Не случайно все настойчивее говорят в цирке о том, что необходимо создать научно-методический центр. Жизнь вносит все новые и новые уточнения в проект такого центра.
Нет таких весов, на которых можно было бы взвесить, сколько радости людям приносит за свою жизнь цирковой артист. И его собственная жизнь, его труд на манеже должны быть радостными, ничем не омраченными.
Ж. ЛАМАКИНА
оставить комментарий
СЭЦ. 01 - 69