В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Обещанное и увиденное

«Сделано в Ленинграде» — не правда ли, хорошее на­звание для эстрадной премьеры? Многообещающее. Обя­зывающее.

И надо сказать, что в новой программе арти­стов ленинградской эстрады есть немало интересного. В первую очередь это относится к популярному сатирику П. Рудакову, лауреатам Всероссийского конкурса арти­стов эстрады Л. Карабанову и Э. Хилю, А. Сапожниковой, 3. Евтиховой и Н. Фатееву. Несколько интересно поставленных хореографических номеров показывает тан­цевальный ансамбль, руководимый Е. Ивановой. На этом, пожалуй, можно было бы поставить точку, если бы речь шла о рядовом эстрадном концерте, обычной сборной программе. Но дело-то в том, что зрителям было обещано нечто другое — «эстрадное обозрение», и не про­стое, а новое. А это уже чуть ли не событие на эстраде. Как тут не помечтать: а вдруг повезет, вдруг новая встреча со знакомыми артистами окажется действительно собы­тием,   творческим   открытием?

Такое предположение в данном случае не было лишено оснований: из печатной программки мы могли узнать, что обозрение имеет, так сказать, основного автора (Я. Грей), еще семь литераторов-сатириков трудились над сочинени­ем конферанса, интермедий, куплетов; над обозрением работали режиссер (Е. Ганкин), постановщик (И. Владими­ров), художественный руководитель (П. Рудаков)... Разве этого недостаточно, чтобы нарисовать себе до­вольно радужную картину — столько авторов, постановщи­ков наверняка что-нибудь новое, оригинальное да при­думали! Но,   увы,   «эстрадного  обозрения»   не   получилось.   Нет в нем и намека на «сквозное» действие, на какое-либо тематическое единство, на сюжетную канву. Представле­ние идет по давно выработанному трафарету: вступитель­ная песенка или стихотворный монолог (чтобы хоть как-то оправдать придуманное название), затем — чередование различных номеров, перемежаемых конферансом или интермедиями, и в заключение — общий выход всех уча­стников программы, финальная песенка.

Сколько   раз   видели   мы   такое! И хотя даже знаменитые «Подмосковные вечера» дей­ствительно «сделаны» в Ленинграде (как об этом сооб­щается в стихотворном монологе В. Константинова и Б. Ра-церв), надо с сожалением признать, что на этот раз ленин­градская эстрада не порадовала нас ничем новым, свое­образным,   оригинальным. Только в одном случае заметна попытка придумать что-то «свое» (и только в одном этом случае можно разглядеть в представлении руку постановщика) — мы имеем в виду сатирическую сценку «Дом моделей» (исполняют ее П. Ру­даков, В. Круглова и эстрадный ансамбль). Сценка остро­умна по содержанию, изобретательно поставлена и вдо­бавок с неожиданной стороны раскрывает комедийный талант Рудакова — его своеобразный «хмурый» юмор ока­зался необычайно смешным и выразительным в пантоми­мическом   образе   «живого   манекена».

Ряд же других номеров вообще взят из старых, давно виденных программ. Вот, например, молодой, универсаль­но одаренный Л. Карабанов, «открытый» на одном из по­следних конкурсов артистов эстрады. Он исполняет те же вещи, что и на конкурсе, и затем — на многих концертах. Изменился лишь «антураж» номера — теперь Карабанов появляется в сопровождении «собственного» инструмен­тального ансамбля и одет он уже не в скромный, а в мод-но-стилизованный «латино-американский» костюм — и что-то уже потеряно в естественности, непринужденности, органичности образа, создаваемого артистом. В репертуаре П. Рудакова и Б. Баринова попадаются интермедии, куплеты, репризы, взятые ими у самих себя напрокат, среди них и такие, которые, честно говоря, зву­чат полным анахронизмом («— Павел Васильевич, вы стали опаздывать к своему выходу... — Начальство не опаздывает, начальство   задерживается»). А какой сатирический заряд несут в себе такие куплеты:

В парке красили скамейки
Краской быстросохнущей...
В этом месяце химчистка
Перевыполнила план...

Или   такие:

Перед выездом на дачу
Я пижаму приобрел...
Ни одна ворона летом
Не садилась в огород...

Конечно, среди исполняемых артистами произведений есть и удачные, злободневные, бьющие точно в цель. Но ведь этот популярный сатирический дуэт тем и хорош, тем и известен, что умеет оперативно, со снайперской быстро­той и с точностью бить по мишеням — с него и спрос по большой   мерке... Итак, слегка театрализованный концерт с несколькими хорошими номерами, но без особых творческих открытий и даже без обязательной для каждой премьеры новизны репертуара. Почему же такая широковещательная реклама, почему концерт преподносится зрителям как ориги­нальное сценическое произведение, как большая эстрад­ная   премьера? Был бы это частный случай, не стоило бы о нем столько говорить. Но это не случай, это явление, повседневная практика эстрадных организаций, их, так сказать, творческий метод... Слишком часто мы становимся свидетелями того, как энергия, изобретательность, выдумка работников эстра­ды почти целиком уходят на придумывание броской афи­ши, оригинального названия. А на остальное фантазии уже и   не   остается...

Так произошло, по-видимому, и с эстрадной програм­мой с хорошим названием «Сделано в Ленинграде». Имен­но это обстоятельство и не позволило нам поставить точку в   самом   начале   заметок.
 

И. ЧЕРЕЙСКИЙ

Журнал Советский цирк. Июль 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100