Обещанное и увиденное
«Сделано в Ленинграде» — не правда ли, хорошее название для эстрадной премьеры? Многообещающее. Обязывающее.
И надо сказать, что в новой программе артистов ленинградской эстрады есть немало интересного. В первую очередь это относится к популярному сатирику П. Рудакову, лауреатам Всероссийского конкурса артистов эстрады Л. Карабанову и Э. Хилю, А. Сапожниковой, 3. Евтиховой и Н. Фатееву. Несколько интересно поставленных хореографических номеров показывает танцевальный ансамбль, руководимый Е. Ивановой. На этом, пожалуй, можно было бы поставить точку, если бы речь шла о рядовом эстрадном концерте, обычной сборной программе. Но дело-то в том, что зрителям было обещано нечто другое — «эстрадное обозрение», и не простое, а новое. А это уже чуть ли не событие на эстраде. Как тут не помечтать: а вдруг повезет, вдруг новая встреча со знакомыми артистами окажется действительно событием, творческим открытием?
Такое предположение в данном случае не было лишено оснований: из печатной программки мы могли узнать, что обозрение имеет, так сказать, основного автора (Я. Грей), еще семь литераторов-сатириков трудились над сочинением конферанса, интермедий, куплетов; над обозрением работали режиссер (Е. Ганкин), постановщик (И. Владимиров), художественный руководитель (П. Рудаков)... Разве этого недостаточно, чтобы нарисовать себе довольно радужную картину — столько авторов, постановщиков наверняка что-нибудь новое, оригинальное да придумали! Но, увы, «эстрадного обозрения» не получилось. Нет в нем и намека на «сквозное» действие, на какое-либо тематическое единство, на сюжетную канву. Представление идет по давно выработанному трафарету: вступительная песенка или стихотворный монолог (чтобы хоть как-то оправдать придуманное название), затем — чередование различных номеров, перемежаемых конферансом или интермедиями, и в заключение — общий выход всех участников программы, финальная песенка.
Сколько раз видели мы такое! И хотя даже знаменитые «Подмосковные вечера» действительно «сделаны» в Ленинграде (как об этом сообщается в стихотворном монологе В. Константинова и Б. Ра-церв), надо с сожалением признать, что на этот раз ленинградская эстрада не порадовала нас ничем новым, своеобразным, оригинальным. Только в одном случае заметна попытка придумать что-то «свое» (и только в одном этом случае можно разглядеть в представлении руку постановщика) — мы имеем в виду сатирическую сценку «Дом моделей» (исполняют ее П. Рудаков, В. Круглова и эстрадный ансамбль). Сценка остроумна по содержанию, изобретательно поставлена и вдобавок с неожиданной стороны раскрывает комедийный талант Рудакова — его своеобразный «хмурый» юмор оказался необычайно смешным и выразительным в пантомимическом образе «живого манекена».
Ряд же других номеров вообще взят из старых, давно виденных программ. Вот, например, молодой, универсально одаренный Л. Карабанов, «открытый» на одном из последних конкурсов артистов эстрады. Он исполняет те же вещи, что и на конкурсе, и затем — на многих концертах. Изменился лишь «антураж» номера — теперь Карабанов появляется в сопровождении «собственного» инструментального ансамбля и одет он уже не в скромный, а в мод-но-стилизованный «латино-американский» костюм — и что-то уже потеряно в естественности, непринужденности, органичности образа, создаваемого артистом. В репертуаре П. Рудакова и Б. Баринова попадаются интермедии, куплеты, репризы, взятые ими у самих себя напрокат, среди них и такие, которые, честно говоря, звучат полным анахронизмом («— Павел Васильевич, вы стали опаздывать к своему выходу... — Начальство не опаздывает, начальство задерживается»). А какой сатирический заряд несут в себе такие куплеты:
В парке красили скамейки
Краской быстросохнущей...
В этом месяце химчистка
Перевыполнила план...
Или такие:
Перед выездом на дачу
Я пижаму приобрел...
Ни одна ворона летом
Не садилась в огород...
Конечно, среди исполняемых артистами произведений есть и удачные, злободневные, бьющие точно в цель. Но ведь этот популярный сатирический дуэт тем и хорош, тем и известен, что умеет оперативно, со снайперской быстротой и с точностью бить по мишеням — с него и спрос по большой мерке... Итак, слегка театрализованный концерт с несколькими хорошими номерами, но без особых творческих открытий и даже без обязательной для каждой премьеры новизны репертуара. Почему же такая широковещательная реклама, почему концерт преподносится зрителям как оригинальное сценическое произведение, как большая эстрадная премьера? Был бы это частный случай, не стоило бы о нем столько говорить. Но это не случай, это явление, повседневная практика эстрадных организаций, их, так сказать, творческий метод... Слишком часто мы становимся свидетелями того, как энергия, изобретательность, выдумка работников эстрады почти целиком уходят на придумывание броской афиши, оригинального названия. А на остальное фантазии уже и не остается...
Так произошло, по-видимому, и с эстрадной программой с хорошим названием «Сделано в Ленинграде». Именно это обстоятельство и не позволило нам поставить точку в самом начале заметок.
И. ЧЕРЕЙСКИЙ
Журнал Советский цирк. Июль 1964 г.
оставить комментарий