Обезьяны Фарида Якубова - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Обезьяны Фарида Якубова

Обезьяны Фарида ЯкубоваГалопом несся по кругу разгоряченный конь. С разбегу запрыгнул на его круп маленький лихой наездник в мохнатой папахе. За ним — второй, потом — третий. А публика, вместо того чтобы затаить дыхание, смеялась.

Осторожный канатоходец, балансируя шестом, с завязанными глазами медленно шел по туго натянутому канату. И снова зрители не могли удержаться от смеха. Они смеялись и тогда, когда эквилибрист стремительно поднимался по першу вверх и когда партнерша канатоходца исполняла сложнейший трюк: при помощи блестящего веера удерживала баланс на канате лежа на спине.

Словом, какие бы головокружительные трюковые комбинации ни делал квартет под руководством Фарида Якубова, реакция зрителей была неизменной: они смеялись. И смех этот был вполне уместен, а главное, совсем не в обиду артистам. Напротив, в ответ на него Донка, Хипп, Шайтан и Джин — четыре маленькие обезьянки-макаки — с удовольствием демонстрировали все, чему их научил дрессировщик Фарид Якубов.

В сегодняшнем нашем цирке с его обилием медвежьих и собачьих номеров, на удивление мало обезьяньих аттракционов (всего один!) да и просто номеров с этими бесспорно талантливыми «актрисами». А жаль, ведь еще издавна эти забавные животные пользовались огромной популярностью. Не зря они были постоянными спутниками уличных артистов и шарманщиков.

Не популярны мартышки у теперешних дрессировщиков, как мне объяснили, из-за их своенравного, капризного характера и привередливости в быту. Дескать, уж больно боятся они цирковых сквозняков и переездов. Мне называли еще массу объективных и субъективных причин, по которым обезьяны не могут быть «звездами» цирковой арены. Но причины эти не стали помехами рождению номера Фарида Якубова.

Имя дрессировщика Фарида Якубова на афишах появилось совсем недавно, хотя на манеж он вышел впервые в возрасте... десяти лет. Правда, это был учебный манеж Государственного циркового училища. Как известно, цирковое училище дрессировщиков не выпускает. Впрочем, об этом тогда и не мечтал непоседливый мальчишка, а вместе со своими сверстниками с превеликим удовольствием «крутил» сальто с пируэтами, кидал булавы и натирал мозоли от перекладины турника.

После окончания училища в 1970 году невысокий и очень «прыгучий» акробат Якубов и дня не сидел без работы. Он с легкостью входил и в номер акробатов на батуте и в номер эквилибристов на першах. И вероятно, никогда бы не изменил Фарид своей любимой акробатике, если бы не тот страшный день, когда он получил тяжелую травму.

Немало знает цирковой «конвейер» человеческих судеб, когда вопреки всякой логике и врачебной практике после тяжелейших травм воздушные гимнасты возвращались к своим трапециям, акробаты — на каучуковые дорожки. На сей раз врачи оказались правы: Якубову нужно было срочно оставить акробатический жанр.

Для Якубова наступила нелегкая пора исканий, размышлений, когда не раз решал он уйти из цирка. В один из таких грустных дней друзья-артисты буквально вытащили Фарида на прогулку в зоопарк. Возле вольера, где резвились, прыгая с ветки на ветку, маленькие мартышки, ему пришлось невольно задержаться. Одна из обезьянок подскочила к решетке и, поджав под себя ноги калачиком, уселась напротив того места, где стоял артист. Подперев подбородок рукой, этак «по-старушечьи», она стала внимательнейшим образом его рассматривать. Не выдержав этого уморительного зрелища, Якубов расхохотался. В ответ шалунишка скорчила такую «обворожительную» улыбку, что теперь уже смеялись все.

А через неделю акробат Якубов принес в художественный отдел Союзгосцирка написанный им сценарий номера «Дрессированные обезьянки».

Сценарий похвалили, но... не утвердили. Правда, наотрез не отказали, а предложили год поработать служащим по уходу за животными в аттракционе Т. Шатировой. Фарид согласился не раздумывая.

Через год произошла его счастливая встреча с Юрием Дуровым-младшим, согласившимся на базе своего аттракциона подготовить и выпустить номер Якубова «Дрессированные обезьянки». Многим это решение показалось опрометчивым, потому что в то время дуровского аттракциона как такового не существовало. Его готовили в Харьковском филиале Всесоюзной дирекции по подготовке новых номеров в далеко не идеальных условиях. Однако слово свое Юрий Дуров сдержал. Как только Фарид Якубов, теперь уже стажер-дрессировщик, приехал в Харьков, он передал ему под контроль и руководство «весь обезьяний сектор» своего аттракциона — макаку Донку. Не дожидаясь пополнения штата, артист вместе с режиссером Ю. Дуровым приступили к работе. На первых порах Донке приходилось пользоваться слоновьими тумбами.

Когда же наконец был подготовлен необходимый реквизит и из Сухумского обезьяньего питомника прибыли Донкины партнеры Джин, Шайтан и Хипп, началось распределение «ролей». Дуров и его ученик задумали сделать настоящий «Цирк обезьян» с канатоходцами, акробатами, наездниками. В основу этого веселого действа лег тот самый неутвержденный якубовский сценарий. Идея научить обезьян крутить сальто и делать кульбиты была не нова, но по замыслу авторов их подопечные должны были работать без поводков.

Вот тогда-то и познал Фарид на практике своенравный характер макак-лапундеров! Откуда только не приходилось вытаскивать начинающему дрессировщику своих быстроногих «актеров»: из канализационных люков, буфета соседней швейной фабрики и даже... частных квартир граждан. Сколько раз опытные артисты убеждали его, что к макакам-лапундерам дуровский метод работы без поводка не подходит!

И все-таки благодаря упорному, кропотливому труду, огромной выдержке и терпению Якубов добился своей цели: поводок в его номере используется лишь в качестве предохранительной лонжи, да и то, лишь когда Джин на полном скаку пролезает под животом у несущейся галопом лошади.

Они выходят на залитый светом манеж вместе: улыбающийся Фарид Якубов и маленький Хипп, одетый в точно такой же костюм, как и его дрессировщик. Идя по барьеру, Хипп с самым серьезным видом приветствует зрителей, кланяясь им в пояс. Потом с таким же серьезным видом он забирается на одну из двух площадок, между которыми натянут двойной канат, и не переводя дыхания начинает «крутить» на нем один за другим кульбиты.

Публика провожает его дружным смехом. А на арену вприпрыжку уже несется на деревянной лошадке в цилиндре и фраке маленькая Донка. Потом будет настоящий пони, и обезьяний квартет вместе с псом Джеком на ее крупе выстроят акробатическую пирамиду. В финале бесстрашный Джин трижды в темп пролезет под животом лошади.

А публика будет смеяться все восемь минут этого забавного зрелища.

А. ХАЧАТУРЬЯН

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования