Еще один
На арене Свердловского цирка шли обычные репетиции перед вечерним спектаклем. В повседневных тренировочных костюмах при тусклом служебном освещении артисты снова и снова отрабатывали сложные упражнения, готовили новые номера к будущим программам. Эта работа, трудная и упорная, ничем не напоминала праздничный блеск вечернего спектакля. Однако в амфитеатре цирка сидела группа молодежи, которая, не отрывая глаз, внимательно следила за каждым движением актеров. После удачно исполненного трюка они шёпотом переговаривались, тесно склонившись друг к другу, и снова замирали, наблюдая за работой следующего исполнителя.
— Кто эти люди? — спросил я у Анатолия Сергеевича Шага — художественного руководителя коллектива.
— Это наши друзья, будущие артисты Народного цирка. Они уже несколько дней неразлучны с нами. Присутствуют на всех репетициях и спектаклях, сами тренируются под руководством наших артистов. Словом, это наши подшефные.
Меня познакомили с руководителем самодеятельного цирка — Василием Васильевичем Вьюшковым. Он преподаватель физкультуры в средней школе города Талица, который находится недалеко от Свердловска. Сам бывший артист цирка, он работал на перше в группах Юлиуса и Марченко. Потом война, и В. В. Вьюшков становится летчиком. Он находится в одной эскадрилье с В. Довейко. Контузия не дала возможности артисту продолжать работу на арене, и он стал преподавателем физкультуры в школе.
В. В. Вьюшков пришел в районный Дом культуры и предложил создать самодеятельный коллектив акробатов. Он не думад тогда, что его работа может привести к созданию Народного цирка. Он не думал, что так много любителей циркового искусства окажется в городе Талица.
И вот я стою в манеже, окруженный артистами будущего Народного цирка.
Молодые, увлеченные своей второй профессией люди, они, кажется, могут без конца рассказывать...
— Мы сделали общий номер для всех участников — прыжки с подкидными досками. Вот этот наш самый младший артист — школьник пятого класса Олег Вьюшков — в сальто-мортале приходит на колонну из двух.
— А два шофера — Володя Иванов и Сергей Бажин — здорово выступают с номером партерной акробатики.
Впрочем, они не только рассказывают, они тут же демонстрируют свои достижения.
Жонглеры с кольцами, мячами и булавами — довольно сложные перекидки из шести и восьми предметов. Трюки на вертикальом канате, эквилибристика — этому всему научились студенты Леотехнического техникума, рабочие талицких предприятий, школьники, все те, кто составляет труппу самодеятельного коллектива.
Часто приезжают они в Свердловск учиться мастерству у профессиональных актеров, ведь по книжкам этому не научиться. Вот и сейчас Алексеев тренирует ребят в прыжках, Польди помогает овладеть искусством жонглера и фигурному катанию на велосипедах.
— Нам бы только реквизит достать получше, — говорит столяр Владимир Каверник. — А то все самоделка. Получается пока что неважно.
Сегодня, к сожалению, мало кто занимается развитием цирковой самодеятельности. Нет методических материалов по организации учебы и тренировок, не проводятся семинары руководителей коллективов. Об этом следует задуматься педагогам Государственного училища циркового искусства. Они могут проводить квалифицированную консультацию по всем вопросам развития самодеятельного цирка.
В городе Талице уже есть Народный театр. Скоро будет Народный цирк. Обязательно будет, потому что участники коллектива по-настоящему любят свое дело, любят не только успех выступлений, но и трудные учебные будни. Они знают, что без этого невозожна удача, особенно в таком сложном, требующем постоянной тренировки деле, как цирковое искусство.
На областном смотре самодеятельности они завоевали диплом I степени, выйдя победителями из соревнования с шестнадцатью цирковыми коллективами.
Успех сопутствовал их гастролям в Свердловской филармонии, в парке им. Маяковского, на центральной площади города.
Да, они станут Народным цирком!
Е. СЕМЕНОВ
Журнал ”Советский цирк” октябрь 1961г.