В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Оформление манежа цирка: вчера и сегодня

Большие проблемы маленькой блестки. Цирковое искусство —- одно из самых «беспокойных». Оно всегда в состоянии движения, поиска, творческих открытий. Это находит свое отражение и во внешнем виде манежа, его оформлении.

Стиль оформления не приходит в манеж случайно. Он формируется в результате творческого поиска всех создателей цирковой программы — артистов, художников, режиссеров, композиторов, балетмейстеров, объединенных общими художественными устремлениями. Точно найденный режиссером и оформителем стиль программы становится активным художественно-творческим фактором, который объединяет отдельные номера в яркую выразительную программу, способную выдержать испытание временем.

Разнообразны сегодня художественные стили цирковых программ. Тут и «стиль романтический», для которого характерны стремительность эмоционального порыва, динамизм линий и форм, напряженность и насыщенность «активным» цветом. Грациозная березка, органично включенная в композицию манежного оформления, способна утвердить «поэтический стиль». Богатство народного орнамента, яркий цветовой колорит отличают программы, оформленные в «народном стиле» той или иной национальной республики. Многие праздничные программы, посвященные знаменательным историческим событиям в жизни нашей страны, оформляются в празднично-торжественном «героическом стиле» с широким использованием новых изобразительных средств и материалов.

Однако при всем разнообразии и богатстве стилей для декоративного оформления произведений циркового искусства всегда характерно стремление выражать народные идеалы, удовлетворять все возрастающие эстетические потребности зрителей. Таким образом, стиль становится активным образующим началом в создании программ, пантомим, аттракционов — всего циркового творчества.

Припоминаю давно забытое, но в свое время широко распространенное «опилочное» оформление. Было в цирке такое декоративное покрытие манежа цветными, окрашенными анилином, опилками. С их помощью униформисты, а подчас и сами артисты, занятые в программе, перед началом представления «изображали» на арене незатейливый узор, отдаленно напоминающий современные декоративные ковры.

Позже, когда опилки стали вытесняться резиновым покрытием, были предприняты попытки оформить манеж с помощью светопроекции. Но и это решение не принесло желаемых результатов. Дело в том, что маломощная электроаппаратура, которой располагают многие наши цирки, не позволяет получить достаточно четкое изображение проекции. В конце концов пришлось прибегнуть к широко распространенным декоративным коврам из обычных тканей и современных синтетических материалов. На них, по существу, изображается тот же самый орнамент (правда, несколько усложненный), который ранее предназначался для «опилочного» варианта.

Пока еще среди работников цирка идут споры — какой манеж лучше: опилочный, резиновый, гуттаперчевый, кокосовый или синтетический. Конники, конечно, горой стоят за опилки, однако ряды сторонников «опилочного оформления» существенно поредели. Так или иначе, но поиск и экспериментирование далеко не завершены. Предстоит еще многое сделать для успешного решения этой сложной задачи. Но уже сегодня зрители и технический персонал цирка довольны: уходят опилки — меньше становится пыли.

Итак, декоративный ковер-покрышка и собственно манежный ковер стали в наши дни незаменимой «дежурной» принадлежностью циркового манежа. Варьируются лишь размеры, рисунок, цвет и форма ковров, принимающих на себя основную изобразительную нагрузку. Дополнением к коврам служит оформление артистического выхода, оркестрантской ложи и декоративная дорожка на барьере. Вот, пожалуй, и весь арсенал приманежной декорации, на которую может рассчитывать художник-постановщик, если не считать крайне ограниченных возможностей, которые представляют для оформительских целей купол, зрительный зал, сценическая площадка и сам манеж.

Но на куполе как известно, обычно размещаются трюковые аппараты, растяжки, лонжи, различная электро-, радио- и другая аппаратура. Малогабаритная сценическая площадка технически оснащена слабо, и вообще она в большинстве цирков, в том числе и в новых, встречатся крайне редко. Сам манеж из-за отсутствия люков, выдвижных площадок, кессона и других технических средств может быть использован лишь для плоских декоративных решений (ковер, пол) и небольших объемных декоративных деталей, аксессуаров и реквизита. Но тут начинает диктовать свои непременные условия специфика цирка: манежное оформление во всех случаях должно соответствовать своим обязательным качествам — быть предельно лаконичным, портативным, легким, прочным и транспортабельным.

Казалось бы, не так уж велики и благоприятны условия, которые предоставляет в наши дни цирк для создания оригинальных, содержательных оформительских решений. Но художники-постановщики изобретательно и остроумно преодолевают этот своеобразный оформительский «барьер» и с успехом создают выразительные цирковые постановки.

И вот тут возникает вопрос: разве нельзя уже сегодня широко использовать ничуть не противопоказанные искусству цирка светопроекцию, пиротехнические эффекты, подъемные механизмы на куполе и арене, колосниковые подвесные устройства, «карманы» с выдвижными платформами и подвижными фурками на манеже, сцене и даже на специальных площадках в зрительном зале? Пока это все — в перспективе недалекого, но все еще завтрашнего дня. Сегодня цирковой манеж напоминает иной раз увеличенную витрину текстильного магазина — так много на нем «тряпичного» маловыразительного оформления.

Имея в виду дальнейшую перспективу развития средств, приемов и стилей циркового оформления было бы правомерным уже сегодня создать все условия для необходимых поисков и экспериментов в области технологии художественно-постановочного дела, конструирования аппаратуры, использования новых материалов, разработки оригинальных трюков, зрительных эффектов с широким привлечением для этих целей последних достижений науки и техники. Планомерную систематическую работу в этом направлении могли бы проводить Центральная студия циркового искусства, художественно-постановочный комбинат. Интересное, содержательное творчество художников цирка нуждается не только в глубоком анализе и исследовании, но и в серьезной помощи.

Коротко об эволюции циркового костюма. Вместе с отошедшим в прошлое «ковром» из цветных опилок с манежа ушли огромные клоунские башмаки, широченные пиджаки и штаны, «погасли» электрифицированные носы, «пострижены» вздыбленные парики, а театральный грим «отменил» белила и «маску» из кармина на лице клоуна. Да и сам термин — «маска» мог бы с успехом быть заменен более емким по значению словом — «образ», что лучше отвечает внешнему и внутреннему облику современного клоуна.

В манеж все более утверждаются костюмы современного покроя с несложной скромной отделкой, по преимуществу одного, двух и редко — трех цветов. Ничего лишнего, во всем — сознательный отказ от всякой перегрузки, излишеств. Такие костюмы прежде всего выгодно подчеркивают внешние данные артиста, не отвлекают внимание зрителей от исполняемых трюков. Характерно и то, что костюмы эти несут на себе определенную печать моды сегодняшнего дня: берут от нее самое положительное, стремятся в чем-то ее развить и даже опередить. Выполненные по эскизам цирковых художников, такие костюмы своей выразительной простотой, образным решением, изысканным вкусом гармонично «вписываются» в общую атмосферу циркового представления.

Единственный недостаток, который следует отметить, — это нехватка красивых, разнообразных и практичных тканей. Для современного цирка нужны тюль, парча, бархат, эластичные и другие ткани самых различных и притом «стойких» расцветок, выполненные промышленностью с учетом специфических цирковых условий. Вот почему на манеже выступают иногда артисты в костюмах приевшегося василькового цвета (ткань эту промышленность произвела впрок) или однотипных по форме. А ведь появление в цирке любого, пусть даже «модного» штампа противопоказано его жизнерадостному и яркому искусству, оно стирает грани творческой индивидуальности артиста, обезличивает многообразие художественных стилей.

Закончу разговор большой проблемой маленькой блестки. Да, да —- той самой традиционной цирковой блестки, которая испокон века скромно и нарядно сверкала на грации наездницы, костюме акробата, камзоле дрессировщика или комбинезоне клоуна.

Всмотритесь пристальней в современный цирковой костюм. Почти исчезли вышивка стеклярусом, бисером, «тетовским» и другими цветными камнями, золотой и серебряной нитью, фигурной тесьмой. Меньше стали пользоваться сложной аппликацией, росписью, отделкой костюмов кружевной каймой. А жаль!

Мало того, раздаются голоса против крохотной, но ярко сверкающей блестки, с помощью которой, кстати, некоторые художники и артисты пытаются прикрыть «огрехи» фабричной ткани. К тому же блестка может в какой-то степени восполнить отсутствие других отделочных материалов, крайне необходимых для украшения циркового костюма. Нужно только во всем соблюдать меру, располагать блестку со вкусом...

Нет высшего долга для художника, чем служить своим творчеством народу, вдохновенными произведениями отвечать на заботу партии и правительства о расцвете нашего искусства. Вот почему и мы, художники советского цирка, должны подходить к своему творчеству с самой высокой меркой как в смысле идейного содержания программ, так и в отборе средств художественной выразительности.


А. ФАЛЬКОВСКИЙ, главный художник Союзгосцирка

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100