“Огни манежа” - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

“Огни манежа”

С каждым днем растет популярность советского цирка. Мастерство его артистов, рождение замечательных номеров, успех зарубежных гастролей — все это вызывает законную гордость, повышает интерес к искусству арены.
Читателю, для которого сборник «Огни манежа», возможно, окажется первой книгой о цирке, он может послужить своеобразным путеводителем по манежу. В нем не только имена многих известных артистов, но и история возникновения и создания их номеров, описание трюков и оформления.
Наиболее интересные номера, такие, как, например, «Медвежий цирк» В. Филатова, антре и репризы Олега Попова, конные номера М. Туганова и А. Серж-Александрова, танцы на проволоке В. Сербиной и Н. Логачевой и многие другие упоминаются, чуть ли не всеми авторами. И естественно, что каждый смотрит на них со своей точки зрения, поэтому постепенно вырисовывается как бы разносторонний «портрет» номера.
Любознательному зрителю и читателю всегда хочется узнать, а как оно «делается» — это цирковое искусство. В сборнике прочитаешь и об этом. Статьи о жизни цирка и циркового училища рассказывают, как становятся цирковыми артистами, как артисты создают свои номера и как затем эти номера соединяются в цирковой спектакль.
Из книги можно узнать и об особенностях работы в цирке писателя, художника,  композитора,  режиссера.
Есть истории и для тех, кто интересуется бытом циркового артиста, всегда кажущегося человеком «не как все».
Зарождению и развитию национальных цирков в нашей стране посвящена целая статья.
Не забыты даже дети-зрители...
Одним словом, в сборнике не обойдена ни одна из сторон цирковой жизни. По обилию фактического материала он может служить небольшой   цирковой   энциклопедией.
Но так как сборник — это все-таки не справочник, то естественно ожидать от него, кроме рассказов и воспоминаний, еще и исследования сегодняшнего циркового искусства. Вот с этой точки зрения и будет интереснее всего поговорить о книге.
Книг о цирке, к сожалению, выпускается у нас не много. Именно поэтому к каждому произведению предъявляешь повышенные требования. Хочется, чтобы книга была и интересной и полезной. Чтобы она не только рассказала о том новом, что появляется в цирке каждый день, но и, оценив прошлые успехи, разобравшись в них, намечала пути к будущим.
В названиях статей — самые главные и интересные цирковые проблемы, интересные не только широкому читателю, но и специалистам: особенности циркового искусства, режиссура в цирке, национальный цирк, рождение циркового образа, цирк зверей, воспитание нового циркового поколения...
Многие статьи написаны практиками цирка — артистами и режиссерами. В их статьях главное — рассказ о собственном опыте. Когда за плечами тысячи выходов на манеж, наверно, хочется если не подвести итоги, то как-то обобщить свой опыт, сделать выводы, полезные и тебе и твоим «товарищам по оружию».
К сожалению, не все авторы поставили перед собой такую задачу, ограничившись информацией на заданную тему.
Так, например, от такого мастера советского цирка, как В. Дуров, можно было бы ожидать статьи более содержательной, а по форме — увлекательнее и живее написанной. Сейчас же его статья «Служить народу» — это несколько интересных историй из жизни цирка, скрепленных весьма общими рассуждениями.
Интересна статья Ю. Дмитриева «Высокое искусство цирка». Она заставляет думать и вызывает желание спорить.
О том, что цирк — искусство, спорить не приходится. Но когда начинаешь приглядываться к каждому цирковому жанру в отдельности и сравнивать некоторые из них со спортом, то возникает потребность найти какие-то более существенные отличия акробатики и гимнастики манежа от акробатики и гимнастики спортивного зала. Хочется найти такие доказательства их различия, чтобы сразу стала ясна цирковая сущность   этих   жанров.
Вот почему хотелось бы, чтобы глава «Искусство силы, ловкости и отваги» была бы и более обстоятельной и более убедительной.
Обычно говорят, что советский акробат создает образ прекрасного человека — ловкого, сильного, жизнерадостного. И тем ограничиваются. Ю. Дмитриев говорит об этом более широко и рассматривает проблему глубже. Он приводит интересные сравнения, цитаты, аналогии. И все-таки получается, что свет, музыка и костюм — самые необходимые средства для создания образа на манеже.
Ну, а если без света, музыки и костюма — будет ли это цирк? Будет ли это искусство? Что тогда станет решающим в создании образа?
В статье приведена прекрасная мысль Карла Маркса о выразительности человеческого тела. Вероятно, психологический анализ номера, анализ актерского мастерства ближе всего подвел бы нас к точному определению разницы спортивной и цирковой гимнастики. Заметим, что художественная гимнастика ничуть не меньше заботится об эстетической стороне исполнения.
К решению проблемы актерского мастерства в одном месте сборник подошел очень близко. Когда в статье М. Долгополова о цирковом училище мы встречаем фразу о том, что туда принимают преимущественно спортсменов, то на миг показалось, что вот сейчас будет рассказано, как этих спортсменов превращают в актеров. Но, к сожалению, автор ограничился только описанием быта училища.
При сравнении методов обучения в старом цирке и в училище не обошлось и без курьеза. Так как конкретно о занятиях ничего не рассказано, то получается, что новый метод воспитания будущих артистов отличается от старого только отсутствием подзатыльников и зуботычин. Но ведь, не говоря о методах, нельзя дать и настоящего портрета педагога.
В статье Г. Агаджанова о национальных цирковых номерах, видимо, надо было бы, тщательно разбирая деталь за деталью, движение за движением, комбинацию за комбинацией, отыскать и определить то, что превратило национальную игру в цирковой номер. Ведь конные игры у различных народов никто не называет цирком. Значит, был какой-то процесс превращения этих игр в цирковой номер. Что-то бралось, что-то отвергалось, а что-то преображалось.

Больше других сказано о номере Оскал-Оол. Этот номер действительно один из лучших. Но в композиции его не все равноценно. В игре с палочками не найдено то захватывающее, то виртуозное, что сделало бы ее по-настоящему цирковой.
Интересный материал содержится в статье Ф. Бардиана. Все помнят триумф нашего цирка в Западной Европе. Аплодисменты и восторги зарубежного зрителя не прекращаются и по сей день. Но и триумф поддается исследованию. Человек уж так устроен, что он не может дважды одинаково переживать одно и то же событие. Сначала он восхищается, а потом начинает исследовать предмет восторга для того, чтобы понять причину явления и прийти к новым рубежам. Это, к сожалению, ощущается в  статье недостаточно.
К удачам сборника следует отнести статью Г. Титова «Цирк едет к зрителю». Ее читаешь, что называется, на одном дыхании. Любовь автора к своему делу заразительна. А простая, бесхитростная, но живая манера изложения делает статью еще более привлекательной.
Н. Зиновьев и Ю. Благов предлагают читателю интересные путешествия по цирку, каждый в ту область, которую он знает лучше всего. Обе статьи — «Режиссер пришел в цирк» Н. Зиновьева и «За кулисами цирка» Ю. Благова — читаются с увлечением. С такими экскурсоводами интересно путешествовать. Но и тут хотелось бы, чтобы комментарии превращались иногда в размышления и даже критику.
Не все удовлетворяет в статье О. Попова «Мой герой». Своему «герою» посвящена всего одна колонка текста, все остальное отдано «чужим». Понятно, конечно, желание Попова проследить родословную своего «героя», но, думается, здесь нельзя было ограничиться только днем его рождения. Рост и развитие, повседневная жизнь, его мировоззрение — вот что было бы самым интересным в таком рассказе.
Очень хорошо, что сборник богато иллюстрирован. Правда, художественное качество многих фотографий невысоко. Встречаются фронтальные, статичные, монотонные композиции. В них мало столь свойственного цирку   остроумия,   движения,   легкости.
Таковы достоинства и недостатки «Огней манежа».
Но позвольте, скажет читатель, ознакомившись с рецензией, стоит ли приобретать этот сборник? Найду ли я в нем то, что поможет лучше познать удивительный, манящий мир цирка?
Ответ наш — безусловно,   стоит.
А что касается недостатков, то мы остановились на них подробнее, чтобы не повторять их в будущем и чтобы каждая выходящая у нас книга о цирке приносила бы читателям такое же удовлетворение, какое доставляет нам высокое искусство арены.
Л. БУЛГАК

Журнал ”Советский цирк” апрель 1962г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования