Опыты
Представьте себе на манеже цирка животных, решающих головоломки, разбирающихся в арифметических действиях. Причем не по условным сигналам, как это делают популярные собаки-«математики», а самым настоящим образом.
Знаем мы эти трюки, скажут скептики. Не ново! В погоне за рекламой и не такие чудеса выдумывали. Особенно на старом, дореволюционном манеже. У многих любителей цирка, наверное, еще сохранилась в памяти шумиха, поднятая вокруг лошади Ганса, якобы умеющей считать, читать и логично рассуждать. На поверку же оказалось, что без искусной сигнализации дрессировщика «умной» лошади не существовало... Но то, о чем мы хотим говорить сегодня, не имеет отношения ни к «говорящим» лошадям, ни к «считающим» собачкам. Речь пойдет о действительных возможностях психики животного и попытках ее совершенствования. Что же нужно понимать под высокой психикой? Очевидно, чем более сложную систему поведения способно усваивать животное, тем выше его психические качества.
В природе у зверей мы наблюдаем тысячи примеров целенаправленной деятельности. Вспомните, в какое удивление и восхищение приводили вас «разумные» бобры, умелые «гидростроители». Как логична и точна их работа! Животные выбирают удобное место для плотины и подгрызают деревья так, чтобы те падали в нужном направлении. Фундамент прокладывают сучьями и тщательно замазывают глиной. Интересно, что детали поведения могут меняться в зависимости от толщины деревьев, глубины водоема. Бобры как будто руководствуются общим планом, отступая от него лишь в частностях. Это и есть система поведения и, как видите, достаточно сложная. Однако она не возвышает бобров в психическом отношении над другими представителями животного мира. Система поведения передана им по наследству, является инстинктом. Поведение животных формируется в стремлении к конечным результатам. Хищник, подстерегающий добычу и прицеливающийся для прыжка, олень, раскапывающий снег, чтобы найти мох, медведь, карабкающийся к пчелиному дуплу, — все они преследуют определенную цель. Миллионы их предков подвергались жестокому экзамену естественного отбора. Но при этом выжили не застывшие, подходящие к конкретной среде формы, а такие особи, которые могли бы совершенствовать свое поведение в новых, более трудных условиях.
Создавая искусственные системы поведения, можно усложнить деятельность мозга, заставив зверя анализировать предлагаемые задачи. И если он сможет не инстинктивно, а на основании собственного анализа и опыта совершать сложные действия, можно смело говорить, что в психическом развитии он обогнал своих собратьев.
Единственное отверстие, из которого можно извлечь жетон, найдено животным
Автор статьи делал опыты, усложняя для животных достижение цели, соответственно усложнялось и их поведение. При опытах была использована дуровская методика дрессировки. Она не сковывает активности животного, дает ему возможность анализировать детали предлагаемых условий. Метод же с преобладанием принудительных мер тормозит психические возможности животного. Для опытов по совершенствованию психики были взяты медведи — звери с высокоразвитой высшей нервной деятельностью. Они сочетают в себе упрямство с подвижностью и изобретательностью. Известны, например, случаи, когда медведь, чтобы вырваться на свободу, отвинчивал зубами гайки, скрепляющие прутья клетки. Для начала медведя научили пользоваться деревянным жетоном, который он засовывал в отверстие автомата, получая взамен пищу. Чтобы заслужить награду, мишка охотно делал всевозможные трюки. Пробовали жетон прятать, бросать в разные стороны, медведь отыскивал его и опускал в автомат.
Жетон поместили в лабиринт на доске так, чтобы вынуть его через верх было невозможно. Это можно сделать лишь через единственное отверстие в одной из боковых перегородок. Медведь стал настойчиво отыскивать выход на ощупь и запоминать последовательность поворотов. Вскоре он довольно легко справлялся с этой задачей. Если же на месте выработанного маршрута поставить перегородку, медведь будет тупо тыкать шашку (жетон) в нее, несмотря на то, что она отлично видна. Зверь как будто не пользуется зрением, ведь известно, что животные предпочитают на ощупь, а не зрительно оценивать ситуацию. Например, пытаясь выбраться из клетки, зверь царапает, кусает дверцу, пока наконец ему не удается открыть запор. Стоит перенести замок на другую сторону, он будет упрямо ковырять место, где запор был раньше. Двигательный анализ выступает в первую очередь в ознакомлении животного со средой: при его помощи непосредственно ощущается действительность.А что если искусственно помочь зверю включить более совершенный аппарат — зрение? Для этого надо создать такие условия, когда он не сможет только при помощи мышц добиться цели.
Что если нельзя будет на ощупь найти выход из лабиринта и возможность получить лакомство в награду целиком станет зависеть от зрения? Металлический шарик поместили под стеклом в лабиринт, укрепленный на качающейся доске. Наклоняя доску в разные стороны, можно постепенно направлять шарик к выходу. Медведь вынужден пользоваться зрением, иначе ему не достичь цели. Мы видим, как внимательно следит он за шаром. Если лабиринт значительно уменьшить, сделать кассету и вставить в проекционный фонарь, то получится большое изображение на экране. При помощи специального устройства медведь управляет этим лабиринтом издали, сидя за пультом. Он неотрывно следит за экраном, выводя шар в условное место. Можно менять кассеты с разными вариантами и усложнять поведение животного. По мере обучения наших питомцев опыты усложнялись. Сделали лабиринтную доску с несколькими выходами и восемью цветными шашками, находящимися между собой в сложной зависимости. Получилась содержательная игра с целым рядом головоломок. Разбирая головоломки от простых к сложным, медведь начал решать задачи, перед которыми становятся в тупик люди, не знакомые с этой системой. До пятидесяти целенаправленных последовательных движений делал зверь, справляясь с головоломкой!
Не обошлось и без курьезов. Приехали как-то к нам товарищи из кинохроники. Наблюдали, удивлялись, когда дело дошло до шашечного лабиринта, смеются: «Задолбили ваши медведи ходы, вот и показывают теперь высокий класс игры». Мы тогда предложили: «А ну, сами попробуйте». Бились, бились гости и наконец развели руками: «Не можем». А медведь тут же на их глазах находил выход шашкам, решая новые комбинации, которые предлагались ему на принципе хорошо изученного им лабиринта. Однако при замене сложного лабиринта простым медведь не упрощает своих действий, а продолжает упрямо двигать жетон по тому пути, что и раньше. Такое же поведение при смене обстановки замечено и у других животных. Вот это и дает повод говорить о том, что они действуют только по принципу задолбленности. Это неверно. Отрицание у животного способности к выбору легчайшего варианта действий, в сущности, есть отрицание эволюции. Звери действуют по заученной схеме лишь из-за отсутствия опыта, малой подвижности нервных процессов и недостаточного внимания.
У нас опыты, посвященные способности животного выбрать легкий вариант, делались так: медведя научили складывать поленья в ящик. За каждое принесенное полено он получал одинаковый кусок хлеба. Когда хорошо освоил операцию, его подвели к груде поленьев разной величины. Будет ли он выбирать из них те, что меньше? Первый опыт показал, что зверь не имеет представления о выгоде перетаскивания более легкого груза. Но постепенно, утомившись, медведь стал выбирать маленькие поленья, отбрасывая в сторону большие. Это произошло на основе собственной оценки зверя и вновь приобретенного опыта. Тогда перед ним поставили еще более сложную задачу. Меняя варианты, заставляли находить среди различных связок поленьев наиболее легкие. Через некоторое время он прекрасно разбирался в количестве поленьев, различая между собой связки из одного, двух, трех, четырех и пяти штук.
Эти опыты автор статьи проделал всего за несколько месяцев, и они, конечно, лишь слегка приоткрывают возможности совершенствования психики животных.
М. СИМОНОВ, дрессировщик
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1964 г.
оставить комментарий