ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦИРКАМИ
Вопросы социалистической культуры были разработаны В. И. Лениным еще до Октябрьской революции. С первых дней Советской власти культуре нового общества, деятельности органов просвещения и искусства уделялось повседневное внимание.
В январе 1918 года на III съезде Советов В. И. Ленин Сказал: «Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого —просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации»1.
По всей стране широким фронтом развернулась культурная революция. Под руководством Ленина большевистская партия начала гигантскую работу по развитию науки, культуры, искусства. Искусство стало подлинно народным, действенным средством воспитания трудящихся масс.
За короткий исторический срок наша страна превратилась в страну самой передовой культуры и искусства. Весь мир восхищается блистательными выступлениями советских артистов.
За годы Советской власти больших творческих успехов достигло цирковое искусство. Немаловажную роль в этом сыграла организаторская деятельность руководящих органов циркового искусства.
Рассмотрим краткую историю развития форм руководства цирками.
В царской России цирки принадлежали частным хозяевам — антрепренерам, многие из которых не имели никакого отношения к искусству. Художественное руководство осуществляли «господа-директоры» и шпрехшталмейстеры. Режиссеров в цирках не было. Хотя передовые русские цирковые артисты — братья Дуровы, Лазаренко и др.— в своем творчестве развивали демократические начала, общий низкий художественный уровень циркового искусства они не могли изменить.
___________________________________________________________
/1/Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 35, с. 289.
Неоднократные попытки артистов цирка и эстрады создать свой профсоюз лишь в 1914 году увенчались успехом. Было организовано Российское общество артистов варьете и цирков (РОАВЦ). Но в первое время оно занималось лишь филантропической деятельностью.
После Великой Октябрьской социалистической революции иностранные артисты, заполнявшие программы цирков, почти все выехали из советской России. Следом уехали и многие антрепренеры, захватив с собой ценное имущество цирков. В первые годы Советской власти в ряде цирков продолжали орудовать старые хозяева, мешавшие установлению новых, советских порядков.
Во время империалистической и гражданской войн были разорены или сожжены здания многих периферийных цирков.
Плачевное состояние материально-технической базы, большой недостаток творческих и административно-хозяйственных кадров, отсутствие режиссеров, недостаток хороших аттракционов и номеров — таким было положение циркового искусства в первые годы после революции.
В 1918 году Московский Совет и Советы ряда других городов приняли решения о передаче всех театральных зданий в ведение Советов.
Под влиянием революционных событий РОАВЦ все больше и смелее стало выступать в защиту артистов, а в мае 1919 года на базе РОАВЦа и созданного в 1917 году нового общества артистов цирка и эстрады «Сцена и арена» был организован профессиональный Союз работников искусств— РАБИС. Профессиональные организации РАБИСа играли большую роль в перестройке циркового дела, в улучшении условий труда и быта артистов.
В феврале 1919 года при театральном отделе Наркомпроса была организована секция цирка, в состав которой вошли писатели: И. С. Рукавишников, В. В. Каменский, В. Шершеневич, художники Б. Р. Эрдман, П. В. Кузнецов, С. Т. Коненков, композитор С. И. Потоцкий, балетмейстеры А. А. Горский, К. Я. Голейзовский, режиссер Н. М. Фореггер. Председателем секции была назначена Н.С. Рукавишникова, секретарем — А. М. Данкман.
Это был первый советский орган руководства цирками, зародыш будущего Союзгосцирка. Секция уже на первом заседании приняла решение о перестройке советского цирка на новый лад. Она занималась поиском новых форм постановки, приведением в порядок столичных цирков и организацией в них представлений.
Были утверждены дирекции в некоторых цирках, проведена работа по национализации цирков, оказана помощь в оснащении крупных цирков предметами первой необходимости и др. В жарких спорах члены секций пытались найти наиболее верные пути развития будущего социалистического цирка, чтобы он занял подобающее место в ряду других культурно-просветительных учреждений.
Широкие дискуссии о путях развития советского цирка проводились в Доме цирка, созданном в 1918 году по инициативе профсоюза «Сцена и арена». На одном из диспутов с докладом «Задачи обновленного цирка» выступил первый нарком просвещения А. В. Луначарский. Его программная статья на ту же тему сыграла большую роль в дальнейшем развитии советского циркового искусства. А. В. Луначарский писал:2 «Если вы будете говорить о мелодраме, о театре-варьете, о цирке — вы рискуете наткнуться на презрительную гримасу: ведь это искусство для Ванек. Это, так сказать, искусство третьего сорта, махорочное, маргариновое, тоже развращающее народ.
Надо суметь радикальнейшим образом покончить с этой пошлой точкой зрения».
И дальше: «Конечно, хищный антрепренер, отвратительнейший тип буржуа, приготовляя народу художественную пищу, отравляет ее насколько может. Он потворствует самым низким и бурным страстям толпы и тем не менее, раз он ей потворствует — он должен суметь угадать ее исконные вкусы, а исконные вкусы толпы не только не могут быть насквозь дурны, но они, конечно, на большую половину выше, лучше и сильнее, чем вкусы культурных людей головастиков, эклектиков, часто отравленных к тому же предрассудками».
В этой же статье А. В. Луначарский определил содержание и главные задачи цирка на ближайшие годы.
«Возьмем главнейшие элементы цирка. Первым и самым значительным является демонстрация физической силы и ловкости, физической красоты человеческого организма...
Вторым элементом цирка является тот род комического, который переходит в фарс, шарж, буффонаду... она (клоунада — Ф. Б.) представляет собой одну из вершин комического. В обновленном цирке клоун должен иметь высокий в своем комизме репертуар. Клоун смеет быть публицистам. Его великий праотец — Аристофан. И сатира клоуна — народного шута должна быть целиком правдива, остра и глубоко демократична.
Наконец, третий элемент циркового зрелища — пантомима и карнавал.
Побережем традиции циркового мастерства, придем на помощь труженикам цирка, людям огромной преданности своему делу, напряженной работы над собой. Очистим их искусство от грязи, удалим из него постепенно всякие безвкусные трюки и оставим за цирком его великие задачи: демонстрировать силу, ловкость, отвагу, возбуждать смех и восхищение блестящим, ярким и преувеличенным зрелищем».
Важную роль в становлении и развитии советского цирка сыграл декрет «Об объединении театрального дела», подписанный В. И. Лениным 26 августа 1919 года. Этот день считается днем рождения советского цирка.
В § 23 декрета записано: «Цирки, как предприятия с одной стороны доходные, с другой стороны демократические по посещающей их публике и особенно нуждающиеся в очищении от нездоровых элементов и в художественном подъеме их программ... администрируются наравне с неавтономными театрами»3.
Впервые за всю историю своего существования цирк был признан искусством, нужным народу, новому обществу. Необходимо было многое сделать, чтобы цирк стал способен решать возложенные на него задачи.
________________________________________________________________________
2 Луначарский А. В, Задачи обновленного цирка. «Вестник
театра», 1919, № 31.
Во-первых, восполнить острый недостаток в артистических кадрах, в хороших номерах и аттракционах. Затем привлечь к работе режиссеров, художников, музыкантов. Подобрать директоров и других административных работников. Укрепить материально-техническую базу — строить и оборудовать цирки, приобретать реквизит и животных.
Скромная Секция цирка, будучи подотделом ТЭО Наркомпроса, естественно, не могла решить эти сложные задачи. Поэтому вместо секции при Наркомпросе на правах хозрасчетного треста в 1922 году было создано Центральное управление Государственными (цирками (ЦУГЦ). К моменту его организации было только два государственных цирка - первый и второй московские. В течение последующих трех лет государственными стали нижегородский, ростовский-на-Дону, ленинградский, киевский, казанский, одесский, тульский, иваново-вознесенский, харьковский, воронежский и некоторые другие. Всего немногим более пятнадцати.
Для улучшения экономического состояния цирков и привлечения зрителей в августе 1922 года Наркомпрос принял решение о приглашении в нашу страну иностранных артистов. По свидетельству известного историка цирка профессора, Ю. А. Дмитриева, их выступления в цирках страны имели значение не только для поднятия сборов, но и оказывали положительное влияние на активизацию творческой деятельности, повышение уровня режиссерской работы в номерах и рост артистического мастерства. Вместе с тем привлечение иностранных артистов имело и свои негативные стороны. Их программы несли стиль, чуждый советскому цирку: жестокость в обращении с животными, игру со смертью, пошлость, заимствованную из буржуазного варьете. На арену цирка часто попадали трюки и сценки, рассчитанные на невзыскательного зрителя. Кроме того, на иностранные гастроли приходилось тратить валюту. По данным ЦУГЦа, в сезоне 1924—25 года в программах наших цирков иностранные номера составили семьдесят пять, а в некоторых и более процентов.
Временный отход от активной художественной политики и ослабление организаторской деятельности с целью укрепления экономических основ цирка А. В. Луначарский характеризовал как возврат к старому цирку.
В 1926 году Наркомпрос упразднил несправлявшееся с делом коллегиальное руководство ЦУГЦа. Во главе управления был поставлен управляющий. Упорядочение руководства и ряд других организационных мер привели к экономическому и творческому улучшению положения в цирках: более активно стали строиться здания, все более активизировалась работа по созданию новых произведений циркового искусства. В 1926 году была создана мастерская циркового искусства по подготовке цирковых артистов, а в 1930 году состоялся ее первый выпуск. (За 50 лет своего существования это первое в СССР и в мире среднее цирковое учебное заведение называлось по-разному: мастерская, курсы, техникум. С 1961 года оно получило современное наименование — Государственное училище циркового и эстрадного искусства).
__________________________________________________________
3 Ж. «Вестник театра», Щ19, № 33
К 1930 году из советского цирка ушел последний иностранный номер. Однако последний передвижной иностранный цирк (Феррони) был ликвидирован лишь в 1936 году. Еще до 1929 года зарплата артистам цирка выплачивалась за номер, и выдавал ее «хозяин» номера. Ликвидация этого порядка была встречена с одобрением.
Известную роль в улучшении деятельности цирков сыграло решение совещания, приведенного в 1927 году при агитпропе ЦК ВКП(б). В решении говорилось: «Цирк и эстрада, обслуживающие значительные слои трудящихся, юсе же не в достаточной мере изжили элементы дореволюционного цирка и эстрады, неприемлемые в условиях советской действительности. Ведя борьбу с построением зрелища на возбуждении нездоровых инстинктов, (Проявлением халтуры, порнографии и т. п., необходимо рядом мер превращать цирк в место -показа достижений спорта, ловкости, виртуозности и т. п., пополняя содержание цирковых номеров элементами социально-воспитательного значения»4.
Коллегия Главискусства Наркомпроса, рассмотрев в 1929 году отчет о работе ЦУГЦа, потребовала активизации всей творческой деятельности цирка, особенно в области клоунады. Этой работе способствовали созданные при управлении Художественно-политический совет (1927 г.) и литературное бюро (1930-г.) для привлечения к литературной работе в цирке советских писателей. Сыграл свою положительную роль и журнал «Цирк» (1925—11927 гг.), позднее «Цирк и эстрада» (1927 — 1930 гг.).
Постановлением Совнаркома РСФСР от 25 января 1931 года ЦУГЦ вошло во вновь созданное Государственное объединение музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий на хозрасчете (ГОМЭЦ). Вначале оно было в системе Главискусства Наркомпроса, но потом постепенно переросло во всесоюзное, с отделениями в республиках, краях и областях. В ГОМЭЦ были, в частности, управления цирков, аттракционов и госпредприятий.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 25 января 1936 года был образован Комитет по делам искусств при СНК СССР — государственный орган по руководству театрально-зрелищными предприятиями и учреждениями страны. При Советах народных комиссаров союзных республик были созданы республиканские комитеты, а при Советах народных комиссаров автономных республик, при краевых и областных исполкомах — управления и отделы искусств.
___________________________________________________________________
4 Цит. по кн.: Дмитриев Ю. Советский цирк. М., 1963, с, 195—196.
Во Всесоюзном комитете на принципах хозрасчета создано Главное управление цирков. ГОМЭЦ было упразднено. В республиканских комитетах и местных органах искусств цирковые структурные подразделения отсутствовали. В отличие от других учреждений искусств (театры, филармонии и т. д.) цирки подчинялись непосредственно Главному управлению цирков.
В ноябре 1939 года торжественно отмечался 20-летний юбилей советского цирка. В знак признания больших заслуг любимого народом искусства Московский цирк был награжден орденом Ленина, Ленинградский цирк —орденом Трудового Красного Знамени. Многие деятели советского циркового искусства были удостоены почетных званий, награждены высокими правительственными наградами.
В 1939 году в ведении Главного управления цирков, объединившего все цирки СССР, работало более 70 цирков, из них 40 зимних. Кроме того, существовали аттракционы, зоовыставки, мотогонки, колхозные филиалы или, как их называли; деревенские цирки.
Аппарат Главцирка и его всесоюзных подразделений был большой, а структура громоздкой.
В дальнейшем система Главцирка претерпела значительную реорганизацию в сторону упрощения центрального руководства, сокращения излишних звеньев управления и штатов. Были ликвидированы объединения городских и деревенских цирков и артистбюро. Зооцентр был передан в Министерство сельского хозяйства СССР. В 1950 году в состав Главцирка входили все стационарные цирки, цирковой конвейер и Цирк - объединение (Всесоюзное объединение передвижных цирков, зверинцев и коллективов «Цирк на сцене»).
Во время Великой Отечественной войны искусству совет- ,. око го цирка был нанесен значительный урон. Многие цирковые здания были уничтожены вражескими бомбежками, пожарами вместе с реквизитом и оборудованием. Погибли дрессированные животные. Артисты /ходили на фронт, распадались номера и аттракционы. Главное управление цирков вместе с Всесоюзным Комитетом по делам искусств было эвакуировано в Томск.
Но, несмотря на трудности, цирки вели напряженную работу по культурному обслуживанию тыла и армии. Бригады артистов систематически выступали на фронтах. В освобожденных районах строились стационарные и передвижные цирки-шапито. Проводились смотры циркового искусства, создавались новые номера.
В конце 40-х и начале 50-х годов цирковое искусство по ряду причин оказалось в трудном положении. Серьезные недостатки имели место в художественной, эксплуатационно-хозяйственной и воспитательной работе. Эти вопросы неоднократно рассматривались на заседаниях Комитета по делам искусств, коллегии Министерства культуры СССР, пленума ЦК профсоюза работников искусств и партийной организации Главцирка. Так, на IV пленуме ЦК профсоюза работников искусств 3—5 июня 1952 года отмечалось: «Главное управление цирков неудовлетворительно организует процесс творческой и хозяйственной деятельности цирков. Режиссерские кадры управления в своей значительной части не отвечают требованиям. В формировании Главным управлением 'Цирковых программ имеется много случаев непродуманного планирования и составления маршрутов, что приводит к излишествам в расходовании государственных средств». Пленум принял развернутое постановление, по улучшению работы цирков. Считая недопустимой и противозаконной существующую практику выдачи директорами цирков артистам вместо заработной платы авизовок, Пленум категорически потребовал ее прекратить. Трижды вопросы цирка рассматривались в отделе культуры ЦК КПСС.
Создалась диспропорция в соотношении количества летних и зимних цирков. К 1952 году зданий зимних цирков было всего 18, летних стационарных 30 и передвижных цирков-шапито — 14, По этой причине более ста номеров зимой были в простое, а летом столько же номеров не хватало и приходилось приглашать эстрадные номера.
Усилиями коллектива Главцирка и актива артистов в течение 50-х—60-х годов был проведен ряд существенных мер по оздоровлению системы. Назовем ряд наиболее важных организационно-художественных, творческих вопросов, разрешенных в эти годы.
По решениям Коллегии Министерства культуры СССР с 1957 по 1961 год были построены зимние стационарные цирки в Ростове, Минске, Киеве, Симферополе, Иркутске, Ярославле, Туле, Днепропетровске, Архангельске, Астрахани и др. Реконструированы без прекращения работы Московский, Ленинградский, Саратовский и другие цирки. Важную роль в укреплении материальной базы циркового искусства и улучшении жизни артистов сыграло распоряжение правительства от 1960 года, в соответствий с которым был построен Московский цирк на Ленинских торах и общежития гостиничного типа. Позже во всех городах, где возводили новые цирки, одновременно строили гостиницы для артистов, а в ряде городов — жилые дома. В Москве было 'построено 4 жилых дома, на 'берегу Черного моря открылась база отдыха «Арена».. По этому же решению были выстроены две репетиционные базы в Москве, зообаза в Краснодаре. Были выделены необходимые средства на оборудование цирков, на строительство цирков-шапито и др.
Большую роль в о6новлении сети цирков сыграло строительство в нашей стране новых цирковых зданий. С 1966 по 1980 год построено около 40 цирков круглогодичного действия на 2000—3000 мест, оборудованных по последнему слову науки и техники, и столько же гостиниц для артистов.
Значительно укрепилась экономика цирков. Если средний процент заполнения зрительного зала по системе в 1952 году фактически составлял 62%, то к 1970 году он возрос до 92%. Ежегодно росла прибыль от эксплуатации.
Укрепилась постановочная 'часть Союзгосцирка. Подсобные мастерские, в которых работали 32 надомника, заменил крупный художественно-производственный комбинат.
Ряд мер был принят по набору и подготовке артистических и режиссерских кадров, обновлению административного состава. Увеличилось число учащихся в цирковом училище, где открылись детская группа и клоунское отделение. В 1966 году в ГИТИСе имени А. В. Луначарского было создано отделение режиссеров цирка. Для набора во вновь создаваемые цирковые коллективы проводились творческие конкурсы, возродилась студия по подготовке "клоунов при Московском цирке на Цветном бульваре, группа повышения квалификации клоунов при Центральной студии циркового искусства.
В результате появились сотни новых номеров крупных аттракционов. После долгого перерыва возобновилась постановка пантомим-феерий.
Создание при объединении партийного, профсоюзного, комсомольского комитетов и журнала. "Советский цирк" (1957 г.), регулярный созыв совещаний партийно-хозяйственного актива, воссоздание в 1954 году Художественного совета Союзгосцирка оказывали и оказывают большое влияние на улучшение художественно-творческой и производственно-финансовой работы.
Выход в 1955 году советского цирка на международную арену, положивший начало широкому международному обмену цирковыми программами, участие во Всемирных фестивалях молодежи и студентов и в двух международных фестивалях цирков, где Советский цирк занял 1-е место, способствовали укреплению - международного авторитета советского циркового искусства.
Большое значение имели организационные перестройки циркового управления, происшедшие в последнее время. Как известно, с 1936 по 1953 год цирками страны руководило Главное управление цирков Комитета по делам искусств при Совете Министров ССОР. В 1953 году; было создано Министерство культуры СССР, осуществляющее руководство развитием театрального, музыкального, хореографического, изобразительного, декоративно-прикладного, эстрадного и циркового искусства, а также культурно-просветительной работы в стране.
Руководство учреждениями культуры в союзных и автономных республиках осуществляют соответствующие республиканские Министерства культуры. В краях, областях и крупных городах — Главные управления и управления, а в районах — отделы культуры.
В первый период после создания Министерства культуры руководство цирками осуществляло Управление цирков Главискусства Министерства культуры СССР. В 1957 году Главное управление цирков было преобразовано во Всесоюзное объединение государственных цирков. Существовавшее при Главцирке объединение аттракционов и коллективов (Цирк-объединение) было упразднено, и все его предприятия — цирки-шапито, зооцирки, группы «Цирк на сцене» и др. — перешли в ведение Союзгосцирка. Работавшие в системе Циркобъединения павильоны (наспех сколоченные балаганы, в которых артисты давали по 90 и более представлений в месяц) были ликвидированы.
Рассмотрев (вопрос о краткой истории органов руководства цирками, перейдем к подробному анализу существующей в настоящее время организации циркового дела и некоторых вопросов деятельности объединения цирков.