ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦИРКАМИ - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦИРКАМИ

 

Вопросы социалистической культуры были разработаны В. И. Лениным еще до Октябрьской революции. С первых дней Советской власти культуре нового общества, деятель­ности органов просвещения и искусства уделялось повседнев­ное внимание.

В январе 1918 года на III съезде Советов В. И. Ленин Сказал: «Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и куль­туры, а других лишить самого необходимого —просвещения и развития.  Теперь же все чудеса  техники, все  завоевания  культуры станут  общенародным достоянием,  и отныне  ни­когда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации»1.

По всей стране широким фронтом развернулась культур­ная революция. Под руководством Ленина большевистская партия начала гигантскую работу по развитию науки, куль­туры, искусства. Искусство стало подлинно народным, дейст­венным  средством воспитания трудящихся масс.

За короткий исторический срок наша страна преврати­лась в страну самой передовой культуры и искусства. Весь мир восхищается блистательными выступлениями советских артистов.

За  годы  Советской  власти   больших творческих  успехов достигло   цирковое искусство.   Немаловажную  роль  в   этом сыграла организаторская деятельность руководящих органов циркового искусства.

Рассмотрим краткую историю развития форм руковод­ства цирками.

В царской России цирки принадлежали частным хозяе­вам — антрепренерам, многие из которых не имели никакого отношения к искусству. Художественное руководство осу­ществляли «господа-директоры» и шпрехшталмейстеры. Ре­жиссеров в цирках не было. Хотя передовые русские цирко­вые артисты — братья Дуровы, Лазаренко и др.— в своем творчестве развивали демократические начала, общий низкий художественный уровень циркового искусства они не могли изменить.

___________________________________________________________

/1/Ленин   В. И.   Полн. собр. соч., т. 35, с. 289.

 

Неоднократные попытки артистов цирка и эстрады соз­дать свой профсоюз лишь в 1914 году увенчались успехом. Было организовано Российское общество артистов варьете и цирков (РОАВЦ). Но в первое время оно занималось лишь филантропической деятельностью.

После Великой Октябрьской социалистической револю­ции иностранные артисты, заполнявшие программы цирков, почти все выехали из советской России. Следом уехали и многие антрепренеры, захватив с собой ценное имущество цирков. В первые годы Советской власти в ряде цирков продолжали орудовать старые хозяева, мешавшие установлению новых, советских порядков.

Во время империалистической и гражданской войн были разорены или сожжены здания многих периферийных цирков.

Плачевное состояние материально-технической базы, боль­шой недостаток творческих и административно-хозяйствен­ных кадров, отсутствие режиссеров, недостаток хороших аттракционов и номеров — таким было положение циркового искусства в первые годы после революции.

В 1918 году Московский Совет и Советы ряда других городов приняли решения о передаче всех театральных зда­ний в ведение Советов.

Под влиянием революционных событий РОАВЦ все боль­ше и смелее стало выступать в защиту артистов, а в мае 1919 года на базе РОАВЦа и созданного в 1917 году нового общества артистов цирка и эстрады «Сцена и арена» был организован профессиональный Союз работников искусств— РАБИС. Профессиональные организации РАБИСа играли большую роль в перестройке циркового дела, в улучшении условий труда и быта артистов.

В феврале 1919 года при театральном отделе Наркомпроса была организована секция цирка, в состав которой вошли писатели: И. С. Рукавишников, В. В. Каменский, В. Шершеневич, художники Б. Р. Эрдман, П. В. Кузнецов, С. Т. Коненков, композитор С. И. Потоцкий, балетмейстеры А. А. Горский, К. Я. Голейзовский, режиссер Н. М. Фореггер. Председателем секции была назначена Н.С. Рукавишникова, секретарем — А. М. Данкман.

Это был первый советский орган руководства цирками, зародыш будущего Союзгосцирка. Секция уже на первом заседании приняла решение о перестройке советского цирка на новый лад. Она занималась поиском новых форм постановки, приведением в порядок столичных цирков и организа­цией в них представлений.

Были утверждены дирекции в некоторых цирках, прове­дена работа по национализации цирков, оказана помощь в оснащении крупных цирков предметами первой необходи­мости и др. В жарких спорах члены секций пытались найти наиболее верные пути развития будущего социалистического цирка, чтобы он занял подобающее место в ряду других культурно-просветительных учреждений.

Широкие дискуссии о путях развития советского цирка проводились в Доме цирка, созданном в 1918 году по ини­циативе профсоюза «Сцена и арена». На одном из диспутов с докладом «Задачи обновленного цирка» выступил первый нарком просвещения А. В. Луначарский. Его программная статья на ту же тему сыграла большую роль в дальнейшем развитии советского циркового искусства. А. В. Луначарский писал:2 «Если вы будете говорить о мелодраме, о театре-варьете, о цирке — вы рискуете наткнуться на презрительную гримасу: ведь это искусство для Ванек. Это, так сказать, искусство третьего сорта, махорочное, маргариновое, тоже развращающее народ.

Надо суметь радикальнейшим образом покончить с этой пошлой точкой зрения».

И дальше: «Конечно, хищный антрепренер, отвратитель­нейший тип буржуа, приготовляя народу художественную пищу, отравляет ее насколько может. Он потворствует самым низким и бурным страстям толпы и тем не менее, раз он ей потворствует — он должен суметь угадать ее исконные вку­сы, а исконные вкусы толпы не только не могут быть на­сквозь дурны, но они, конечно, на большую половину выше, лучше и сильнее, чем вкусы культурных людей головастиков, эклектиков, часто отравленных к тому же предрассудками».

В этой же статье А. В. Луначарский определил содержа­ние и главные задачи цирка на ближайшие годы.

«Возьмем главнейшие элементы цирка. Первым и самым значительным является демонстрация физической силы и лов­кости,   физической красоты  человеческого  организма...

Вторым элементом цирка является тот род комического, который переходит в фарс, шарж, буффонаду... она (клоу­нада — Ф. Б.)  представляет собой одну из вершин комического. В обновленном цирке клоун должен иметь высокий в своем комизме репертуар. Клоун смеет быть публицистам. Его великий праотец — Аристофан. И сатира клоуна — на­родного шута должна быть целиком правдива, остра и глу­боко демократична.

Наконец, третий элемент циркового зрелища — пантомима и карнавал.

Побережем традиции циркового мастерства, придем на помощь труженикам цирка, людям огромной преданности своему делу, напряженной работы над собой. Очистим их искусство от грязи, удалим из него постепенно всякие без­вкусные трюки и оставим за цирком его великие задачи: демонстрировать силу, ловкость, отвагу, возбуждать смех и восхищение блестящим, ярким и преувеличенным зрелищем».

Важную роль в становлении и развитии советского цирка сыграл декрет «Об объединении театрального дела», подпи­санный В. И. Лениным 26 августа 1919 года. Этот день счи­тается днем рождения советского цирка.

В § 23 декрета записано: «Цирки, как предприятия с од­ной стороны доходные, с другой стороны демократические по посещающей их публике и особенно нуждающиеся в очище­нии от нездоровых элементов и в художественном подъеме их программ... администрируются наравне с неавтономными театрами»3.

Впервые за всю историю своего существования цирк был признан искусством, нужным народу, новому обществу. Не­обходимо было многое сделать, чтобы цирк стал способен решать возложенные на него задачи.

 

________________________________________________________________________

2 Луначарский   А.   В, Задачи    обновленного    цирка.    «Вестник

театра», 1919, № 31.

 

Во-первых, восполнить острый недостаток в артистических кадрах, в хороших номерах и аттракционах. Затем привлечь к работе режиссеров, художников, музыкантов. Подобрать директоров и других административных работников. Укре­пить материально-техническую базу — строить и оборудовать цирки, приобретать реквизит и животных.

Скромная Секция цирка, будучи подотделом ТЭО Наркомпроса, естественно, не могла решить эти сложные задачи. Поэтому вместо секции при Наркомпросе на правах хозрас­четного треста в 1922 году было создано Центральное управ­ление Государственными (цирками (ЦУГЦ). К моменту его организации было только два государственных цирка - первый и второй московские.  В течение последующих трех лет государственными стали нижегородский, ростовский-на-Дону, ленинградский, киевский, казанский, одесский, туль­ский, иваново-вознесенский, харьковский, воронежский и не­которые другие.  Всего немногим более пятнадцати.

Для улучшения экономического состояния цирков и привлечения зрителей в августе 1922 года Наркомпрос принял решение о приглашении в нашу страну иностранных артис­тов. По свидетельству известного историка цирка профессора, Ю. А. Дмитриева, их выступления в цирках страны имели значение не только для поднятия сборов, но и оказывали положительное влияние на активизацию творческой деятель­ности, повышение уровня режиссерской работы в номерах и рост артистического мастерства. Вместе с тем привлечение иностранных артистов имело и свои негативные стороны. Их программы несли стиль, чуждый советскому цирку: жесто­кость в обращении с животными, игру со смертью, пошлость, заимствованную из буржуазного варьете. На арену цирка часто попадали трюки и сценки, рассчитанные на невзыска­тельного зрителя. Кроме того, на иностранные гастроли при­ходилось тратить валюту. По данным ЦУГЦа, в сезоне 1924—25 года в программах наших цирков иностранные но­мера составили семьдесят пять, а в некоторых и более про­центов.

Временный отход от активной художественной политики и ослабление организаторской деятельности с целью укреп­ления экономических основ цирка А. В. Луначарский харак­теризовал как возврат к старому цирку.

В 1926 году Наркомпрос упразднил несправлявшееся с делом коллегиальное руководство ЦУГЦа. Во главе управ­ления был поставлен управляющий. Упорядочение руковод­ства и ряд других организационных мер привели к экономи­ческому и творческому улучшению положения в цирках: более активно стали строиться здания, все более активизи­ровалась работа по созданию новых произведений циркового искусства. В 1926 году была создана мастерская циркового искусства по подготовке цирковых артистов, а в 1930 году состоялся ее первый выпуск. (За 50 лет своего существования это первое в СССР и в мире среднее цирковое учебное за­ведение называлось по-разному: мастерская, курсы, техникум. С 1961 года оно получило современное наименование — Госу­дарственное училище циркового  и эстрадного  искусства).

 

__________________________________________________________

3 Ж. «Вестник театра», Щ19, № 33

 

К 1930 году из советского цирка ушел последний иност­ранный номер. Однако последний передвижной иностранный цирк (Феррони) был ликвидирован лишь в 1936 году. Еще до 1929 года зарплата артистам цирка выплачивалась за но­мер, и выдавал ее «хозяин» номера. Ликвидация этого по­рядка была встречена с одобрением.

Известную роль в улучшении деятельности цирков сыграло решение совещания, приведенного в 1927 году при агитпропе ЦК ВКП(б). В решении говорилось: «Цирк и эстрада, обслуживающие значительные слои трудящихся, юсе же не в достаточной мере изжили элементы дореволюционного цирка и эстрады, неприемлемые в условиях совет­ской действительности. Ведя борьбу с построением зрелища на возбуждении нездоровых инстинктов, (Проявлением хал­туры, порнографии и т. п., необходимо рядом мер превра­щать цирк в место -показа достижений спорта, ловкости, вир­туозности и т. п., пополняя содержание цирковых номеров элементами  социально-воспитательного  значения»4.   

Коллегия Главискусства Наркомпроса, рассмотрев в 1929 году отчет о работе ЦУГЦа, потребовала активизации всей творческой деятельности цирка, особенно в области клоунады. Этой работе способствовали созданные при управ­лении Художественно-политический совет (1927 г.) и лите­ратурное бюро (1930-г.) для привлечения к литературной работе в цирке советских писателей. Сыграл свою положи­тельную роль и журнал «Цирк» (1925—11927 гг.), позднее «Цирк и эстрада» (1927 — 1930 гг.).

Постановлением Совнаркома РСФСР от 25 января 1931 года ЦУГЦ вошло во вновь созданное Государственное объединение музыкальных, эстрадных и цирковых предприя­тий на хозрасчете (ГОМЭЦ). Вначале оно было в системе Главискусства Наркомпроса, но потом постепенно переросло во всесоюзное, с отделениями в республиках, краях и об­ластях. В ГОМЭЦ были, в частности, управления цирков, аттракционов и госпредприятий.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 25 января 1936 года был образован Комитет по делам искусств при СНК СССР — государственный орган по руководству теат­рально-зрелищными предприятиями и учреждениями страны. При Советах народных комиссаров союзных республик были созданы республиканские комитеты, а при Советах народных комиссаров автономных республик, при краевых и областных исполкомах — управления и отделы искусств.

___________________________________________________________________

4 Цит. по кн.: Дмитриев Ю. Советский цирк. М., 1963, с, 195—196.

 

Во Всесоюзном комитете на принципах хозрасчета создано Главное управление цирков. ГОМЭЦ было упразднено. В рес­публиканских комитетах и местных органах искусств цир­ковые структурные подразделения отсутствовали. В отличие от других учреждений искусств (театры, филармонии и т. д.) цирки подчинялись непосредственно Главному управлению цирков.

В ноябре 1939 года торжественно отмечался 20-летний юбилей советского цирка. В знак признания больших заслуг любимого народом искусства Московский цирк был награж­ден орденом Ленина, Ленинградский цирк —орденом Трудо­вого Красного Знамени. Многие деятели советского циркового искусства были удостоены почетных званий, награждены высокими правительственными наградами.

В 1939 году в ведении Главного управления цирков, объе­динившего все цирки СССР, работало более 70 цирков, из них 40 зимних. Кроме того, существовали аттракционы, зоовыставки, мотогонки, колхозные филиалы или, как их назы­вали; деревенские цирки.

Аппарат Главцирка и его всесоюзных подразделений был большой, а структура громоздкой.

В дальнейшем система Главцирка претерпела значитель­ную реорганизацию в сторону упрощения центрального руко­водства, сокращения излишних звеньев управления и штатов. Были ликвидированы объединения городских и деревенских цирков и артистбюро. Зооцентр был передан в Министерство сельского хозяйства СССР. В 1950 году в состав Главцирка входили все стационарные цирки, цирковой конвейер и Цирк -  объединение (Всесоюзное объединение передвижных цирков, зверинцев и коллективов «Цирк на сцене»).

Во время Великой Отечественной войны искусству совет- ,. око го цирка был нанесен значительный урон. Многие цирко­вые здания были уничтожены вражескими бомбежками, по­жарами вместе с реквизитом и оборудованием. Погибли дрессированные животные. Артисты /ходили на фронт, рас­падались номера и аттракционы. Главное управление цирков вместе с Всесоюзным Комитетом по делам искусств было эвакуировано в Томск.

Но, несмотря на трудности, цирки вели напряженную ра­боту по культурному обслуживанию тыла и армии. Бригады артистов систематически выступали на фронтах. В освобож­денных   районах    строились    стационарные и передвижные цирки-шапито.  Проводились смотры    циркового    искусства, создавались новые номера.

В конце 40-х и начале 50-х годов цирковое искусство по ряду причин    оказалось в трудном    положении.    Серьезные недостатки имели место в художественной, эксплуатационно-хозяйственной и воспитательной работе. Эти вопросы неодно­кратно  рассматривались на  заседаниях  Комитета по  делам искусств,  коллегии  Министерства культуры СССР, пленума ЦК профсоюза работников искусств и партийной организации Главцирка. Так, на  IV пленуме ЦК профсоюза  работников искусств 3—5 июня 1952 года отмечалось: «Главное управле­ние цирков неудовлетворительно организует процесс творче­ской  и хозяйственной  деятельности    цирков.    Режиссерские кадры управления в своей значительной части не отвечают требованиям. В формировании Главным управлением 'Цирко­вых  программ  имеется  много  случаев непродуманного пла­нирования и составления маршрутов,  что приводит  к  изли­шествам в расходовании государственных средств».  Пленум принял    развернутое    постановление, по улучшению  работы цирков. Считая недопустимой и противозаконной существую­щую практику выдачи директорами цирков артистам вместо заработной платы авизовок, Пленум категорически потребо­вал ее прекратить. Трижды вопросы цирка рассматривались в отделе культуры ЦК КПСС.  

Создалась диспропорция в соотношении количества лет­них и зимних цирков. К 1952 году зданий зимних цирков было всего 18, летних стационарных 30 и передвижных цир­ков-шапито — 14, По этой причине более ста номеров зимой были в простое, а летом столько же номеров не хватало и приходилось приглашать эстрадные номера.

Усилиями коллектива Главцирка и актива артистов в те­чение 50-х—60-х годов был проведен ряд существенных мер по оздоровлению системы. Назовем ряд наиболее важных организационно-художественных, творческих вопросов, раз­решенных в эти годы.

По  решениям   Коллегии  Министерства  культуры   СССР с  1957 по  1961  год были построены    зимние    стационарные цирки   в   Ростове, Минске,   Киеве,   Симферополе,  Иркутске, Ярославле, Туле, Днепропетровске, Архангельске, Астрахани и  др.  Реконструированы  без  прекращения  работы  Москов­ский, Ленинградский, Саратовский и другие цирки. Важную роль в укреплении материальной базы циркового искусства и улучшении жизни артистов сыграло распоряжение правительства от 1960 года, в соответствий с которым был построен Московский цирк на Ленинских торах и общежития гостиничного типа. Позже во всех городах, где возводили новые цирки, одновременно строили гостиницы для артистов, а в ряде городов — жилые дома. В Москве было 'построено 4 жилых дома, на 'берегу Черного моря открылась база от­дыха «Арена».. По этому же решению были выстроены две репетиционные базы в Москве, зообаза в Краснодаре. Были выделены необходимые средства на оборудование цирков, на строительство цирков-шапито и др.

Большую роль в о6новлении сети цирков сыграло строи­тельство в нашей стране новых цирковых зданий. С 1966 по 1980 год построено около 40 цирков круглогодичного дейст­вия на 2000—3000 мест, оборудованных по последнему слову науки и техники, и столько же гостиниц для артистов.

Значительно укрепилась экономика цирков. Если средний процент заполнения зрительного зала по системе в 1952 году фактически составлял 62%, то к 1970 году он возрос до 92%. Ежегодно росла прибыль от эксплуатации.

Укрепилась постановочная 'часть Союзгосцирка. Подсоб­ные мастерские, в которых работали 32 надомника, заменил крупный художественно-производственный комбинат.

Ряд мер был принят по набору и подготовке артистиче­ских и режиссерских кадров, обновлению административного состава. Увеличилось число учащихся в цирковом училище, где открылись детская группа и клоунское отделение. В 1966 году в ГИТИСе имени А. В. Луначарского было соз­дано отделение режиссеров цирка. Для набора во вновь создаваемые цирковые коллективы проводились творческие конкурсы, возродилась студия по подготовке "клоунов при Московском цирке на Цветном бульваре, группа повышения квалификации клоунов при Центральной студии циркового искусства.

В результате появились сотни новых номеров крупных аттракционов. После долгого перерыва возобновилась поста­новка пантомим-феерий.

Создание при объединении партийного, профсоюзного, комсомольского комитетов и журнала. "Советский цирк" (1957 г.), регулярный созыв совещаний партийно-хозяйствен­ного актива, воссоздание в 1954 году Художественного совета Союзгосцирка оказывали и оказывают большое влияние на улучшение художественно-творческой и производственно-фи­нансовой работы.

Выход в 1955 году советского цирка на международную арену, положивший начало широкому международному об­мену цирковыми программами, участие во Всемирных фести­валях молодежи и студентов и в двух международных фести­валях цирков, где Советский цирк занял 1-е место, способст­вовали укреплению - международного авторитета советского циркового искусства.

Большое значение имели организационные перестройки циркового управления, происшедшие в последнее время. Как известно, с 1936 по 1953 год цирками страны руководило Главное управление цирков Комитета по делам искусств при Совете Министров ССОР. В 1953 году; было создано Мини­стерство культуры СССР, осуществляющее руководство раз­витием театрального, музыкального, хореографического, изо­бразительного, декоративно-прикладного, эстрадного и цир­кового искусства, а также культурно-просветительной рабо­ты в стране.

Руководство учреждениями культуры в союзных и авто­номных республиках осуществляют соответствующие респуб­ликанские Министерства культуры. В краях, областях и крупных городах — Главные управления и управления, а в районах — отделы культуры.

В первый период после создания Министерства культуры руководство цирками осуществляло Управление цирков Главискусства Министерства культуры СССР. В 1957 году Глав­ное управление цирков было преобразовано во Всесоюзное объединение государственных цирков. Существовавшее при Главцирке объединение аттракционов и коллективов (Цирк-объединение) было упразднено, и все его предприятия — цирки-шапито, зооцирки, группы «Цирк на сцене» и др. — перешли в ведение Союзгосцирка. Работавшие в системе Циркобъединения павильоны (наспех сколоченные балаганы, в которых артисты давали по 90 и более представлений в месяц) были ликвидированы.

Рассмотрев (вопрос о краткой истории органов руковод­ства цирками, перейдем к подробному анализу существую­щей в настоящее время организации циркового дела и неко­торых вопросов деятельности объединения цирков.

 

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования