Часть II. Организация и методика занятий - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Часть II. Организация и методика занятий

Сложный учебно-тренировочный процесс требует от учащихся предельной активности на занятиях. Овладение эквилибристикой — это не урок физкультуры. Оно имее|т профессиональную направленность.

Занятие эквилибристикой вырабатывает быстроту реакции, координацию движений, укрепляет вестибулярный аппарат, приучает ориентироваться в необычных условиях.
Весьма важное значение для учащихся имеют первые уроки, где они знакомятся с программой обучения, обстановкой занятий, порядком проведения уроков и требованиями преподавателя. Им должны быть понятны упражнения, предусмотренные программой, чтобы осмысленно, а не механически осваивать учебный материал. Ученики не должны искать облегчающих способов, а стараться точно выполнять все требования преподавателя.
Не следует стремиться поскорее освоить упражнение в целом. Вначале нужно изучить его отдельные фазы досконально, а уж потом «собирать» их воедино. Для этого программа предусматривает разделение материала на части, изучаемые в определенной последовательности. Спешка не приносит пользы, ведет к перегрузкам организма, а следовательно, и к ограниченным результатам.
Очень полезны групповые занятия. Они дают возможность видеть ошибки и удачи товарищей, что способствует лучшему восприятию упражнений, позволяет контролировать правильность их выполнения. На групповых занятиях студенты приучаются помогать товарищу и страховать друг друга.
При разучивании упражнений большую пользу оказывают наглядные пособия — криптограммы, рисунки, плакаты, фильмы. С их помощью легче анализировать все элементы изучаемого упражнения и получить более точное представление о нем.
Для достижения наилучшего результата урок следует разделить на три части: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная часть — это разминка, способствующая подготовке организма к занятиям.

«Неразогретые» мышцы и связки легче подвергаются растяжениям. Разминка благотворно воздействует на развитие различных групп мышц: рук, плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног, а также на укрепление связок, подвижность суставов, координацию движений. Она приводит в рабочее состояние мышечную систему и оказывает благоприятное влияние на нервную и сердечно-сосудистую системы.
Для разминки можно рекомендовать следующие упражнения в комплексе утренней гигиенической гимнастики для мальчиков и девочек десяти-тринадцати лет.
I. Ходьба в течение 40—50 сек.
II. Исходное положение — основная стойка (ноги вместе, руки
вниз).
Раз-два — отводя руки назад, подняться выше на носки (вдох).
Три-четыре — опускаясь на полную ступню, руки вниз (выдох).
III. Исходное положение — основная стойка, руки на поясе.
Раз — глубоко присесть (выдох). Два — выпрямиться (вдох).
IV. Исходное положение — основная стойка, руки на поясе.
Раз — слегка наклониться назад.
Два-три — сделать два последовательных наклона вперед, стараясь коснуться руками носков ног или пола (выдох). Четыре — выпрямляясь, принять исходное положение (вдох).
V. Исходное положение — лежа упор руками о сиденье стула.
Раз-два — медленно, сгибая руки и сохраняя прямое положение тела, опуститься вниз до касания грудью стула, голову повернуть налево (вдох), а при следующем сгибании рук — направо.
Три-четыре — разгибая руки, возвратиться в исходное положение (выдох).
VI. Исходное положение — сидя на полу сгруппировавшись.
Раз-два — медленно разгибая ноги и наклоняясь назад, лечь на спину (вдох).
Три-четыре — сесть плотно сгруппировавшись (выдох).
VII. Исходное положение — упор на руках стоя на коленях (руки и бедра расположены под прямым углом к туловищу).
Раз-два — поднять прямую левую (правую) ногу назад повыше, а правую (левую) руку вперед-вверх (выдох). Три-четыре — опуская руку и ногу, принять исходное положение (вдох).
VIII. Исходное положение — руки в стороны.
Раз — прыжком ноги врозь, опустить прямые руки вниз и прижать их к туловищу. Два — прыжком соединить ноги вместе, руки — в стороны. Дыхание не задерживать.
IX. Постепенно замедляемая ходьба в течение 40—50 сек.
При ее выполнении следить за сохранением равновесия. Для этого маршировать на ограниченной площади (по половице пола, по линии стыка паркета или линолеума, по специально нанесенной мелом линии). Голову не опускать. Зрительный контроль осуществлять, бросая короткий взгляд под ноги. Для мальчиков и девочек четырнадцати-пятнадцати лет можно рекомендовать следующие упражнения разминки.

I. Ходьба в течение 45—55 сек.
II. Исходное положение — основная стойка.
Раз-два — поднимая руки вперед и далее вверх, сделать небольшой шаг левой ногой вперед; смотреть на кисти рук, правую ногу удерживать сзади, упираясь носком (вдох). Три-четыре — приставляя левую ногу к правой, опустить руки вниз (выдох).
III. Исходное положение — основная стойка.
Раз-два — медленно (сохраняя равновесие) отставляя левую ногу назад, встать на колено; одновременно перевести руки на пояс.
Три-четыре — передавая тяжесть тела на правую ногу и стараясь сильно не наклоняться, встать; опуская руки и приставляя левую ногу к правой, принять исходное положение. То же проделать и с другой ноги.
IV. Исходное положение — основная стойка, правая рука впереди,
левая на поясе.
Раз-два — круговым движением правую руку перевести вначале вниз, затем назад и вверх; одновременно повернуть туловище направо.
Три-четыре — два последовательных наклона вперед, при этом правой рукой коснуться левой ноги (выдох). Пять — выпрямиться, левую руку перевести вперед, правую на пояс (вдох).
V. Исходное положение — упор присев.
Раз-два — поочередно отставляя ноги назад, принять упор лежа (вдох).
Три — медленно сгибая руки, коснуться грудью пола (выдох). Четыре — удерживая тело прямым, медленно разогнуть руки (вдох).
Пять-шесть — повторить то же, что на счет «три» и «четыре». Семь-восемь — поочередно, начиная с левой, подтянуть согнутые ноги и прийти в исходное положение (выдох).
VI. Исходное положение — сидя на полу, руки на поясе, или за головой, или подняты вверх. Помощник удерживает ноги за подъемы.
Раз-два — медленно наклоняясь назад, лечь на пол (вдох). Три-четыре — делая выдох, вернуться в исходное положение и наклониться вперед.
VII. Исходное положение — лежа на животе (ноги удерживает помощник), руки на поясе или за головой.
Раз-два — медленно прогибаясь и делая выдох, поднять тело и предельно прогнуться. Три-четыре — делая вдох, медленно опуститься и лечь на живот; расслабиться.
VIII. Исходное положение — основная стойка, руки на поясе.
Раз-два — два прыжка на правой ноге, левая отведена в сторону.
Три-четыре — два прыжка на левой ноге, правая в стороне. Пять-шесть — четыре прыжка на двух ногах; дыхание не задерживать.
IX. Постепенно замедляемая ходьба в течение 45—55 сек.
X. Исходное положение — основная стойка, руки в стороны или на поясе. Подняв левую ногу, согнутую в колене (голень с бедром образуют прямой угол), удерживать равновесие на правой. Повторить то же стоя на левой ноге. Вначале стоять на каждой ноге 10—15 сек., затем 20—30 сек. и, наконец, 40—50 сек.
Каждое упражнение комплекса целесообразно повторять по нескольку раз. Они довольно просты по технике исполнения, разнообразны по структуре. Для повышения функциональных возможностей мышечной системы отдельные упражнения проделывать, изменяя ритм и степень усилий в соответствии с укааанием педагога.
Не следует выполнять все перечисленные упражнения во время одной разминки. Их состав и количество повторений определяет педагог в зависимости от возраста и степени подготовки учащихся. Во избежание однообразия следует менять упражнения и последовательность их выполнения.
Разминку проводят легко, без спешки, без излишнего напряжения, все время следя за правильностью выполнения. Между упражнениями делать короткие паузы-передышки, во время которых проделывать глубокий вдох, приподнимаясь на носки и поднимая руки вверх в стороны, способствуя расширению грудной клетки. А затем выдох, опускаясь на всю ступню и опуская руки вниз, что помогает сжиманию грудной клетки для полного освобождения легких от воздуха.
Основная часть урока посвящена обучению основам техники выполнения упражнении, предусмотренных программой для данной группы. Здесь достигается наиболее высокая нагрузка. Студенты, ученики должны помнить, что все предыдущие действия, упражнения являются подготовительными, подводящими к последующим упражнениям, которые будут осваиваться позже. Следовательно, каждое действие, каждое упражнение имеет свою задачу.
Начинать эту часть целесообразно с наиболее трудного материала, пока не наступила усталость и ослабление внимания. В дальнейшем практикуют повторение пройденного материала, уделяя основное внимание тому, что получается плохо, а также исправлению ошибок, пока они не вошли в привычку. Заключительная часть урока предназначена для постепенного снижения активности организма. Интенсивные двигательные действия создают в мышцах продукты распада, из-за которых снижается работоспособность. Для ускорения восстановительного процесса полезны массаж, потряхивание, расслабление, душ.

ТРЕНИРОВКА ДЫХАНИЯ

Дыхание — важнейший процесс человеческой жизнедеятельности. Ему придавали значение еще в глубокой древности, улавливая взаимосвязь между глубиной и ритмом дыхания и состоянием здоровья, работоспособностью.
Издревле индийская и китайская медицина считала, что дыхательные упражнения, правильно поставленное дыхание являются дним из эффективнейших средств предупреждения и лечения болезней сердца и легких.
Большое значение дыхательной гимнастике как мощному оздоровительному фактору придавали древнегреческие и древнеримские врачи. И в средние века и в эпоху Возрождения она привлекала значительное внимание, что нашло отражение и в литературе того времени. Об этом свидетельствует первый учебник по гимнастике, написанный Меркуриалисом в 1573 году.
Исключительное значение дыхательным упражнениям придают и крупнейшие современные авторитеты медицины. Профессор И. М. Саркизов-Серазини считает, что «для сохранения своего здоровья недостаточно находиться на свежем воздухе, необходимо еще уметь правильно и глубоко дышать, иначе при поверхностном дыхании атмосферный воздух не полностью дойдет до легочных пузырьков и уйдет обратно из легких» 1 .
Научиться правильно дышать — это значит умело сочетать движения с непрерывным дыханием, не задерживая и не прерывая его во время напряжения. Ограниченный доступ кислорода приводит к нарушению жизнедеятельности отдельных органов и всего организма. Дыхательные упражнения способствуют большему поглощению кислорода и улучшению кровообращения.
Как правило, вдох и выдох следует делать через нос. В полости носа воздух фильтруется, а холодный воздух, проходя через носоглотку, прогревается. Известный ларинголог профессор В. К. Трутнев писал, что когда Человек дышит через нос, в его организм поступает воздуха на 25% больше, чем когда он дышит через рот. Но такой тип дыхания возможен только при небольшой нагрузке. Дышать только через нос невозможно при напряженной работе, так как требуется значительная вентиляция легких, возможная лишь при дыхании через рот.
Выдох должен быть продолжительнее вдоха: если вдох на два, три или на четыре счета, то выдох, соответственно, на три, четыре, шесть счетов. При выполнении упражнений дыхание следует сочетать с фазами движений. Вдох делается при наименьшем напряжении мышц и расширении грудной клетки, а выдох — при значительном напряжении и движениях, сжимающих грудную клетку. Выдох через рот обеспечивает быструю очистку легкий.
Очень важно уметь дышать при любых затрудненных условиях. Существуют три типа дыхания: грудной, брюшной и смешанный. При грудном дыхании вдох происходит за счет увеличения объема грудной клетки вперед, назад и в стороны, а выдох — за счет опускания ребер и уменьшения ее объема. При брюшном дыхании вдох осуществляется за счет сокращения и опускания диафрагмы, а следовательно, увеличения объема грудной клетки сверху вниз, а выдох — за счет уменьшения ее объема и поднимания диафрагмы.

1 Саркизов-Серазини И. М. Физическая культура в пожилом возрасте. М., «Физкультура и спорт», 1962.

Смешанное дыхание характеризуется вдохом и выдохом при увеличении и уменьшении объема грудной клетки вперед, назад, в сторону и сверху вниз. Это наиболее целесообразный тип дыхания, позволяющий дышать глубоко и полноценно.
В процессе движения в связи с напряжением тех или иных мышечных групп часто может преобладать тот или иной тип дыхания. При умеренной работе мышц рекомендуется пользоваться смешанным типом дыхания, при большом напряжении мышц брюшного пресса — грудным, при большом напряжении мышц плечевого пояса — брюшным типом дыхания.
Выполняя различные упражнения, нужно научиться следить за ритмом дыхания и уметь определять, в каких случаях пользоваться тем или иным типом дыхания.
Для тренировки дыхания можно рекомендовать следующие упражнения:
I. Исходное положение — основная стойка.
Продолжительный (на три счета) выдох, грудная клетка опускается. Вдох на три счета, грудная клетка поднимается и расширяется. Повторять упражнение сериями по четыре раза с интервалами по 30 сек. (грудное дыхание). То же самое, но сидя и лежа на спине. То же, но выдох на пять-шесть счетов, а вдох — на четыре.
II.Исходное положение — лечь на спину, руки за голову или вниз.
Продолжительный (на четыре-шесть счетов) выдох, грудная клетка уменьшается.
Вдох (на три-четыре счета), грудная клетка поднимается и расширяется. То же, но сидя и стоя (грудное дыхание).
III. Исходное положение — лечь на спину, ладони на живот. Продолжительный выдох (на шесть-восемь счетов), напрягая мышцы живота и втягивая живот.
Вдох (на три-четыре счета), выпячивая живот. Легко нажимая пальцами, контролировать напряжение живота (брюшное дыхание). То же, но нажимать ладонями на живот при выдохе. То же, но сидя и стоя.
IV. Исходное положение — стойка ноги врозь, руки за голову. Вдох (на два счета), выпячивая живот. Наклоняясь вперед, выдох (на четыре счета), втягивая живот.
V. Исходное положение — лежа на спине.
Продолжительный (на шесть счетов) выдох, напрягая мышцы живота и опуская грудную клетку, сводя при этом плечи и скрещивая руки на животе. Вдох (на четыре счета), выпячивая живот и расширяя грудную клетку, руки за голову. После четырех повторений два раза перейти в сидячее положение и возвратиться в исходное (смешанное дыхание). То же, но сидя на стуле и стоя, ноги держать врозь.
VI. Ходьба в медленном темпе две-три минуты, сочетать дыхание с шагами; четыре шага — выдох и два — вдох (смешанное дыхание).
VII. Исходное положение — лежа на спине.
Вдох, выпячивая живот и расширяя грудную клетку (на два-три счета). Сесть на пол, наклониться вперед, выдох (на четыре-шесть счетов). Повторить четыре-шесть раз (смешанное дыхание).
Чтобы выработать правильное дыхание, дыхательной гимнастикой следует заниматься регулярно. Правильное дыхание является не только мощным оздоровительным фактором, но и играет решающую роль в проведении успешной тренировки, в освоении самых сложных упражнений, требующих большого физического напряжения.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

В процессе занятий необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, поскольку каждого возраста свои возможности и свои ограничения.
Многолетняя практика ГУЦЭИ, где эквилибристикой начинают заниматься с одиннадцати-двенадцати лет, позволяет считать этот возраст оптимальным, поскольку никаких отклонений от нормы у учащихся не наблюдалось. Этому возрасту свойственно наиболее интенсивное формирование двигательных функций. Организм детей лучше приспосабливается к скоростным силовым действиям и хуже к действиям, требующим большей выносливости. Видимо, этим и объясняется тот факт, что начальные элементы прыжковой акробатики дети осваивают легче и быстрее, нежели элементы ручного эквилибра или гимнастики на снарядах. Поэтому в первый год занятий эквилибристикой (ручной и на проволоке) от детей не требуют больших усилий и не дают упражнений на выдержку. При однообразной двигательной деятельности дети быстро устают.
Чтобы избежать этого, педагог меняет характер упражнений и нагрузку, а также практикует небольшие перерывы между упражнениями.
Кроме ручного эквилибра и эквилибра на проволоке в ГУЦЭИ занимаются акробатикой, гимнастикой на снарядах, жонглированием, хореографией. Каждый из этих предметов, дополняя друг друга, благотворно воздействует на общефизическое развитие учащихся, способствует выработке координации движений, ловкости, силы, подвижности тела, правильной осанки, эластичности движений.
В первый год обучения учащихся знакомят с упражнениями, которые им предстоит освоить, со способами их выполнения и помогают получить физическую подготовку к нагрузке последующего года. В этот период проводится проверка в виде контрольного урока, задача которого не столько определить успеваемость, сколько выявить перспективность учащихся, их индивидуальные данные и склонность к конкретной специализации.
С самого начала занятий необходимо добиваться четкости движений и приучаться к чистоте выполнения упражнений. Для учащихся должно стать правилом: не важно, какое упражнение выполняется, а важно, как его выполнить. Стремление к достижению легкости, точности и красоты исполнения движений должно стать осознанным и привычным условием так называемой «школьности», то есть завершенности каждого движения, отточенности его выполнения.

Юноши и девушки, поступающие в ГУЦЭИ, начинают осваивать эквилибристику с первого курса, то ест^ с пятнадцати лет. В этом возрасте отмечается рост силы и довольно высокий уровень развития двигательных функций и координационных способностей.
У некоторых девушек в этот период наблюдается прибавление веса, которое нередко опережает развитие силы, что неблагоприятно сказывается на результатах занятий.
Девушки легче осваивают упражнения на гибкость, пластичность и труднее упражнения, требующие силы, выносливости.

ФИЗИЧЕСКАЯ И ВОЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА


Успешность занятий в значительной мере зависит от уровня физической и волевой подготовки.
Физическая подготовка оказывает благотворное воздействие на технические результаты, а кроме того, под ее влиянием физиологические функции организма перестраиваются.
Цель физической подготовки — развитие мускульной силы, без чего невозможно выполнение многих упражнений. Характер такой подготовки определяется преподавателем в соответствии с возрастными физическими данными учащихся.
Для эквилибриста-стоечника важны упражнения на преодоление сопротивления веса своего тела или части его, с преимущественной нагрузкой на верхнюю часть туловища (руки, плечевой пояс, мышцы груди, спины). Этой цели служат силовые упражнения
на кольцах: выкруты вперед и назад из виса на руках, подтягивания, подъем переворотом из виса на руках в упор, подъем силой из виса в упор (штиц) 1 , задний и передний планш2, отжимание от груди (сгибание-разгибание рук) так, чтобы ноги были выше опоры руками (упираться ногами в гимнастическую стенку или положить их на стул), сгибание-разгибание рук в стойке на руках (последнее упражнение вначале делается с поддержкой помощника за ноги), а также упражнения для развития брюшного пресса, лазание по канату, вращательные движения головой для укрепления шейных мышц и связок.
Для физической подготовки эквилибриста-нижнего3 рекомендуются упражнения на поднятие веса, приседание с ним, удерживание партнера (верхнего) 4 в разных положениях, а также силовые упражнения на кольцах. Нижнему не следует увлекаться поднятием штанги или гирь. Занятия с тяжестями огрубляют мышцы, а главное — не способствуют развитию такого чувства балансирования, какое необходимо ему в работе с партнером.

1. От нем. Stutze — подпора, опора. Гимнастическое упражнение силового характера.
2. От франц. planche — доска, гладкая поверхность. Горизонтальное положение туловища в висе или в упоре на руках. Передний планш — лицом вверх, задний — лицом вниз.
3. Нижний — наиболее сильный участник номера, балансирующий партнера
или снаряд с партнером на вершине.
4. Верхний—наиболее легкий участник номера, выполняющий упражнения с опорой на нижнего или на снаряде, балансируемом нижним.

Вместо тяжестей лучше использовать вес партнера.

Нижний должен отрабатывать силовые упражнения на выдержку. Для этого их повторяют несколько раз подряд, постепенно увеличивая количество повторений. Упражнения проделываются сначала медленно, затем быстрее и с разной степенью мышечных напряжений, что благотворно сказывается на силе и скорости движений, а также на управлении двигательной деятельностью.
К максимальным нагрузкам нужно переходить постепенно, не форсируя результаты, во избежание перенапряжения мышц и сердца. Необходимо учитывать, что по силе юноши обычно достигают уровня взрослых к семнадцати годам.
Очень важно развивать физическую выносливость, то есть способность организма противостоять утомлению при большом и длительном мышечном напряжении. Дается это многократными повторениями во время занятий. Для верхнего — силовой выход в стойку на руках с постепенным увеличением числа повторений, медленное сгибание рук в стойке (отжимание от груди), постепенное увеличение времени фиксирования стойки на руках, на голове, на одной руке. Для нижнего — многократное выжимание веса от груди, приседание с ним для развития мышц спины и ног, удерживание партнера и выжимание его на прямые руки, балансирование эквилибристического снаряда с весом. Для эквилибриста на проволоке — длительное пребывание на снаряде в равновесии стоя на одной ноге, на двух, многократное выполнение Упражнений с постепенным увеличением числа повторений и времени пребывания на проволоке.
Развитием силы и физической выносливости занимаются вне урока, чтобы нагрузка не отражалась на занятиях, Силовые упражнения полезно включать и в утреннюю зарядку.
Большое значение приобретает и развитие у учащихся так называемого мышечного чувства, о котором впервые упомянул великий русский физиолог И. М. Сеченов. Для эквилибриста это весьма существенный фактор, поскольку при выполнении упражнений он не видит себя со стороны и, следовательно, лишен зрительного контроля. С помощью хорошо развитого мышечного чувства эквилибрист, скажем, стоя на голове, или на руках, или на одной руке, ощущает, вертикально ли положение ног или они находятся под некоторым углом к туловищу, выпрямлены ли колени, вытянуты ли носки и т. д. А эквилибристка на проволоке, не видя своих рук, отведенных в стороны, чувствует их положение, как и положение кисти руки, удерживающей веер. От такого контроля в конечном счете зависит правильность выполнения упражнений, устойчивость равновесия и внешнее очертание фигуры исполнителя.
Интересно рассуждает о мышечном чувстве академик И. А. Кассирский: «Мы закрываем глаза и тем не менее безошибочно чувствуем, определяем положение наших рук, ног, головы. Узнавать о состоянии и положении
наших мышц нам помогают специальные окончания чувствующих нервов, имеющихся в мышцах, суставах и даже в костях...
Мышечное чувство не изолировано от других ощущений. Оно
«протекает» в комплексе со многими другими тончайшими ощущениями. Оно и вырабатывается в процессе упражнений, в комплексе с последними... Поэтому мы и говорим о таких людях, которые поражают тонкостью игры на
фортепиано, виртуозностью балетных фигур или невероятной акробатикой, что они живут и чувствуют шестым чувством... Мышечное чувство позволяет человеку улавливать малейшее изменение напряжения мышц. Если мышечное чувство не будет отработано предельно, то вся техника движений, вся «мозаика реакций» движений рассыплется — гимнаст упадет на манеж, музыкант не попадет пальцами на нужный клавиш и собьется с ритма» 1 .
Особое место в обучении артиста цирка занимает волевая подготовка. Слабые волевые качества могут свести на нет любые усилия в занятиях, а тем более в выступлениях перед зрителями. Волевая подготовка предусматривает выработку таких качеств, как умение управлять своими эмоциями, проявлять настойчивость в достижении поставленных задач, не падать духом при неудаче, не терять контроль над собой в сложных ситуациях, преодолевать усталость, плохое настроение, уметь побороть в себе чувство страха (перед экзаменом, перед выполнением сложного упражнения и т. п.), преодолеть боязнь высоты, болезненное ощущение от ушиба, удара, заставить себя добиться выполнения неудающегося упражнения.
У отдельных учащихся обнаруживается боязнь высоты. Чувство самосохранения свойственно каждому человеку. Одни быстрее преодолевают страх, другие медленнее. Немало людей вовсе не в состоянии преодолеть его. Поэтому юношам и девушкам с повышенной реакцией на высоту занятия противопоказаны.
Чтобы подавить в себе боязнь высоты, не следует на занятиях концентрировать внимание на опасности и тем более преувеличивать ее. Ведь безопасность, особенно в начальном периоде занятий, обеспечивается страховочными средствами.
Для того чтобы избавиться от неприятного ощущения, свойственного новичкам, нужно почаще подниматься на осваиваемый снаряд (проволоку, канат, штейн-трапе перш, лестницу), дольше находиться на нем, вначале пассивно, а затем постепенно приступать к простым упражнениям. Со временем привычка к высоте стабилизируется и условия, поначалу казавшиеся опасными, становятся привычными.
Упражнения, выполняемые на высоте, особенно тщательно отрабатываются в подготовительный период. Здесь требуется повышенная дисциплина. Безрассудный риск, бравирование, излишняя самоуверенность совершенно недопустимы.
Достижению хороших результатов в волевой подготовке способствуют и успехи учащихся стар-ших групп, просмотр программ выпускных курсов и выступлений мастеров на манеже.

1 Кассирский И. А. Коррида глазами физиолога.— «Знание — сила», 1966,
№ 8.

Волевые качества воспитываются в процессе повседневных занятий при условии сознательного выполнения требований, советов и рекомендаций преподавателя.
Опытный педагог, зная потенциальные возможности своих воспитанников, сумеет внушить им уверенность, поддержит, поможет преодолеть отставание, подтянуться и добиться успеха. Практика показывает, что хорошие результаты у одних учащихся проявляются раньше, у других позже.
Учащиеся должны помогать педагогу создавать дружную, спокойную, деловую обстановку на уроке.

ОТБОР УЧАЩИХСЯ

С повышением требований к подготовке эквилибристов возрастает и роль отбора специализирующихся в данном жанре. Кроме физического развития, хорошего здоровья и сценической внешности требуются и определенные анатомические данные. У стоечника, например, должны быть совершенно прямые руки. Недоключение (недоразгибание) в локтевых суставах, чаще встречающееся у мальчиков, или переключение (переразгибание), больше свойственное девочкам, являются недостатками, затрудняющими выполнение стойки на руках, особенно на одной руке. Недостатком считаются и искривление позвоночника и так называемая затя-нутость в плечах (ограниченное движение назад поднятых рук), что является причиной «грудной»
стойки. Неприемлема ж диспропорция тела: короткие/и толстые ноги, излишний вес, рост. Для нижнего обязательно крепкое, но не грузное телосложение, сильные руки, ноги, спина. Его весовые данные должны быть несколько большими, чем у верхнего.
Эквилибрист на проволоке должен обладать хореографическими способностями и иметь стройные ноги.

УСЛОВИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЗАНЯТИЙ

Хорошо налаженные и умело применяемые средства страховки исполнителей создают определенную уверенность и соответствующий психологический настрой учащихся, позволяют не отвлекаться, не думать о падениях, ушибах, а всецело сосредоточиться на выполнении задачи. Особенно важны меры предосторожности в начальном периоде занятий, когда волевые качества учащихся еще не сформировались.
Основная причина, приводящая к травмам, ушибам, — несоблюдение правил техники безопасности, нарушение требований и указаний преподавателя, излишняя самоуверенность (выполнение упражнений, превышающих возможности исполнителя), преждевременный самовольный переход к трудной фазе, когда недостаточно освоена предыдущая.
Некоторые учащиеся довольно терпимо относятся к ушибам, травмам и, получив их, стремятся продолжать занятия. Но это может быть допустимо лишь с разрешения врача. Другие же панически воспринимают неудачи и болевые ощущения. У них появляется страх и теряется интерес к занятиям.
Назначение страховочных средств и страховочных приемов — удержать от падений, предохранить от ушибов и облегчить выполнение еще не освоенного упражнения. В качестве страховочного средства в эквилибристике на снарядах применяется одинарная лонжа, представляющая собой длинную веревку, пропущенную через блок, подвешиваемый на нужной высоте. Один конец веревки пристегивается карабином к поясу, надетому на учащегося, второй удерживается преподавателем или другим лицом, допущенным к страховке.
В начальном периоде освоения упражнений на эквилибристическом снаряде применяются две одинарные лонжи: одна зацепляется за учащегося, другая за снаряд, балансируемый нижним. Если на одном снаряде несколько исполнителей, в стадии подготовки номера применяются несколько одинарных лонж или одинарная лонжа с откосом в виде короткого тонкого троса с карабином на конце. Для прочности внутри одинарной лонжи пропускается тонкий трос.
Осваивая бег по проволоке, вначале применяют скользящую лонжу. Это одинарная лонжа, блок которой соединен скобой с другим блоком, скользящим по горизонтальному тросу, подвешенному наверху параллельно проволоке, благодаря чему лонжа может передвигаться вместе с исполнителем.
Страховочные приемы — это выполняемые педагогом или другим лицом (пассировщиком) определенные действия, облегчающие исполнение упражнения, предотвращающие падение или смягчающие приземление. Такие действия — подталкивания, схватывания, поддерживания — именуются ручной пассировкой и могут быть доверены лишь опытным специалистам.
Учащиеся старших групп с помощью преподавателя постепенно овладевают умением держать лонжу и пассировать. Для этого вначале, находясь близко от пассировщика, они внимательно присматриваются к его действиям, стремясь понять их и осмыслить. Затем под контролем преподавателя приучаются владеть лонжами и приемами пассировки, сначала на несложных упражнениях.
К самостоятельным действиям можно приступать лишь с разрешения преподавателя. Владение лонжей и пассировкой требует большой практики. Основные качества, необходимые пассировщику, — повышенное внимание, быстрая реакция и находчивость. Пассировщик должен обладать достаточной физической силой, чтобы удержать пассируемого лонжей или руками, знать наиболее характерные ошибки, степень подготовленности пассируемого и в какой момент чаще всего могут быть срывы. Пассировщик должен знать принцип балансирования, чтобы предвидеть критический момент, точно оценить сложившуюся ситуацию и быстро определить, когда наступит потеря равновесия, чтобы вовремя привести в действие страховочное средство.
Держат лонжу так, чтобы она не мешала исполнителю, а действия пассировщика не отвлекали ассируемого. Натяжение или ослабление лонжи регулируется пассировщиком в зависимости от условий применения лонжи и положения тела исполнителя в контролируемый момент. Натяжение лонжи в нужный момент выполняется предельно быстро, но не резко, так как рывок может причинить боль пассируемому и увеличить нагрузку на лонжу.
Особенно ответственна роль пассировщика, когда упражнение выполняется на большой высоте. В этих условиях безопасность исполнителя всецело зависит от умелости, опытности пассировщика.
Значительных навыков требует и пассировка руками. Только быстрые и ловкие действия позволяют пассировщику подтолкнуть, придержать исполнителя именно в тот момент, когда это может облегчить, помочь в исполнении упражнения, или схватить его в момент срыва, удержать от падения, предохранить от ушиба.
В процессе занятий очень важно приучить ученика к самостраховке. Это обычно приходит с опытом. В учебных условиях к самостраховке приучаются при неопасных положениях и постепенно. Обучая упражнениям на небольшой высоте, где лонжа не применяется, преподаватель знакомит учеников со способами падения. Нельзя падать с выпрямленными руками — это может привести к их перелому или вывиху в суставах. Падая назад, следует либо выставить назад согнутую ногу, либо присесть, либо сделать кувырок назад. Падая вперед, сделать кувырок вперед либо упасть в упор на согнутые руки. При падении на бок прижать руку к телу и напрячь мышцы всего тела.
Нормальные условия безопасности занятий может обеспечить постоянный контроль за состоянием учебного реквизита, снарядов и страховочных средств.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования