В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ   ЦИРКОВОГО   ПРОИЗВОДСТВА ЗА РУБЕЖОМ

 

В тех странах, которые сегодня являются странами со­циалистического содружества, до установления власти на­родной демократии положение артистов цирка было таким же, как и в нашей стране при царизме. Работая в тяжелых условиях, подвергаясь гонениям и жестокой эксплуатации, они в большинстве своем влачили жалкое существование.

В настоящее время цирки наших друзей имеют полные «права гражданства». О них заботится государство. Ар­тисты цирка пользуются уважением. Им, как и артистам дру­гих видов искусств, присваиваются почетные звания. Их награждают правительственными наградами. Их искусство любит зритель, ибо оно помогает работать, жить, создает хорошее настроение. Трудно было в послевоенные годы. Ста­рые хозяева, захватив оборудование своих цирков и средства, выехали в капиталистические страны. Не было средств, что­бы строить цирки-шапито, приобретать животных, реквизит, изготовлять оформление манежа, шить костюмы. На помощь , труженикам арены пришли государственные органы.    .

В 50-е годы большая часть цирков была национализиро­вана. За короткий срок были выстроены цирки-шапито на 1500—3000 мест. Создано необходимое материально-техни­ческое оснащение. Для подготовки новых номеров выстроены зимние базы с манежами, репетиционными залами, мастер­скими по изготовлению реквизита и ремонту циркового тран­спорта и оборудования, общежитиями, столовыми. На этих базах создавались студии и школы по подготовке артистов.

В 60-е годы в ряде стран (Польша, Румыния, Болгария, Венгрия, КНДР, Монголия) были выстроены каменные стационарные здания цирков с репетиционными помещениями. В первое десятилетие после войны не все артисты могли быть приняты на постоянную государственную службу. Но о них заботилось государство. Их небольшим циркам или бригадам   определялись  маршруты,   оказывалась   помощь   в приобретении репертуара, в изготовлении реквизита. Сейчас эта проблема в основном решена повсеместно.

В странах  социалистического содружества нет нашей конвейерной системы гастролей артистов. Работа их цирков похожа на работу наших летних цирков-шапито. В апреле все цирки выезжают по заданным маршрутам и работают с постоянной, скомплектованной на сезон программой до нояб­ря. Работают ежедневно. Дают по одному-два представле­ния в день—и снова в дорогу. Некоторые специально обо­рудованные, имеющие отопление шапито продолжают рабо­тать и в зимнее время.

Конструкции брезентовых цирков-шапито изготавлива­ются во всех странах социалистического содружества. Осо­бенно славятся шапито, сделанные в Польше, которая про­дает много таких сооружений в другие страны. В середине 50-х годов два цирка-шапито на 1700 мест с вагончиками были проданы Союзгосцирку. Теперь польские товарищи из­готовляют шапито без штурмбалок, а с наружными растяж­ками. Это удобно и менее опасно для зрителей.

Наши друзья преуспели в смысле быстроты сборки и разборки шапито. Нам приходилось наблюдать в разных странах, как после представления, в 10 часов вечера, начи­налась разборка шапито, а в 2 часа ночи поезд из 10 платформ и 40 вагончиков двинулся в другой город, где уже в 3 часа следующего дня было дано первое представление, а после второго вечернего представления кавалькада авто­машин и тракторов двинулась дальше. (В Союзгосцирке на сборку и разборку, уходит по 5—6 дней, не считая дороги). Некоторые шапито, особенно в Германской Демократической Республике, успевают за летний сезон побывать более чем в ста населенных пунктах.

В ноябре цирки становятся на консервацию при зимних квартирах (репетиционных базах). Там артисты репетируют, готовят новые номера, чтобы весной будущего года снова двинуться по новому маршруту. Репетиции происходят на зимних репетиционных базах и в стационарных цирках. В зимний же период артисты и весь передвижной состав берут неиспользованные за летний сезон выходные дни и от­пуска. Руководители передвижных цирков зимой включаются в работу главных дирекций. Там, где имеются зимние цирки, артисты выступают в их программах и репетируют. Зимние цирки используются также для проведения гастролей зару­бежных артистов. Некоторые артисты зимой выступают в варьете. Особенно это практикуется в Чехословакии, где дирекция цирков имеет в Праге свое варьете, в котором можно поужинать и посмотреть программу. На «пятачке» между столиками умудряются работать без «завалов» жонглеры, эквилибристы (в том числе на вольностоящих лестницах) и даже прыгуны и воздушные гимнасты. Многие артисты во всех странах социалистического содружества работают на эстрадных площадках всю зиму.

Государственными цирками руководят созданные в 50-х — 60-х годах Генеральные дирекции цирков. Они же, как пра­вило, занимаются и варьете, и луна-парками. Эти дирекции подчиняются министерствам культуры. Директора передвиж­ных цирков после окончания летнего сезона ставят цирки на консервацию и вместе с артистами входят в состав единой Генеральной дирекции. Они занимаются ремонтом и подго­товкой к открытию нового сезона.

Ежегодно составляется единый хозяйственно-творческий план работы всей системы, в который входят маршруты ра­боты цирков внутри страны и за рубежом, финансовые во­просы, подготовка новых и переоформление действующих номеров. В этот план включается работа всех передвижных цирков, их программы и маршруты. Работники Генеральной дирекции и цирков составляют как бы единый коллектив, особенно зимой, когда закрываются цирки-шапито и весь персонал находится на главной базе. В этот план, включа­ются также валютные поступления, составляющие часть до­ходов цирков за рубежом и переведенные на нужды цирков в своей валюте.

В план международного обмена включаются отдельные номера, полные программы и программы вместе с цирками-шапито и полным штатом, приезжающие в страну и выез­жающие на гастроли за рубеж, в том числе в СССР. Взаим­ный обмен между странами социалистического содружества ведется регулярно на основе межгосударственных планов культурного сотрудничества.

Все шире развивается гастрольная работа. Ежегодно для участия в международных программах во все страны социа­лизма выезжают 2—4 номера на весь летний сезон, а через каждые два года происходит обмен полными цирковыми программами сроком на 3 месяца. Эти гастроли имеют боль­шое политическое значение. Цирки разных стран взаимно обогащают друг друга, и поскольку гастроли, как правило, проходят при переполненных зрительных залах, они экономически выгодны.

Контакты между цирками стран социалистического со­дружества не ограничиваются обменом программами. Регу­лярно проводятся конференции генеральных директоров с участием художественных руководителей. На них обсужда­ются теоретические, творческие и организационно-экономи­ческие вопросы. На национальных фестивалях циркового ис­кусства организуются просмотры программ. Ежегодно про­исходят встречи деятелей цирка для обсуждения практиче­ских вопросов циркового обмена на текущий или будущий год.

Представители советского цирка охотно делятся опытом работы, обеспечивают зарубежных друзей литературой о цир­ке, документацией по вопросам строительства цирков, оплаты труда и техники безопасности, помогают в создании номеров, направляют режиссеров для постановки сюжетных пред­ставлений и др.

В ГУЦЭИ учится молодежь многих стран социалистиче­ского содружества и других стран мира. В двух междуна­родных фестивалях цирков в Варшаве и Москве приняли участие цирки стран социалистического содружества. После окончания фестивалей были подведены итоги развития цир­кового искусства и намечены пути углубления дружествен­ных связей.

Благодаря постоянной заботе о развитии циркового ис­кусства со стороны партийных и государственных органов, имеются благотворные условия для творческого подъема и роста талантов во всех странах социалистического содружества. За короткий срок создано много блистательных номе­ров и программ, многие из которых стоят на высоком меж­дународном уровне. Почти все номера из стран социалисти­ческого содружества неоднократно бывали на гастролях в нашей стране.

Если на первом международном фестивале цирков в Вар­шаве в 1956 году жюри отмечало влияние на цирк буржуаз­ного варьете и невысокий уровень мастерства исполнителей некоторых номеров, то уже в 1957 году, после второго между­народного фестиваля, жюри и пресса убедились в том, что год тщательной подготовки артистов не пропал даром. Ра­довало, что каждая программа продемонстрировала нацио­нальные особенности своего цирка и высокое мастерство артистов. Советы режиссеров на первом фестивале были хорошо восприняты артистами, и многие из них в Москве за­няли более высокие места.

Неузнаваемо вырос уровень цирка наших друзей за по­следнюю четверть века. Теперь высоким мастерством артис­тов международного класса восхищаются зрители многих стран мира.

Отрадно и то, что, несмотря на трудности, связанные с недостаточной репетиционной базой, каждый цирк, исполь­зуя свои зимние квартиры, не только, создает новые, ориги­нальные номера, но и организует планомерную подготовку новых цирковых кадров в училищах, школах, студиях. Это залог дальнейшего роста художественного уровня циркового искусства  стран  социалистического содружества.

В благоприятных условиях социалистического строитель­ства, активно участвуя в нем, цирки стран социалистического содружества, помогая друг другу, улучшают организацион­ную и творческую работу, укрепляют дружбу между наро­дами.

Совсем иное положение цирков в странах капитализма. Они принадлежат частным хозяевам антрепренерам, опре­деляющим все вопросы работы цирка — эксплуатационно-хозяйственные и творческие. Часто, будучи очень далекими от искусства людьми, хозяева заботятся лишь о собственных доходах. И меньше всего они занимаются творчеством. Их задача — прокат номеров без завалов, без простоев, без бюл­летеней. В противном случае артист может оказаться вы­брошенным из программы.

Нанимая артистов по контракту на сезон, они почти не интересуются вопросами улучшения условий труда и техники безопасности. Заработную плату хозяин цирка выплачивает еженедельно руководителям номеров, а те по своему усмот­рению распределяют ее между артистами, которые обязаны работать по два представления в день без выходных дней и отпусков. Антрепренер может в любое время найти повод для расторжения контракта. Выброшенные из программы артисты остаются без работы, как правило, до начала буду­щего сезона. В программах родственники хозяина ведут административно-хозяйственную работу, а то и выступают с номерами (главным образом с дрессированными живот­ными).

Ввиду отсутствия стационарных цирков, программы рабо­тают в летних передвижных цирках-шапито. Их в мире не­сколько сотен.    Среди    цирков-шапито  есть  маленькие,  на 200—300 мест, так называемые семейные цирки, в которых семья вместе со своими близкими родственниками дает за небольшую плату короткое представление и двигается даль­ше. Бывают и грандиозные цирки-шапито на 8—10 тысяч мест. Нам приходилось видеть представления в двух таких цирках, одновременно выступавших в столице Индии Дели. Эти цирки бывают часто на гастролях в странах Азии и Африки. При этих цирках существуют студии, где готовят молодежь для выступлений. Мы делились с работниками индийских цирков опытом подготовки новых кадров в нашем цирковом училище.

Видели мы также один из надувных американских цирков-шапито в Брюсселе на Всемирной выставке. Такое соору­жение за два-три часа надувается воздухом и держится без мачт и штурмбалок. В этом цирке давались представления под названием «Родео» с участием индейцев. Программа  успеха не имела, и цирк разорился. Все имущество было продано, но средств на отъезд в США не хватало. Советские артисты решили сбор с одного дополнительного представле­ния передать американским коллегам. Узнав об этом, по­сольство США дало средства на отправку голодавших артис­тов на родину. До этого артистам в помощи было отказано. «Как приехали, так и отправляйтесь», — заявляли им со­трудники посольства.

Зимних стационарных цирков в странах капитализма насчитывается менее десяти. За последние тридцать лет выстроен в мире лишь один зимний цирк «Кроне-3ембах» в Мюнхене (ФРГ), но и он большее время года используется для демонстрации программ варьете и кинофильмов. Кроме парижского зимнего цирка и бывшего цирка Шумана в Ко­пенгагене в столицах Европы и Америки нет зимних ста­ционарных цирков.

Самые крупные цирки, такие, как цирк «Ринглинг», «Барнум-Беллей» (США) и некоторые другие, в зимние месяцы иногда работают во дворцах спорта. В программах цирков наряду с показом крупных, оригинальных номеров и аттрак­ционов демонстрируются номера слабые, неинтересные. Прак­тикуется показ так называемых номеров «смертных» для игры на нервах у зрителей. В репертуаре много низких по художественному уровню и пошлых клоунад. За последнее время потерпели финансовый крах и прекратили существо­вание многие мелкие и крупные цирки. Причиной этого являются низкий художественный уровень программ и жесто­кая конкуренция.

Остановимся кратко на системе подбора и организации показа программ  зрителям в странах капитализма.

Начнем с того, что ни в одной буржуазной стране нет учебных заведений, готовящих артистов цирка. Артисты сами готовят свои номера или им помогают опытные товарищи. Легче готовить номера хозяевам цирка. У них достаточно для этого средств, особенно для подготовки номеров с жи­вотными и с громоздким и сложным реквизитом. Чаще всего поэтому в цирках треть представления занимают номера хозяина. Среди них номера со слонами, тиграми, львами, лошадьми и т. д. Остальную часть программы хозяева и их родственники или уполномоченные (так называемые продюссеры или артистические директоры) подбирают, как правило, в других странах.

Все программы составляются на сезон и показываются во многих населенных пунктах. В стационарных цирках, как, например, в зимнем цирке Парижа, программы также по­казываются весь сезон, правда, не ежедневно, а чаще всего три-четыре раза в неделю, или же программы идут один-два месяца (например, в рождественские школьные каникулы, как в Мюнхенском или Копенгагенском цирках).

Во всех цирках мира, как правило, представления идут, -как у нас, на одном манеже. Что касается США, то там почти всегда представления показываются на трех манежах. Если в одноманежных цирках в программы включается по 15—18 номеров, то в трехманежных цирках идут 30 и более номеров.

Нам довелось видеть десятки программ в разных стра­нах. Они шли в крохотных «семейных цирках» и продолжа­лись немногим более часа. В зимних цирках и цирках-шапито демонстрировались «американские программы». Чтобы пока­зывать программу под таким названием, цирки Кастильо (Испания) или Альтгоф (ФРГ) имели даже специальные патенты: «Фестивальный», «Всемирный» и т. д. Альтгоф в Париже показывал в конце 50-х годов программу на трех манежах, но это, кажется, был единственный случай такого показа, на который рискнул один из крупнейших в ФРГ цирков, да и во всей Европе. Правда, в середине 60-х годов Альтгоф прогорел, распродал свой цирк и со своим номером нанялся на работу в Американский цирк Ринглинга.

Во всех программах мы видели отдельные хорошие но­мера, даже очень хорошие. Здесь мы не можем рассказать о них. Остановимся лишь на организации представления и для примера возьмем одно из представлений самого гран­диозного цирка США — Ринглинга (теперь И. Фельда), ко­торое мы смотрели в городе Торонто (Канада). Представ­ления шли в самом крупном Дворце спорта Торонто, вме­щавшем 10 тысяч зрителей. В каждом представлении на трех манежах участвовало 33 номера.

В парад-прологе первого отделения артисты программы в производственных костюмах обошли три манежа, при­ветствуя зрителей. Перед вторым отделением 26 девушек работали на вертикальных канатах (и тоже вокруг мане­жей), им ассистировали разодетые в гусарские костюмы юноши. В конце представления вокруг манежей проследо­вали пышно украшенные замысловатые автомобили, цирко­вые животные и участники программы, среди, которых были и американцы, и европейцы, в том числе из стран социа­листического содружества. Номера в программе чередова­лись по свистку без объявления фамилии артиста и названия его номера.

В программе было немало сильных номеров. Многие из них показывались в Московском цирке. Но были и посредст­венные номера, неинтересные. Оформление было помпезным. Сопровождал выступления духовой оркестр, в котором пре­валировали джазовые инструменты. Для всех трех манежей звучала одна и та же однообразная музыка.

Во время представления на манеже постоянно находи­лось более 20 ассистентов и униформистов. Они вносили и выносили реквизит, курили, подмигивали зрителям. Одеты они были в самые заурядные костюмы.

Во время представления по рядам ходили продавщицы съестного, сигарет, пива. Зрители покупали пиво, сардельки, ели, пили, бросали посуду под ноги, курили. Все это было скорее похоже на луна-парк, да и то не самый лучший.

Состав зарубежного цирка (артисты и служащие в коли­честве более 400 человек) передвигается из города в город вместе с реквизитом, животными и оборудованием на собст­венном поезде. Манеж и барьер совсем не похож на наш. Это :— просто круг из дощечек вокруг манежа, иногда покры­того кокосовым ковром. На Западе почти не бывает воздуш­ных и темповых конных номеров. Куполы в циркам завешиваются цветными полотнищами,  а барьеры строятся хилые, скорее символические.

Хозяина цирка мы не видели. Он, говорят, приезжает из Парижа только на премьеру или в конце сезона. Руководит цирком директор, у которого есть помощники — артистиче­ский директор, отвечающий за подбор и составление про­граммы, помощники по рекламе, транспорту, ло хозяйству, финансисты, щпрехшталмейстер и т. д.

Для оценки американского цирка Ринглинга приведем  одно характерное высказывание Хулио Томаса — корреспон­дента газеты «Ньюс»: «Мы видели цирк Ринглинга, его можно сравнить с дешевым обедом — много всякой всячины. Обилие номеров, некоторые очень хороши, другие — так себе, а остальные — просто чтобы заполнить программу. Я же предпочитаю есть немного, но пищу хорошего качества, я боюсь несварения желудка. В Московском цирке все наи­первейшего сорта. А то, что русский цирк работает на одном манеже, является его большим преимуществом... По сравне­нию с русским цирком американский цирк является не чем иным, как неуклюжим нагромождением номеров без всякого циркового смысла и с явной американской тенденцией «Кар­навала или парка аттракционов».

Цирки в буржуазных странах не объединены в единую отрасль культуры и не имеют государственного" органа, ко­торый осуществлял бы постоянное руководство их деятель­ностью. Антрепренеры составляют программы на сезон и определяют маршруты движения цирков. Программы заделу няются артистами разных стран тоже на сезон. Уже в сере­дине лета артисты рассылают письма хозяевам цирков с просьбой включить их в программу на будущий сезон.

Есть в буржуазных странах объединения хозяев и артис­тов цирка. Нечто похожее на профсоюз. В США в это объе­динение входят цирки, ледяные шоу и др. В Италии в ру­ководство объединения входят журналисты, руководители цирков и некоторых театров. Это объединение иногда орга­низует международные фестивали отдельных номеров. В по­следние годы международные фестивали проводятся в Мон­те-Карло (Монако). Вообще же такие Объединения чаще всего занимаются распределением территорий для работы отдельных цирков, иногда имеют филантропические функции. В некоторых странах издаются цирковые журналы — ГДР, Франция, Голландия и др.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100