ОРГАНИЗАЦИЯ ЦИРКОВОГО ПРОИЗВОДСТВА ЗА РУБЕЖОМ
В тех странах, которые сегодня являются странами социалистического содружества, до установления власти народной демократии положение артистов цирка было таким же, как и в нашей стране при царизме. Работая в тяжелых условиях, подвергаясь гонениям и жестокой эксплуатации, они в большинстве своем влачили жалкое существование.
В настоящее время цирки наших друзей имеют полные «права гражданства». О них заботится государство. Артисты цирка пользуются уважением. Им, как и артистам других видов искусств, присваиваются почетные звания. Их награждают правительственными наградами. Их искусство любит зритель, ибо оно помогает работать, жить, создает хорошее настроение. Трудно было в послевоенные годы. Старые хозяева, захватив оборудование своих цирков и средства, выехали в капиталистические страны. Не было средств, чтобы строить цирки-шапито, приобретать животных, реквизит, изготовлять оформление манежа, шить костюмы. На помощь , труженикам арены пришли государственные органы. .
В 50-е годы большая часть цирков была национализирована. За короткий срок были выстроены цирки-шапито на 1500—3000 мест. Создано необходимое материально-техническое оснащение. Для подготовки новых номеров выстроены зимние базы с манежами, репетиционными залами, мастерскими по изготовлению реквизита и ремонту циркового транспорта и оборудования, общежитиями, столовыми. На этих базах создавались студии и школы по подготовке артистов.
В 60-е годы в ряде стран (Польша, Румыния, Болгария, Венгрия, КНДР, Монголия) были выстроены каменные стационарные здания цирков с репетиционными помещениями. В первое десятилетие после войны не все артисты могли быть приняты на постоянную государственную службу. Но о них заботилось государство. Их небольшим циркам или бригадам определялись маршруты, оказывалась помощь в приобретении репертуара, в изготовлении реквизита. Сейчас эта проблема в основном решена повсеместно.
В странах социалистического содружества нет нашей конвейерной системы гастролей артистов. Работа их цирков похожа на работу наших летних цирков-шапито. В апреле все цирки выезжают по заданным маршрутам и работают с постоянной, скомплектованной на сезон программой до ноября. Работают ежедневно. Дают по одному-два представления в день—и снова в дорогу. Некоторые специально оборудованные, имеющие отопление шапито продолжают работать и в зимнее время.
Конструкции брезентовых цирков-шапито изготавливаются во всех странах социалистического содружества. Особенно славятся шапито, сделанные в Польше, которая продает много таких сооружений в другие страны. В середине 50-х годов два цирка-шапито на 1700 мест с вагончиками были проданы Союзгосцирку. Теперь польские товарищи изготовляют шапито без штурмбалок, а с наружными растяжками. Это удобно и менее опасно для зрителей.
Наши друзья преуспели в смысле быстроты сборки и разборки шапито. Нам приходилось наблюдать в разных странах, как после представления, в 10 часов вечера, начиналась разборка шапито, а в 2 часа ночи поезд из 10 платформ и 40 вагончиков двинулся в другой город, где уже в 3 часа следующего дня было дано первое представление, а после второго вечернего представления кавалькада автомашин и тракторов двинулась дальше. (В Союзгосцирке на сборку и разборку, уходит по 5—6 дней, не считая дороги). Некоторые шапито, особенно в Германской Демократической Республике, успевают за летний сезон побывать более чем в ста населенных пунктах.
В ноябре цирки становятся на консервацию при зимних квартирах (репетиционных базах). Там артисты репетируют, готовят новые номера, чтобы весной будущего года снова двинуться по новому маршруту. Репетиции происходят на зимних репетиционных базах и в стационарных цирках. В зимний же период артисты и весь передвижной состав берут неиспользованные за летний сезон выходные дни и отпуска. Руководители передвижных цирков зимой включаются в работу главных дирекций. Там, где имеются зимние цирки, артисты выступают в их программах и репетируют. Зимние цирки используются также для проведения гастролей зарубежных артистов. Некоторые артисты зимой выступают в варьете. Особенно это практикуется в Чехословакии, где дирекция цирков имеет в Праге свое варьете, в котором можно поужинать и посмотреть программу. На «пятачке» между столиками умудряются работать без «завалов» жонглеры, эквилибристы (в том числе на вольностоящих лестницах) и даже прыгуны и воздушные гимнасты. Многие артисты во всех странах социалистического содружества работают на эстрадных площадках всю зиму.
Государственными цирками руководят созданные в 50-х — 60-х годах Генеральные дирекции цирков. Они же, как правило, занимаются и варьете, и луна-парками. Эти дирекции подчиняются министерствам культуры. Директора передвижных цирков после окончания летнего сезона ставят цирки на консервацию и вместе с артистами входят в состав единой Генеральной дирекции. Они занимаются ремонтом и подготовкой к открытию нового сезона.
Ежегодно составляется единый хозяйственно-творческий план работы всей системы, в который входят маршруты работы цирков внутри страны и за рубежом, финансовые вопросы, подготовка новых и переоформление действующих номеров. В этот план включается работа всех передвижных цирков, их программы и маршруты. Работники Генеральной дирекции и цирков составляют как бы единый коллектив, особенно зимой, когда закрываются цирки-шапито и весь персонал находится на главной базе. В этот план, включаются также валютные поступления, составляющие часть доходов цирков за рубежом и переведенные на нужды цирков в своей валюте.
В план международного обмена включаются отдельные номера, полные программы и программы вместе с цирками-шапито и полным штатом, приезжающие в страну и выезжающие на гастроли за рубеж, в том числе в СССР. Взаимный обмен между странами социалистического содружества ведется регулярно на основе межгосударственных планов культурного сотрудничества.
Все шире развивается гастрольная работа. Ежегодно для участия в международных программах во все страны социализма выезжают 2—4 номера на весь летний сезон, а через каждые два года происходит обмен полными цирковыми программами сроком на 3 месяца. Эти гастроли имеют большое политическое значение. Цирки разных стран взаимно обогащают друг друга, и поскольку гастроли, как правило, проходят при переполненных зрительных залах, они экономически выгодны.
Контакты между цирками стран социалистического содружества не ограничиваются обменом программами. Регулярно проводятся конференции генеральных директоров с участием художественных руководителей. На них обсуждаются теоретические, творческие и организационно-экономические вопросы. На национальных фестивалях циркового искусства организуются просмотры программ. Ежегодно происходят встречи деятелей цирка для обсуждения практических вопросов циркового обмена на текущий или будущий год.
Представители советского цирка охотно делятся опытом работы, обеспечивают зарубежных друзей литературой о цирке, документацией по вопросам строительства цирков, оплаты труда и техники безопасности, помогают в создании номеров, направляют режиссеров для постановки сюжетных представлений и др.
В ГУЦЭИ учится молодежь многих стран социалистического содружества и других стран мира. В двух международных фестивалях цирков в Варшаве и Москве приняли участие цирки стран социалистического содружества. После окончания фестивалей были подведены итоги развития циркового искусства и намечены пути углубления дружественных связей.
Благодаря постоянной заботе о развитии циркового искусства со стороны партийных и государственных органов, имеются благотворные условия для творческого подъема и роста талантов во всех странах социалистического содружества. За короткий срок создано много блистательных номеров и программ, многие из которых стоят на высоком международном уровне. Почти все номера из стран социалистического содружества неоднократно бывали на гастролях в нашей стране.
Если на первом международном фестивале цирков в Варшаве в 1956 году жюри отмечало влияние на цирк буржуазного варьете и невысокий уровень мастерства исполнителей некоторых номеров, то уже в 1957 году, после второго международного фестиваля, жюри и пресса убедились в том, что год тщательной подготовки артистов не пропал даром. Радовало, что каждая программа продемонстрировала национальные особенности своего цирка и высокое мастерство артистов. Советы режиссеров на первом фестивале были хорошо восприняты артистами, и многие из них в Москве заняли более высокие места.
Неузнаваемо вырос уровень цирка наших друзей за последнюю четверть века. Теперь высоким мастерством артистов международного класса восхищаются зрители многих стран мира.
Отрадно и то, что, несмотря на трудности, связанные с недостаточной репетиционной базой, каждый цирк, используя свои зимние квартиры, не только, создает новые, оригинальные номера, но и организует планомерную подготовку новых цирковых кадров в училищах, школах, студиях. Это залог дальнейшего роста художественного уровня циркового искусства стран социалистического содружества.
В благоприятных условиях социалистического строительства, активно участвуя в нем, цирки стран социалистического содружества, помогая друг другу, улучшают организационную и творческую работу, укрепляют дружбу между народами.
Совсем иное положение цирков в странах капитализма. Они принадлежат частным хозяевам антрепренерам, определяющим все вопросы работы цирка — эксплуатационно-хозяйственные и творческие. Часто, будучи очень далекими от искусства людьми, хозяева заботятся лишь о собственных доходах. И меньше всего они занимаются творчеством. Их задача — прокат номеров без завалов, без простоев, без бюллетеней. В противном случае артист может оказаться выброшенным из программы.
Нанимая артистов по контракту на сезон, они почти не интересуются вопросами улучшения условий труда и техники безопасности. Заработную плату хозяин цирка выплачивает еженедельно руководителям номеров, а те по своему усмотрению распределяют ее между артистами, которые обязаны работать по два представления в день без выходных дней и отпусков. Антрепренер может в любое время найти повод для расторжения контракта. Выброшенные из программы артисты остаются без работы, как правило, до начала будущего сезона. В программах родственники хозяина ведут административно-хозяйственную работу, а то и выступают с номерами (главным образом с дрессированными животными).
Ввиду отсутствия стационарных цирков, программы работают в летних передвижных цирках-шапито. Их в мире несколько сотен. Среди цирков-шапито есть маленькие, на 200—300 мест, так называемые семейные цирки, в которых семья вместе со своими близкими родственниками дает за небольшую плату короткое представление и двигается дальше. Бывают и грандиозные цирки-шапито на 8—10 тысяч мест. Нам приходилось видеть представления в двух таких цирках, одновременно выступавших в столице Индии Дели. Эти цирки бывают часто на гастролях в странах Азии и Африки. При этих цирках существуют студии, где готовят молодежь для выступлений. Мы делились с работниками индийских цирков опытом подготовки новых кадров в нашем цирковом училище.
Видели мы также один из надувных американских цирков-шапито в Брюсселе на Всемирной выставке. Такое сооружение за два-три часа надувается воздухом и держится без мачт и штурмбалок. В этом цирке давались представления под названием «Родео» с участием индейцев. Программа успеха не имела, и цирк разорился. Все имущество было продано, но средств на отъезд в США не хватало. Советские артисты решили сбор с одного дополнительного представления передать американским коллегам. Узнав об этом, посольство США дало средства на отправку голодавших артистов на родину. До этого артистам в помощи было отказано. «Как приехали, так и отправляйтесь», — заявляли им сотрудники посольства.
Зимних стационарных цирков в странах капитализма насчитывается менее десяти. За последние тридцать лет выстроен в мире лишь один зимний цирк «Кроне-3ембах» в Мюнхене (ФРГ), но и он большее время года используется для демонстрации программ варьете и кинофильмов. Кроме парижского зимнего цирка и бывшего цирка Шумана в Копенгагене в столицах Европы и Америки нет зимних стационарных цирков.
Самые крупные цирки, такие, как цирк «Ринглинг», «Барнум-Беллей» (США) и некоторые другие, в зимние месяцы иногда работают во дворцах спорта. В программах цирков наряду с показом крупных, оригинальных номеров и аттракционов демонстрируются номера слабые, неинтересные. Практикуется показ так называемых номеров «смертных» для игры на нервах у зрителей. В репертуаре много низких по художественному уровню и пошлых клоунад. За последнее время потерпели финансовый крах и прекратили существование многие мелкие и крупные цирки. Причиной этого являются низкий художественный уровень программ и жестокая конкуренция.
Остановимся кратко на системе подбора и организации показа программ зрителям в странах капитализма.
Начнем с того, что ни в одной буржуазной стране нет учебных заведений, готовящих артистов цирка. Артисты сами готовят свои номера или им помогают опытные товарищи. Легче готовить номера хозяевам цирка. У них достаточно для этого средств, особенно для подготовки номеров с животными и с громоздким и сложным реквизитом. Чаще всего поэтому в цирках треть представления занимают номера хозяина. Среди них номера со слонами, тиграми, львами, лошадьми и т. д. Остальную часть программы хозяева и их родственники или уполномоченные (так называемые продюссеры или артистические директоры) подбирают, как правило, в других странах.
Все программы составляются на сезон и показываются во многих населенных пунктах. В стационарных цирках, как, например, в зимнем цирке Парижа, программы также показываются весь сезон, правда, не ежедневно, а чаще всего три-четыре раза в неделю, или же программы идут один-два месяца (например, в рождественские школьные каникулы, как в Мюнхенском или Копенгагенском цирках).
Во всех цирках мира, как правило, представления идут, -как у нас, на одном манеже. Что касается США, то там почти всегда представления показываются на трех манежах. Если в одноманежных цирках в программы включается по 15—18 номеров, то в трехманежных цирках идут 30 и более номеров.
Нам довелось видеть десятки программ в разных странах. Они шли в крохотных «семейных цирках» и продолжались немногим более часа. В зимних цирках и цирках-шапито демонстрировались «американские программы». Чтобы показывать программу под таким названием, цирки Кастильо (Испания) или Альтгоф (ФРГ) имели даже специальные патенты: «Фестивальный», «Всемирный» и т. д. Альтгоф в Париже показывал в конце 50-х годов программу на трех манежах, но это, кажется, был единственный случай такого показа, на который рискнул один из крупнейших в ФРГ цирков, да и во всей Европе. Правда, в середине 60-х годов Альтгоф прогорел, распродал свой цирк и со своим номером нанялся на работу в Американский цирк Ринглинга.
Во всех программах мы видели отдельные хорошие номера, даже очень хорошие. Здесь мы не можем рассказать о них. Остановимся лишь на организации представления и для примера возьмем одно из представлений самого грандиозного цирка США — Ринглинга (теперь И. Фельда), которое мы смотрели в городе Торонто (Канада). Представления шли в самом крупном Дворце спорта Торонто, вмещавшем 10 тысяч зрителей. В каждом представлении на трех манежах участвовало 33 номера.
В парад-прологе первого отделения артисты программы в производственных костюмах обошли три манежа, приветствуя зрителей. Перед вторым отделением 26 девушек работали на вертикальных канатах (и тоже вокруг манежей), им ассистировали разодетые в гусарские костюмы юноши. В конце представления вокруг манежей проследовали пышно украшенные замысловатые автомобили, цирковые животные и участники программы, среди, которых были и американцы, и европейцы, в том числе из стран социалистического содружества. Номера в программе чередовались по свистку без объявления фамилии артиста и названия его номера.
В программе было немало сильных номеров. Многие из них показывались в Московском цирке. Но были и посредственные номера, неинтересные. Оформление было помпезным. Сопровождал выступления духовой оркестр, в котором превалировали джазовые инструменты. Для всех трех манежей звучала одна и та же однообразная музыка.
Во время представления на манеже постоянно находилось более 20 ассистентов и униформистов. Они вносили и выносили реквизит, курили, подмигивали зрителям. Одеты они были в самые заурядные костюмы.
Во время представления по рядам ходили продавщицы съестного, сигарет, пива. Зрители покупали пиво, сардельки, ели, пили, бросали посуду под ноги, курили. Все это было скорее похоже на луна-парк, да и то не самый лучший.
Состав зарубежного цирка (артисты и служащие в количестве более 400 человек) передвигается из города в город вместе с реквизитом, животными и оборудованием на собственном поезде. Манеж и барьер совсем не похож на наш. Это :— просто круг из дощечек вокруг манежа, иногда покрытого кокосовым ковром. На Западе почти не бывает воздушных и темповых конных номеров. Куполы в циркам завешиваются цветными полотнищами, а барьеры строятся хилые, скорее символические.
Хозяина цирка мы не видели. Он, говорят, приезжает из Парижа только на премьеру или в конце сезона. Руководит цирком директор, у которого есть помощники — артистический директор, отвечающий за подбор и составление программы, помощники по рекламе, транспорту, ло хозяйству, финансисты, щпрехшталмейстер и т. д.
Для оценки американского цирка Ринглинга приведем одно характерное высказывание Хулио Томаса — корреспондента газеты «Ньюс»: «Мы видели цирк Ринглинга, его можно сравнить с дешевым обедом — много всякой всячины. Обилие номеров, некоторые очень хороши, другие — так себе, а остальные — просто чтобы заполнить программу. Я же предпочитаю есть немного, но пищу хорошего качества, я боюсь несварения желудка. В Московском цирке все наипервейшего сорта. А то, что русский цирк работает на одном манеже, является его большим преимуществом... По сравнению с русским цирком американский цирк является не чем иным, как неуклюжим нагромождением номеров без всякого циркового смысла и с явной американской тенденцией «Карнавала или парка аттракционов».
Цирки в буржуазных странах не объединены в единую отрасль культуры и не имеют государственного" органа, который осуществлял бы постоянное руководство их деятельностью. Антрепренеры составляют программы на сезон и определяют маршруты движения цирков. Программы заделу няются артистами разных стран тоже на сезон. Уже в середине лета артисты рассылают письма хозяевам цирков с просьбой включить их в программу на будущий сезон.
Есть в буржуазных странах объединения хозяев и артистов цирка. Нечто похожее на профсоюз. В США в это объединение входят цирки, ледяные шоу и др. В Италии в руководство объединения входят журналисты, руководители цирков и некоторых театров. Это объединение иногда организует международные фестивали отдельных номеров. В последние годы международные фестивали проводятся в Монте-Карло (Монако). Вообще же такие Объединения чаще всего занимаются распределением территорий для работы отдельных цирков, иногда имеют филантропические функции. В некоторых странах издаются цирковые журналы — ГДР, Франция, Голландия и др.