Особый успех заслуженного артиста РСФСР Владимира Серова - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Особый успех заслуженного артиста РСФСР Владимира Серова

В. СЕРОВ исполняет эквилибр с моноциклом на свободно натянутой проволокеТысячи километров протянулись от Красноярска до Хатанги. Сильнейший снегопад вызвал вынужденную посадку самолета, а путь его пассажиров лежал дальше, на северо-восток Сибири.

На фото: В. СЕРОВ исполняет эквилибр с моноциклом на свободно натянутой проволоке

Вездеход, на котором группа артистов Красноярской филармонии должна была прибыть на открытие совещания охотников и оленеводов, «потерял» гусеницу на полпути от Хатанги до Крестов. Погода обычная для Красноярского края в это время года: метель и мороз 45° .

Пытаясь согреть руки и исправить гусеницу, механик и водитель нещадно жгут солярку, а артисты, забывая о себе, стараются уберечь от холода своих четвероногих помощников, самых слабых согревают собственным теплом.

Четыре часа длилась остановка, плюс два часа дороги. И наконец прибыли. Красный Чум переполнен. Зрители сидят в собачьих дохах и пимах: внутри чума температура немногим выше чем на улице. А артисты, как положено, работают в трико, в ярких легких костюмах, не обременяющих пластику. Зрители шумно и весело реагируют на каждый номер концерта.

Особый успех выпал на долю заслуженного артиста РСФСР Владимира Серова.

Его поистине уникальный номер «Моноцикл на свободной проволоке» единственный в эстрадной отечественной эквилибристике. Специалисты, оценивая его достижения, не раз отмечали, что Серов нарушает законы физики, балансируя там, где это, кажется, просто невозможно.

Артист делает на свободной проволоке то, что и на более устойчивом снаряде, обладая отточенным мастерством, выполнить чрезвычайно трудно: вниз головой, вращая педали моноцикла руками, он едет вперед, потом назад, а затем еще делает сальто. И то удивление, которое вызывает первая часть его выступления, когда артист в сложных условиях баланса манипулирует различными предметами то руками, то ногами, сменяется восхищением, вызванным самим масштабом человеческих возможностей.

У этого номера уже довольно большая пресса, отечественная и зарубежная. Так, английская газета «Дейли ньюс» писала, что Серов «выполняет такие трюки, что трудно себе представить, что их вообще можно выполнить», а в «Фидер
фольксцайтунг» (Австрия) отмечалось, что в его номере, «жемчужине мировой эстрады», сочетаются достижения акробатики с искусством жонглирования.

Этот номер входил в программу эстрадно-циркового представления «Каскад», которую артисты Красноярской филармонии показали на своем творческом вечере в Центральном Доме работников искусств.

Труппа невелика: Владимир Серов, Ирина Немыкина, Валерий Вторушин и Тамара Филиппова — художественный руководитель, партнер и соавтор Зладимира Серова по целому ряду номеров. Содружество это удивительно плодотворно. Филиппова и Серов работают вместе почти 20 лет. Сколько зрителей в селах и оленеводческих поселках Красноярского края, в различных городах нашей страны и за рубежом аплодировали их мастерству и таланту! В пятидесяти пяти странах показывал свое искусство заслуженный артист РСФСР Владимир Серов.

Несколько лет назад у артистов появился красочный и сложный номер «Озорной сувенир».

—    К моим планам создания новых номеров Серов относится всегда очень настороженно. Он практик, его сразу интересует возможность технического воплощения, а меня заботит эстетика номера. Так было и с «Озорным сувениром», — рассказывает Т. Филиппова, автор и одна из исполнителей номера. — Помню, мы сидели в Красноярском аэропорту. Рейс задерживался на неопределенное время, и вдруг я, будто на кинопленке, увидела этот номер.

Вскоре Серов с группой советских артистов улетел в Америку. А я решила пока подготовить реквизит номера. Пошла на тарную базу, «перемерила» там все бочки. Ту, что выбрала, привезла домой, выдолбила ее долотом, просверлила дырки и начала осваивать. Когда Володя прилетел, моя идея уже имела реальную основу в виде бочки. Всю нашу технику Серов всегда делает сам, а я придумываю и шью костюмы, в моей семье все были портными. Так что у нас всё «в своих руках», хотя ноги в этом деле значат немало. Разудалый Иванушка, пытаясь понравиться Матрешке из бочки, делает очень сложные фигуры на катушках.

—    При сочинении номера все его элементы: трюки, пластика, динамика — собираются воедино по крупицам, — говорит В. Серов. — Например, всё то, что вчера уже было придумано, казалось интересным, отняло много сил, сегодня вдруг воспринимается наивным трюком. Отметаешь и опять мучительно ищешь, пробуешь. На репетициях «Озорного сувенира» у меня долго не ладилось с катушками, и вдруг, случайно перекатившись с одной на вторую, что само по себе сложно, я понял, что этот «перекат» можно оставить в номере.

«Озорной сувенир» зрелищный и увлекательный, еще и будто является иллюстрацией того, каким должен быть номер эстрадно-циркового жанра: с сюжетной драматургией.

Номер начинается веселой игрой Иванушки с расписной бочкой, выкатившейся невесть откуда. Вдруг из бочки появляется Матрешка. И начинается своеобразный диалог этих традиционных персонажей балаганных представлений, в котором используются элементы пантомимы, русского танца, цирковые трюки.

В финале номера Иванушка — Серов вскакивает на сложную пирамиду из пяти катушек и, балансируя «перекатом», создает иллюзию падения, чем вызывает восхищение и Матрешки и зрителей.

Эта работа всегда с интересом принимается зрителями, очень важна она и для артистов. Свои дальнейшие творческие планы они во многом связывают с развитием жанровых особенностей «Озорного сувенира».

— В наше время НТР подобрать или сконструировать уникальную трюковую или иллюзионную аппаратуру не так уж сложно... А в эстрадно-цирковом жанре, как никогда, сейчас нужен исполнитель-артист, больше того — артист-романтик. Именно в этом ощущается дефицит нашей профессии, несмотря на разработанную методику подготовки артистов. Не хвалясь скажу, что знаю о своем жанре все, но примером для меня были и остаются жонглер на свободной проволоке Ангел Божилов (Болгария) и эквилибрист Рено (Швеция). Их самозабвенность и увлеченность Заставляют меня забывать, что это эквилибр в сочетании с жонглированием на свободной проволоке, что трюки их необычайно рискованны, а кому, как не мне, известно, что, как правило, эквилибрист падает всегда вниз головой, а высота не настолько велика, чтобы успеть хоть как-то сгруппироваться. Номера у них выглядят как красивые изящные шутки — это могут позволить себе только мастера высшего класса.

Сейчас Т. Филиппова и В. Серов продумывают программу с единым смысловым сюжетом: скорее всего, это будет эстрадно-цирковой спектакль, а может быть — сказочное представление с участием четвероногих друзей — помощников артистов.

Т. Филиппова работает с собаками давно. Шпунтик и Пиф, чьей популярности способствовало телевидение, «ходят» в артистах уже 10 лет.

Отталкиваясь от способностей, если можно сказать, индивидуальностей этих братцев, Серов и задумал «Монолото» на телевидении. Особенно талантливым артистом оказался Шпунтик.

Когда артисты были в Москве, со Шпунтиком произошел такой случай. Он заболел, и его срочно надо было оперировать. А накануне операции Шпунтик ушел побродить и потерялся. Поиски были безрезультатны. А через сутки артистам позвонили из больницы и сказали, что Шпунтик уже прооперирован.

Оказалось, что, заблудившись, он пришел к метро и сообразил, что нужно ждать кого-нибудь из знакомых. И дождался. Это была медсестра из ветлечебницы. Он подошел к ней и «заговорил». Конечно, девушка его узнала и привезла в больницу. На творческом вечере в ЦДРИ он выступал уже после операции. Сюжетом для будущей эстрадной программы, может быть, и станут «Приключения Шпунтика», которых более чем достаточно.

Но создание большой эстрадной программы, как и желание попробовать себя в педагогической деятельности, пока остается в рабочих планах артистов.

Жанр, в котором они работают, требует постоянного жесткого режима и непрекращающихся тренировок. И все же, когда Тамара и Владимир бывают у себя в Красноярске, они находят время на занятия с самодеятельным коллективом «Театр маленьких чудес», помогают показом и советом юным эквилибристам и фокусникам.

Рассказывая о Серове и Филипповой, нельзя не отметить и ту большую культурно-просветительную работу, которую ведут эти артисты. Они встречаются с колхозниками и рабочими предприятий, военнослужащими и школьниками, рассказывают о своих зарубежных впечатлениях, о поездках по стране и, конечно, выступают. Артистическая универсальность позволяет им это делать на любой площадке: в классе, в красном уголке, на полевом стане.

И каждый раз, когда выступает Серов, мы невольно задумываемся о богатстве человеческих возможностей, а за этим стоит каждодневный, часто изнурительный труд, так хорошо знакомый спортсменам и артистам жанра, в котором работает Серов. Труд и поиск. Поиск как смысл жизни в творчестве. Главное — не останавливаться, искать углы даже в колесе.

Ю. РУБЦОВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования