От «казачка» до «Бахчисарайской легенды»
Интервью с дрессировщиком лошадей, заслуженным артистом республики Борису Павловичу Манжелли.
Заслуженный артист республики Б. П. МАНЖЕЛЛИ. Фото Б. КАМЕНСКОГО
В редакцию приходит много писем, в которых содержатся вопросы, касающиеся различных сторон деятельности дрессировщиков.
Читателей интересуют, главным образом, методы воспитания животных, характер взаимоотношений дрессировщика и его подопечных, продолжительность обучения четвероногих артистов. И как всегда, в письмах присутствует неизменный вопрос: каким путем приходят дрессировщики к своей романтической профессии. Редакция обратилась к популярному дрессировщику лошадей заслуженному, артисту республики Борису Павловичу Манжелли с просьбой ответить на несколько вопросов.
Вопрос. Скажите, пожалуйста, когда Вы впервые вышли не манеж?
Ответ. Давно. Это было в 1925 году в Киевском цирке, когда мне исполнилось семь лет. Станцевав «казачка», я проскакал затем по манежу на допель-пони. Мое выступление длилось не больше минуты, но я чувствовал себя самым счастливым человеком.
Вопрос. А сейчас, Борис Павлович, что Вы испытываете, выходя на арену?
Ответ. Хотя я работаю много лет, каждый выход на манеж для меня — событие.
Вопрос. Кто помог Вам сделать первые шаги в искусстве?
Ответ. Мой отец. Я не перестаю восхищаться им. Он прошел путь от безграмотного деревенского парня до замечательного артиста. Я исколесил с ним всю страну. Детство мое проходило в цирках. Помню, каждый вечер мы, дети артистов, собирались за кулисами и мечтали о том дне, когда и нам разрешат выйти на манеж. И вот для меня этот день наступил. Вначале у меня были небольшие и незначительные роли. Затем я и два моих брата — Алексей и Владимир выступали с вольтижировкой и как жокеи-наездники. В 1947 году я дебютировал с собственным номером. Сейчас моя конюшня насчитывает тридцать лошадей.
Вопрос. Есть ли у вас свои «секреты» в дрессировке лошадей?
Ответ. Профессия дрессировщика сложна. Подчинить животное своей воле, заставить его выполнять все, что хочешь, нелегкое дело. Нужны трудолюбие, настойчивость. Каждая лошадь требует индивидуального подхода,, определенного метода работы с ней. Наша задача — увидеть особенности животного, разгадать его «характер». Таким образом, в каждом отдельном случае возникают свои «секреты» дрессировки.
Вопрос Бывали ли у Вас «конфликты» с Вашими питомцами?
Ответ. Случались. Помню, выступали в Москве в 1957 году. Мой любимец конь Гарик был почему-то не в духе. Набедокурил на манеже, испортил всю работу. А после окончания номера вдруг исчез. Нашли его среди ящиков со старым реквизитом. Он, видимо, чувствовал свою вину и решил скрыться с моих глаз. Наказывать Гарика не стали: все его очень любят, несмотря на задиристый характер. Бывало он взбаламутит всех лошадей, а потом отойдет в сторону и всем своим видом показывает — это не я. Однажды подрался с конем Саладином и, чувствуя вину, вновь убежал. Нашли его в какой-то яме, куда он свалился. Я не могу не прощать ему шалости — Гарик мне очень дорог, да и работает он отлично.
Вопрос. Были и есть ли сейчас у Вас и другие любимые лошади?
Ответ. Конечно. Прежде всего, ветеран моей конюшни Герой. Это была удивительная лошадь, «артист» в полном смысле слова. Мы не держали ее на привязи и ночью она частенько выходила на манеж и в свое удовольствие проделывала все то, что обычно исполняла во время представления. Дожила она до глубокой лошадиной старости — до тридцати трех лет.
Не держали мы на привязи (право, которое заслуживают самые послушные и надежные кони) и Венециана. Он участвовал в войне, был ранен и поэтому очень боялся выстрелов. В представлениях с шумовыми эффектами его не занимали, но в тех случаях, когда он появлялся на арене, он был великолепен.
Вопрос. Кстати, можно ли говорить о «таланте» лошади или о ее «бесталанности»?
Ответ. Пожалуй, можно. Иные лошади поддаются дрессировке легко и через каких-нибудь несколько недель выполняют все, что от них требуется. С другими приходится биться несколько месяцев. Причем, одни и те же трюки некоторым животным даются легко, другим с трудом. Например, был у меня конь, который ни за что не хотел вставать на «оф». И только тогда, когда мы стали подвешивать на веревке морковку, он соизволил выполнить этот несложный трюк. Кстати, потом это ему так понравилось, что он стал вставать на дыбы и тогда, когда это вовсе не требовалось.
Беру на себя смелость утверждать, что некоторые лошади имеют музыкальный слух, как, например, Фавори, которая увозит с манежа Марию в представлении «Бахчисарайская легенда». Если Фавори чувствует, что оркестр торопится, она сокращает круг на манеже, чтобы попасть в такт мелодии.
Вопрос. Случалось ли, что лошади доставляли Вам неприятности?
Ответ. Мне — нет. А вот администрации цирков бывало. В фойе Киевского цирка, помню, стояли урны, куда зрители бросали недоеденные бутерброды, огрызки яблок. Однажды утром обнаружили, что две урны разбиты. Такое повторялось несколько раз. Комендант недоумевал и никак не мог найти виновника. Решили устроить засаду. Глубокой ночью услышали неторопливое цоканье копыт, а вскоре увидели и ночного разбойника. Им оказался конь Соперник. Подойдя к урне, он опрокинул ее, разбил и принялся за трапезу. До сих пор не могу понять, каким образом Соперник освобождался от недоуздка. А, может быть, кто-то решил подшутить над комендантом...
На манеже цирка. Фото Е. САВАЛОВА
Вопрос. Какие эпизоды из Вашей деятельности дрессировщика особенно запомнились?
Ответ. Однажды вышло так, что в роли дрессировщика выступили... лошади; а я был исполнителем их воли. Случилось это так. Во время войны в Ростове погибла конюшня моего отца и мне передали лошадей дрессировщика М. Анисимова. Их бывший хозяин подробно записал в блокноте репертуар своих питомцев, все команды и жесты дрессировщика. Но блокнот вместе с сундуком, где он лежал, пропал в дороге. Представьте мое положение... Нужно репетировать, а я не знаю, что умеют делать лошади, и не знаю, что должен делать я — дрессировщик. И тогда я предоставил им полную самостоятельность. Животные показывали мне свои возможности и даже то, как я должен поступать. Мы как бы поменялись ролями.
Вопрос. Нам известно, что дрессировщик лошадей Юрий Ермолаев — ваш ученик. Кто еще из выступающих артистов прошел вашу школу?
Ответ. Многие. Лучшие из них: Л. Котова и Ю. Ермолаев, А. Зотова, Г. Утехин, Л. Лукьянова, А. Коткова. Своим учеником я с полным правом считаю и сына Валерия. Он продолжает дело цирковой династии Манжелли. В «Бахчисарайской легенде» Валерий исполняет роль Вацлава.
Вопрос. В заключение, Борис Павлович, читателям журнала было бы интересно узнать о Ваших творческих замыслах.
Ответ. Я ношусь с идеей — поставить большую конную пантомиму «Котовский».
Журнал Советский цирк. Март 1968 г.
оставить комментарий