В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

От кишлака до стадиона

Неисповедимы журналистские тропы. Одна из них привела меня недавно в старинную текстильную Кинешму. В те предосенние, августовские дни в городе гастролировал один из коллективов московской группы «Цирк на сцене».

Но, скажу откровенно, большого желания идти на представление не было. Само название «Цирк на сцене» звучало как-то стран­но. Организаторы вроде бы извинялись заранее: уж не взыщи­те — у нас цирк не настоящий, не под куполом... Но, слыша со всех сторон восторженные отзывы кинешемцев, я пошел на представление. Нет, без всяких скидок, это была яркая, насыщенная интересными номерами двухчасовая программа, доставившая радость и детишкам и их родителям. Меня программа приятно удивила многогранностью дарований. Судите сами.

Тамара Минина выступает как дрессировщица веселых медведей и обезьянок, а вслед за тем вместе с парт­нершей Галиной Соловьевой исполняет изящный эквилибр на лестнице. В свою очередь Г. Соловьева в той же программе жонглирует на моноцикле. Николай и Елена Абрамовы очень легко, я бы сказал, элегантно выполняют акробатический этюд. Вслед затем юная гимнастка демонстрирует каскад трюков на вертикальном канате, а Николай в паре с Герасютиным высту­пает как акробат-эксцентрик. Герасютин же еще раз предстает перед зрителем в качестве жонглера. Вячеслав Чуморин и Нина Славина вместе составляют номер мнемотехники. Порознь же: он — коверный, она — иллюзионист. Ведет программу опытный ведущий с острым злободневным репертуаром Рафаил Бромберг...

Итак, «Цирк на сцене». Он родился в 1950 году и был призван заменить так называемые колхозные филиалы при крупнейших цирках страны. Главная и в ту пору единственная его задача сводилась к обслуживанию тех мест, где нет зим­них цирков и где не раскидывает свой брезентовый шатер даже шапито. Всего в стране шесть групп «Цирк на сцене», которые дис­лоцируются в Москве, Ленинграде, Киеве, Ростове, Ново­сибирске и Ташкенте. Я не случайно говорю «дислоцируются», потому что все коллективы круглый год на походном положе­нии, они всегда в пути.

Судите сами: только московская группа «Цирк на сцене» дает в год около двух тысяч представлений перед полутора миллионами зрителей! Причем подавляющее большинство этих зрителей никогда не видело над головой циркового купола. Клубная сцена таежного поселка и кузов грузовика на полевом стане, наскоро сколоченные подмостки на строительстве ГЭС и просто зеленая лужайка высокогорного аула, спортивный зал в школе и пахнущая новогодней хвоей комнатка в детском саду — таковы «производственные площадки» группы. (Замечу в скобках, что только в дни зимних школьных каникул группа обслуживает до трехсот тысяч ребят Московской, Горьковской, Волгоградской и других областей.) Трудно представить более благодарную аудиторию. Работать для нее — большая, творческая радость.

Не сразу пришло «Цирку на сцене» признание, как к полно­правному отряду работников искусства. Первые годы, когда в гастрольных коллективах было всего десять-двена,ццать чело­век, когда музыкальное сопровождение состояло, как правило, из одного аккордеона или баяна, когда не было, по существу, коверных и остро ощущался недостаток я интересных и ориги­нальных номерах, — тогда трудно было говорить о полно­кровном  и  полнометражном цирковом представлении. Нередко бывало так, что номера, снятые с большого манежа, передавались в «Цирк на сцене». Очень мало было молодежи. В какой-то мере это можно объяснить: каждого юного артиста цирка манит залитый огнями круг диаметром в тринадцать метров. Именно здесь, как представляется моло­дежи, находится единственная стартовая площадка для взлета в большой мир искусства.

Так было вчера. Точнее, позавчера. Для сравнения скажу, что сегодня в восьми передвижных коллективах московской группы «Цирк на сцене» работают по двадцать—двадцать пять артистов, достойно представляющих все жанры циркового искусства. В каждом коллективе свой коверный, небольшой музыкальный ансамбль. Все это дает возможность, как мы видели на примере гастролей в Кинешме, показывать яркую темповую программу.

Особо заметные перемены в работе московской группы произошли за последние семь-восемь лет, когда к руководству ее пришел ветеран цирка заслуженный деятель искусств Латвийской ССР Сергей Александрович Эльдаров. Ему приш­лось столкнуться с многими серьезными проблемами. И одна из них, пожалуй, первейшая — кадры. Труппа, можно сказать, старела на глазах, не имея, по существу, притока свежих твор­ческих сил. Дело в том, что выпускники единственного про­фессионального училища (ГУЦЭИ) закрепляются, как правило, за большим цирковым конвейером страны. В основном «на конвейер» работает и студия циркового искусства. Пришлось искать резервы самим. И они нашлись. Три ручья питают сегодня «Цирк на сцене»: талантливые исполнители из самодеятельности, спортивная молодежь и те, кого воспитывает сам коллектив. Это своего рода цирковое производственное обучение. И надо сказать, что ручьи эти с каждым годом становятся все полноводнее. Из одного только подшефного Щелковского народного цирка за послед­нее время в труппу пришло семь человек.

А всего в нынешнем году в недрах московской группы «Цирк на сцене» было подготовлено более двадцати ориги­нальных номеров. Среди них — «Политсатира в масках» Л. Брусковского (режиссер — заслуженный деятель искусств И. Набатов), акробаты Л. и Б. Ивановы (режиссер — заслужен­ная артистка РСФСР К. Кох), дрессированные медведи Т. Мини­ной (режиссер — заслуженный артист РСФСР Н. Гладильщиков). Я думаю, что даже в этом небольшом перечне обращают на себя внимание не только имена исполнителей, но и имена педагогов-постановщиков. Действительно, успех номера — особенно, когда это номер дебютанта, — в значительной мере зависит от воспитателя.

...Более тридцати лет не сходили с отечественных и зару­бежных афиш имена сестер Кох. Несколько лет назад артистки перешли на преподавательскую и режиссерскую работу. Клара Болеславовна Кох — режиссер-педагог московской группы «Цирк на сцене». Каждый номер, подготовленный ею, отличает не только филигранная техническая отделка, но и высокий художественный вкус, творческая изобретательность. С боль­шим успехом, например, выступает ее ученица антиподистка. В. Щеглова: по существу, девушка разыгрывает на сцене целый мимический спектакль в русском национальном стиле. Инте­ресный сценарий написала Клара Болеславовна и для Н. Пуш­киной, исполняющей пластический этюд.

Думается, что эти и им подобные номера могут украсить самую ответственную сценическую площадку. Впрочем, я на­прасно сказал«могут». Они и в самом деле украшают сегодня многие праздничные выступления. Только прошлым летом арти­стами группы были показаны три большие программы на ВДНХ, в парках «Сокольники» и имени М. Горького (их поста­вил ветеран московской группы режиссер Николай Игнатьевич Безносик). Собственно говоря, здесь мы уже встречаемся с детищем «Цирка на сцене», которое ныне прочно стоит на ногах. Я имею в виду «Цирк на стадионе». Ему нет еще и шести лет, но он успел побывать чуть ли не на всех стадионах страны. Мобильность этого коллектива, на­считывающего до ста человек, удивительна. В весенне-летний сезон он дает до пятнадцати представлений в месяц. Самое любопытное при этом, что в каждом городе дается всего лишь три выступления: одно в субботу и два в воскресенье. Это значит: каждые семь дней — новый город.

«Цирк на стадионе» всегда на колесах, И это не только образное выражение. Он передвигается «своим ходом» на празднично украшенных автомашинах. В минувшем, юбилейном году они были оформлены особенно торжественно и на­рядно. Переезжая из города в город, артисты показывали юбилейное цирковое представление «Озаренные солнцем» (автор сценария Ю. Чепурин, постановщик В. Миронов)...

— О  чем  вы мечтаете,  в чем видите перспективы дальней­шего развития цирка на сцене? — спросил я у Сергея Алек­сандровича Эльдарова.
— Моя мечта (впрочем, это мечта и всех тех, кто отдает цирку на сцене свои силы, знания, опыт) — создать настоя­щий  цирковой театр. В таком театре, как нам представляется, должно «играть» все — и задник, и подмостки, и, может быть, даже зрительный  зал.   В цирковом театре можно будет разыг­рывать удивительно интересные спектакли-обозрения, пол­ностью использовать огромные возможности, заложенные в самой природе цирка.

Правда, пока это только мечта. Реальность такова, что мы до сих пор не имеем даже нормальной репетиционной и учебной базы и вынуждены арендовать случайное помещение крохот­ного клуба. Да и то только в утренние часы. Но я по природе оптимист и верю в счастливую звезду «Цирка на сцене»... Ну что ж, пожелаем мастерам-труженикам осуществления всех их замыслов. Они это заслужили.
 

Им. ЛЕВИН

Журнал Советский цирк. Январь 1968 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100