От Москвы до самых до окраин
Жаль, что в Дирекции московских коллективов «Цирк на сцене» не висит географическая карта СССР. Если бы на такой карте отметить флажками все места, где побывали за четверть века артисты этих коллективов, то зрелище получилось бы впечатляющее: «белых пятен» на ней оказалось бы совсем немного.
Впрочем, некоторые представления о масштабах и характере деятельности этой организации получаешь, едва только переступишь порог крохотного особнячка на улице Осипенко, в котором помещается Дирекция столичных коллективов «Цирк на сцене». В красном уголке внимание привлекает заботливо подобранная красочная экспозиция. Фотодокументы и афиши. Стенные газеты и программки. Благодарственные письма и вырезки из периферийной прессы... Это — как бы краткая летопись жизни и работы артистов.
Вот фотоснимок, сделанный прошлым летом в Набережных Челнах.
Гимнасты выступают на одной из строительных площадок камского автогиганта. Пожалуй, ни в одном клубе или Дворце культуры не собрать бы им такой многолюдной аудитории. И глядя на запечатленных объективом аплодирующих зрителей, можно представить себе грохочущий шквал рукоплесканий, которыми тысячи камазовцев награждали артистов за их жизнерадостное искусство.
На других снимках — артисты коллектива № 8 в гостях у пахарей Ставрополья, где они провели десятки выступлений прямо на полевых станах в разгар прошлогодней весенней страды. Заснят и концерт, состоявшийся в обеденный перерыв в одном из цехов Уральского криолитового завода...
Позднее я познакомился с содержанием восьми увесистых альбомов, выставленных в красном уголке. У каждого коллектива — свой альбом-отчет. Возвращаясь в Москву после долгих поездок по стране, артисты живо интересуются тем, как обстоят дела у коллег, и альбомы достаточно широко рассказывают об этом. В них фиксируются производственные и финансовые показатели каждого коллектива, творческие достижения его участников. Тут собраны Почетные грамоты, которыми награждены артисты, отзывы о выступлениях.
Цирк на сцене.. Еще с детства мы привыкаем к мысли, что цирк — это прежде всего залитая ярким светом арена, раскинувшаяся под уходящим ввысь куполом. А тут — обычная клубная сцена или поле стадиона, а то и просто небольшая выгородка в заводском цехе. Попробуй развернись. Но, очевидно, для искусства, если оно действительно настоящее, важна не площадка, где проходят представления, важно то, кто и с чем на ней выступает. Еще одно убедительное свидетельство тому — выписанный мною из упоминавшихся выше альбомов отзыв: «Многотысячный коллектив бригад коммунистического труда сортопрокатного цеха Нижне-Тагильского металлургического комбината имени В. И. Ленина сердечно благодарит московских артистов цирка за содержательную, увлекательную. интересную программу. Пусть этот шефский концерт послужит укреплению дружбы между работниками искусства и металлургами Нижнего Тагила».
Подобных отзывов в альбомах много. Они, конечно, радуют артистов, но и ко многому их обязывают. Прежде всего — к новым творческим поискам, к полной душевной и физической самоотдаче в их нелегком труде.
Коллективы «Цирк на сцене» призваны донести свое радостное жизнеутверждающее искусство до зрителей крупных индустриальных центров, сельских районов, до глубинных уголков нашей страны.
Маршруты коллективов московской Дирекции, которой руководит В. А. Горегляд, пролегают от Бреста но западе, до Норильска на востоке, от заполярного Мурманска до Кушки на знойном юге. Только за 1973 год выступления этих артистов повидали два миллиона зрителей. Из года в год растет рентабельность работы московских коллективов.
В прошлом году коллективу столичной Дирекции «Цирк на сцене» были присуждены переходящее Красное знамя Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры и первая премия по итогам социалистического соревнования театрально-зрелищных предприятий страны.
Кто же добился столь значительного успеха? В дружном коллективе много артистов, отдающих все свои силы, энергию любимому искусству. Обо всех не расскажешь, но с некоторыми из них познакомим читателей. Начнем с молодых, с комсомольцев Бориса Красноселова и Александра Музалево. Тем более что начало их пути в искусстве во многом характерно для молодых артистов передвижных групп. Борис и Александр еще в школьные годы пристрастились к акробатике. Первую подготовку они получили в клубных спортивных секциях. Потом был народный цирк, победные выступления на республиканских и всесоюзных смотрах художественной самодеятельности. Последние три года Красноселов и Музалев выступают с номером силовой акробатики, который поставил режиссер М. Пичкин. Это очень красивая композиция, исполнение ее требует незаурядной физической силы. Но при этом работа молодых артистов отличается необычайной легкостью и непринужденностью. Присущие Борису и Александру большое трудолюбие, упорное совершенствование своего мастерства принесли первые отрадные результаты. Б. Красноселов и А. Музалев удостоились звания лауреатов Всесоюзного смотра молодых артистов цирка, посвященного 50-летию образования СССР.
А теперь представим акробатов Валентину и Георгия Калищук. Они получили специальное спортивное образование, неоднократно бывали призерами и чемпионами республиканских и всесоюзных соревнований по акробатике. Но уже более десяти лет Валентина Константиновна и Георгий Владимирович работают в системе Союзгосцирка. Они выступают с «Акробатическим адажио», поставленным в строго классическом стиле. К слову сказать «передвижническая стезя» для них необычайно сложна: двух малышей приходится оставлять у престарелой бабушки. Супруги, конечно, могли бы работать тренерами в спортивных школах. И это было бы для них намного спокойнее. Но перед горячей любовью к цирковому искусству отступают на задний план все житейские неудобства...
Артист Рафаэль Бромберг до последнего времени был мне известен как талантливый исполнитель музыкально-публицистических фельетонов. Но вот издательство «Молодая гвардия» выпустило книгу «Пароль — Брусника». В ней рассказывается о мужественной борьбе одной из минских подпольных групп, которой руководила Герой Советского Союза М. Б. Осипова (Черная). В сомом начале книги говорится о тех, кто летом 1941 года составил боевое ядро подпольной группы. Среди них был и Бромберг. Из этой повести можно узнать о боевой юности комсомольца Рафаэля, о смелых операциях, в которых он участвовал вместе со своими товарищами по минскому подполью. С годами Бромберг поседел, приобрел солидную осанку. Но ту неуемную энергию, которая всегда помогает человеку в жизни и в работе, он сумел пронести через годы.
Людой, горячо проданных своему делу видящих свое призвание в том, чтобы изо дня в день нести в массы радостное и прекрасное искусство цирка, здесь много. Нельзя не упомянуть о бывшей участнице Великой Отечественной войны Нине Алексеевне Славиной, выступающей в оригинальном жанре мнемотехники, о заслуженном артисте РСФСР Сергее Ван-Тен-тау и его великолепных иллюзионных миниатюрах, о Людмиле Христофоровне Милюковой, которая вот уже 17 лет успешно руководит коллективом «Веселый отряд», о способном коверном Владимире Савельеве, о воздушном гимнасте Артеме Вартанове, о руководителе увлекательного медвежьего аттракциона Иосифе Монастырском, о дипломантах Всесоюзного смотра молодых артистов цирка — дрессировщице обезьян Лилии Разуваевой и жонглере на вольностоящей лестнице Иване Чернякове и, наконец, о режиссере Николае Игнатьевиче Безносикс, который вот уже двадцать лет помогает артистам, особенно молодым, совершенствовать номера.
Все это — опытные мастера своего дела, высоко несущие марку столичной Дирекции коллективов «Цирк на сцене».
Могут спросить: так уж все безмятежно и гладко обстоит в этих коллективах? Нет у них трудностей? Конечно, есть. Очень нужно пополнить группы молодыми квалифицированными исполнителями. И тут встает вопрос о подготовке кадров. К сожалению, есть еще неполадки и в организации гастрольных поездок, по-прежнему плохо обеспечены артисты транспортом для своих переездов.
Словом, нерешенных проблем и всякого рода забот у передвижных коллективов хватает. И тем не менее большинство артистов горячо увлечены . своим делом, преданно, с чувством ответственности служат любимому искусству.
Вот и сейчас, когда пишутся эти строки, одна из групп московской Дирекции «Цирк ма сцене» выступает перед зрителями Прибалтики, другая завершает работу на Полтавщине, третья отправляется на гастроли в Сибирь... У каждого из восьми коллективов свои маршруты, свои пути-дороги. На поездах и автомашинах, на самолетах и теплоходах спешат артисты в различные районы страны, чтобы порадовать зрителей своим ярким мастерством, приобщить тысячи и тысячи тружеников городов и сел нашей страны к миру прекрасного, к своеобразному красочному искусству цирка.
А. АМАСОВИЧ
оставить комментарий