Открываем новогодний журнал
КОНФЕРАНСЬЕ. Добрый вечер, дорогие друзья!
КЛОУН. Почему „добрый вечер" ? Ведь мы сегодня выступаем не на манеже, не на эстраде, а на страницах журнала!
КОНФЕРАНСЬЕ. Ну и что?
КЛОУН. А журнал доставляется читателям утром.
КОНФЕРАНСЬЕ. Тогда с добрым утром, дорогие друзья! Я пришел к вам с эстрады.
КЛОУН. А я из цирка.
КОНФЕРАНСЬЕ. И нам сегодня поручено провести вас по... страницам новогоднего номера журнала „Советская эстрада и цирк".
КЛОУН. Вы представляете, товарищи, какая это радость и какая ответственность?!
КОНФЕРАНСЬЕ. Вот именно: эта ответственность мне всю радость отравляет.
КЛОУН. Почему же? Ведь мы привыкли ежедневно выступать перед тысячами зрителей!
КОНФЕРАНСЬЕ. Перед тысячами? А сколько сегодня людей на нас смотрят! Вот я подсчитал: тираж журнала пятьдесят тысяч. Каждый номер журнала в среднем читают пять человек — это уже четверть миллиона. А сколько в библиотеках берут...
КЛОУН. А сколько не возвращают...
КОНФЕРАНСЬЕ. Вот видишь, какая ответственность.
КЛОУН. А мы в цирке к такой ответственности привыкли. Наш цирк объездил весь мир. Вот помню, когда мы выступали в Сенегале, все зрители кричали нам по-русски: «Молодцы!»
КОНФЕРАНСЬЕ. Ничего удивительного: за неделю до этого там выступала группа мастеров советской эстрады. А вот когда наши артисты были на Северном полюсе, там нам аплодировали даже белые медведи.
КЛОУН. Ничего удивительного: наверное, они учились в медвежьем цирке у нашего Валентина Филатова.
КОНФЕРАНСЬЕ. Вот видишь, как чудесно — наш цирк и эстрада выступали всюду, от Африки до Северного полюса, от Америки до Дальнего Востока.
КЛОУН. Я тебе больше скажу: мы уже готовимся открывать летний сезон на Луне.
КОНФЕРАНСЬЕ. А где же вы там будете выступать? Там сплошные лунные моря и кратеры!
КЛОУН. Да нет, нас там давно ждут: уже открыто несколько лунных цирков.
КОНФЕРАНСЬЕ. Ну, эстрада тоже не отстанет. У нас создается филиал Москонцерта на Марсе. Так и будет называться — Марсконцерт. Лично я уже готовлю специальный сатирический номер для марсиан.
КЛОУН. Сатирический?! Для марсиан ?!
КОНФЕРАНСЬЕ. Конечно, там же столько недостатков! Кислорода не хватает, с каналами полная неразбериха — то ли они есть, то ли их нет. И потом эти два спутника крутятся вокруг Марса: Фобос и Деймос. По-моему, один вполне можно сократить.
КЛОУН. Все это очень интересно, но не пора ли нам вернуться на Землю?
КОНФЕРАНСЬЕ. Правильно, ведь и сегодня мы выступаем на новой, тоже не освоенной площадке: на страницах нашего журнала. Ж нам нужно подумать о том, чтобы первая встреча с нашими читателями прошла интересно, весело, тепло.
КЛОУН. Иначе и не может быть: ведь на эту встречу собралось столько настоящих друзей эстрады и цирка. Они принесли нам свои пожелания, приветствия, поздравления.
КОНФЕРАНСЬЕ. Итак, предоставим им первое слово на первой странице.
КЛОУН. Открываем новогодний номер!
КОНФЕРАНСЬЕ. Ничего не понимаю — зачем ты здесь устраиваешь цирк?
КЛОУН. А я готовлю новый номер.
КОНФЕРАНСЬЕ. Но почему ты этим занимаешься здесь?
КЛОУН. Это же наш родной журнал,
почему я не могу здесь репетировать?
КОНФЕРАНСЬЕ. Но мы сегодня выступаем вдвоем, и в таком положении ты все проблемы перевернешь вверх ногами! А здесь нужен человек, который бы все поставил на место.
КЛОУН. Такой человек есть. Между прочим, наш работник, главный режиссер Московского дирка М. Местечкин.
КОНФЕРАНСЬЕ. А где он?
КЛОУН. На этой же странице.
КОНФЕРАНСЬЕ. Слушай, ты не ошибся? У нас журнал эстрады и цирка, а не физкультуры и спорта. Почему ты на коньках?
КЛОУН. Так удобнее скользить по поверхности и крутиться на одном месте.
КОНФЕРАНСЬЕ. Я тебя не пойму: ведь за скольжение по поверхности и за кружение на месте обычно ругают.
КЛОУН. Не всегда. Прочти статью, которая начинается на этой странице...
КОНФЕРАНСЬЕ. Кто у нас идет следующим в номере?
КЛОУН. Ну, это не нам с тобой решать. Пойдем на 32-ю страницу, посоветуемся с членами редколлегии, согласуем с ответственным редактором.
КОНФЕРАНСЬЕ. Посоветуемся... Согласуем... Пора от этого отвыкать. Надо больше проявлять личной инициативы. Мы тоже должны переходить на прямые связи со зрителем.
КЛОУН. В чем это будет выражаться?
КОНФЕРАНСЬЕ. Наше искусство — это продукция широкого потребления. Мы должны прислушиваться к голосу потребителя: снимать с производства неходовые песни, стандартные трюки, старомодные остроты...
КЛОУН. Ты еще скажешь, что мы должны учитывать прибыли?!
КОНФЕРАНСЬЕ. Конечно... Вот, скажем, прибыли письма с благодарностью — значит, поработали неплохо.
КЛОУН. Так, значит, ты на эстраде, а я на манеже должны теперь сами за все отвечать?
КОНФЕРАНСЬЕ. Обязательно.
КЛОУН. А что, уже есть такие указания?
КОНФЕРАНСЬЕ:. Указаний нет, но есть, на мой взгляд, достаточно авторитетное мнение, с которым ты можешь познакомиться на следующей странице.
КЛОУН. Ты что, собираешься на новогодний карнавал?
КОНФЕРАНСЬЕ. Нет, просто я считаю, что этот костюм должен стать обычной формой для сатирика на эстраде.
КЛОУН. Не понимаю, какая связь между мушкетерами и сатириками?
КОНФЕРАНСЬЕ. Самая прямая: и те и другие должны быть смелыми и бесстрашными.
КЛОУН. Так это ты не про эстраду, а про цирк говоришь. Ведь это у нас такие мушкетеры. Например, Ирина Бугримова работает с десятью львами.
А у вас кто-нибудь хоть с одним львом работает?
КОНФЕРАНСЬЕ. Работает. Марк Новицкий с заслуженным Львом... Борисовичем Мировым.
КЛОУН. Да, это действительно бесстрашные мушкетеры. Но мушкетер, кроме того, должен быть сильным. Вот наш мушкетер Всеволод Херц поднимает столько, сколько и десять человек не поднимут.
КОНФЕРАНСЬЕ. Это что, а вот наши мушкетеры Шуров и Рыкунин целую программу подняли, которая так и называется: «Два мушкетера».
КОНФЕРАНСЬЕ. Скажи, пожалуйста, какая встреча Нового года тебе запомнилась больше всего?
КЛОУН. Прошлогодняя.
КОНФЕРАНСЬЕ. А что в ней было особенно интересного?
КЛОУН. То, что она обошлась мне в 4 копейки.
КОНФЕРАНСЬЕ. Где это тебе удалось так встретить Новый год?
КЛОУН. В троллейбусе. Торопился домой после представления и не мог найти такси.
КОНФЕРАНСЬЕ. А вот мне прошлогодняя встреча влетела в копеечку. В ночь под Новый год я летел с Сахалина в Москву. Пришлось встречать Новый год шесть раз. Да к тому же прибавь еще стоимость билета.
КЛОУН. А этот Новый год я предлагаю встретить дома.
КОНФЕРАНСЬЕ. Не получится.
КЛОУН. Почему?
КОНФЕРАНСЬЕ. Да потому, что осталось мало времени. И чтобы успеть все дома подготовить к встрече Нового года, нужно быть или иллюзионистом, или волшебником.
КЛОУН. Ты прав. Вот и пойдем встречать Новый год к Арутюну Акопяну.
КОНФЕРАНСЬЕ. А это далеко?
КЛОУН. На следующей странице.
КОНФЕРАНСЬЕ. Вот и окончился наш праздничный новогодний номер ..
КЛОУН. А что же у нас дальше?
КОНФЕРАНСЬЕ. Дальше у нас целый год напряженной творческой работы.
КЛОУН. А мне все-таки жаль расставаться с нашими читателями...
КОНФЕРАНСЬЕ. А мы с ними не расстаемся: нас ждут новые встречи на цирковых представлениях и эстрадных концертах. И на страницах нашего журнала. До новых встреч!
КЛОУН. Одну минуточку! Товарищи читатели, подождите закрывать журнал. Мы еще не сказали самого главного: С Новым годом, дорогие читатели!
КОНФЕРАНСЬЕ. С Новым годом, дорогие зрители!

Обложки. Журнал Советский цирк. Январь 1966 г.:
Артистка цирка ЛЮДМИЛА КОТОВА. Фото М. ГАНКИНА
Рисунок художника М. АНИКСТА
оставить комментарий