Оживший камень
Из белого камня изваяны лошадь, преодолевающая препятствие, на ней юноша в сложной акробатической стойке и грациозная девушка-наездница.
Изображение стремительного порыва, полного внутренней экспрессии, производит сильное впечатление. Это отмечали и посетители Всесоюзной художественной выставки 1945 года, в Москве, где демонстрировалась скульптура «Цирки. Автор ее — заслуженный деятель искусств Иосиф Моисеевич Чайков. В своем произведении он стремился создать символический образ цирка, передать все наиболее характерное для этого своеобразного и яркого искусства: стремительный ритм, отвагу, ловкость, красоту исполнителей.
Скульптуры И. Майкова широко известны в нашей стране и за ее пределами. Более пятидесяти лет отдал он искусству. Одним из первых среди советских скульпторов Иосиф Моисеевич обратился к теме цирка. Родился Чайков в Киеве, учился в Париже, в Школе изящных искусств. В первые годы после Октябрьской революции он участвовал в осуществлении ленинского плана «монументальной пропаганды». Чайков — автор памятников Карлу Марксу, Карлу Либкнехту, скульптурной группы «Всеобуч», которые были установлены в свое время на площадях и улицах Киева. Скульптор создал много произведений на самые разные темы, но наибольший интерес он проявил к теме спорта. Его всегда привлекали энергичные, красивые движения физкультурников. Каждому знакома скульптура «Футболисты», Два спортсмена запечатлены в момент захватывающей борьбы за мяч. Работа эта была выполнена Иосифом Моисеевичем в 1939 году для советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке и получила там восторженные отзывы. Сейчас «Футболисты» установлены перед входом в Государственную Третьяковскую галерею.
Теме спорта посвящены и такие скульптуры Майкова, как «Планерист», «Прыжок с шестом». В 1958 году его большая композиция «Бег с препятствиями» экспонировалась на международных выставках в Брюсселе и Нью-Йорке. Он — участник международных выставок в Мексике, Китае, Венеции. Среди работ Майкова значительное место занимают скульптуры, посвященные теме цирка. Это понятно: Иосиф Моисеевич — большой друг мастеров манежа. Он часто бывает на представлениях. Его увлекают праздничность, красочность, волшебство спектаклей на манеже, блестящее умение артистов владеть своим телом, совершенная точность в выполнении трюков, бесстрашие и находчивость. С восхищением говорит скульптор о большом труде и упорстве артистов, благодаря которым они достигают замечательных результатов. С восторгом отзывается он об искусстве дрессировщика Владимире Дурова, о мастерстве солнечного клоуна Олега Попова.
Впервые И. Чайков обратился к теме цирка еще в 20-е годы. Он создал тогда небольшие статуэтки «Акробаты» и «Жонглер». Одна из них была представлена на Международной выставке в Париже. Однажды на представлении в цирке внимание Майкова привлекла группа акробатов, состоящая из отца, матери и маленького сына. Особенно понравилась художнику «пирамида». В небольшом эскизе, названном им «Икарийские игры», он изобразил дружную семью артистов в тот момент, когда пирамида близка к своему завершению. В статуэтке «Канатоходка» скульптор передает свое ощущение от выступления юной артистки. Стройная, грациозная девушка с зонтиком в руке и с шаром на лбу приготовилась идти по проволоке. Чувствуется, что эквилибристка необычайно сосредоточена, но вместе с тем ее фигура и движения удивительно легки и пластичны.
Эти статуэтки, как и другие этюды («Артистка цирка», «Баланс на лошади»), явились как бы подготовкой к созданию большой композиции «Цирк», о которой шла речь вначале.
С. ПОНЯТОВСКИЙ
Журнал Советский цирк. Ноябрь 1965 г.
оставить комментарий