В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Память подскажет

С волнением читал я материалы VIII пленума ЦК ВЛКСМ, посвященного военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Вспоминал свою боевую мо­лодость, славные и трудные годы Вели­кой Отечественной войны... И думал, как необходимо доводить все это до созна­ния тех, кто родился после Победы. Ведь их жизнь проходит спокойно, свет­ло, они не слышали свиста бомб и гро­хота снарядов. И очень хорошо, что нашей молодежи не пришлось пережить всего этого. Но воспитывать ее на тра­дициях героизма, напоминать о величии подвига, свершенного советским наро­дом, — необходимо. Это укрепляет чув­ство любви к своей Родине, волю в борь­бе за мир.

Вскоре после пленума я выступил в «Комсомольской правде», призвал своих сверстников — комсомольцев двадцатых годов и ветеранов Великой Отечествен­ной войны — принять самое деятельное участие в воспитательной работе. Счи­таю, что воспитывать молодежь — граж­данский долг каждого из нас. Обо всем этом я размышлял, когда смотрел в общежитии химического ин­ститута эстрадную программу на воен­ную тему.

«Спроси у памяти» — так называется эта программа. Исполняют ее молодые артисты Москонцерта. Когда началась война, все они были еще детьми. Но у каждого из них остался в памяти след войны. У одного из певцов — Николая Зайцева — «похоронная» на старшего брата (так называлось извещение о гибели воина, павшего смертью храбрых), у второго певца — Ивана Громского, — тяжелый труд на военном заводе, когда от усталости и голода подкашивались но­ги. Война лишила радости детства музы­кантов Виталия Жигунова и Николая Лопухова, автора литературно-музы­кальной композиции поэта Ефима Чер­ных. И хорошо, что ведущий артист концерта чтец Герман Лаврусюк рассказы­вает обо всем этом. И о себе: как он со­бирал металлолом на строительство пионерского танка, как помогал матери стирать солдатское белье в осажденном Сталинграде. Это интимное вступление сближает артистов со слушателями, оно дает им моральное право обращаться к залу: «Спроси у памяти!»

Тема концерта — суровая молодость отцов и судьбы детей, раздумья о свя­том долге молодого поколения перед па­мятью прошлого. Программа посвящена тем, кто отстоял свободу и независи­мость нашей Родины, — живым и мерт­вым. Об этом тоже говорит ведущий в своем вступительном слове.

Воскрешая в памяти слушателей ми­нувшие годы, чтец как бы вводит их в события прошлых лет. Юность он призывает стать на двадцать лет старше, а зрелость — на двадцать лет моложе. Молодым артистам удается заставить зал совершить это внутреннее перево­площение, проникнуться настроением и мыслями людей, вставших на смертный бой, сопережить тоску солдата по род­ному дому и любимой девушке и, нако­нец, ощутить радость Победы.

Звучат песни, давно знакомые, как принято говорить, «запетые», но в этот момент будто просветленные, согретые пережитыми чувствами. Аккорды гроз­ной Седьмой симфонии Дмитрия Шоста­ковича чтец обрывает словами: «Нет, со­рок первый начинался не так!» И певцы запевают: «Утро красит нежным све­том...» — самую любимую молодежью того времени песню братьев Покрасс «Москва майская». Но в хрустальную мелодию песни снова врываются тре­вожные звуки Седьмой симфонии. И вслед за этим: «Идет война народная, священная война», — поют Иван Громский и Николай Зайцев. Идет война... Песню «Днипро» окрашивает щемя­щим душу лиризмом слова Германа Лаврусюка,   рассказывающего,   как   девочки в первый раз украдкой целовали мальчиков, уходящих в бессмертье, це­ловали тех, кто не вернулся к поседев­шим теперь невестам.

Но в короткой программе концерта уместилась война, показанная не только с трагической ее стороны. В ней есть и «солнечная поляночка» с ядреной фрон­товой шуткой, и бывалый солдат-весель­чак, которого все хорошо знают по име­ни, — Василий Теркин. Его весело и за­дорно играет способный, разносторонний артист Герман Лаврусюк. Он не только хорошо читает стихи, но и пляшет здо­рово и подпевает вокальному дуэту. По­этому и программа в целом не оставляет чувства подавленности, хотя рассказы­вает о том, что болью отзывается в сердце.

Во время представления я всматри­вался в лица студентов. Все более и более захватывало молодых людей на­строение, созданное концертом. Я видел сосредоточенные, посерьезневшие лица, внимательные, широко открытые глаза. За этот час юноши и девушки многое поняли, глубоко прочувствовали.

После концерта меня попросили вы­ступить. И еще целых полчаса они слу­шали мой рассказ о воинском подвиге, о великом героизме советского человека. И не потому слушали меня, что я не­много умею говорить, а потому, что аудитория уже была подготовлена, во­одушевлена хорошим, содержательным эстрадным  концертом.

И прямо скажу: меня удивило, по­чему нигде не встречал я афиш этого концерта. Полагаю, что ни один разум­ный директор Дворца культуры или клуба не должен упускать возможность познакомить с такой программой моло­дежь. Концерт «Спроси у памяти» надо, по-моему, широко рекламировать в шко­лах, на заводах, в институтах. Он очень нужен. Он безусловно сыграет свою роль в военно-патриотическом воспитании нашей молодежи.

 Г. ХОЛОСТЯКОВ, вице-адмирал, Герой Советского Союза

 Фрагмент из программы «Спроси у памяти». Слева направо:  Г. ЛАВРУСЮК, Н. ЗАЙЦЕВ, И. ГРОМСКИЙ, В. ЖИГУНОВ, Н. ЛОПУХОВ

Фрагмент из программы «Спроси у памяти». Слева направо:  Г. ЛАВРУСЮК, Н. ЗАЙЦЕВ, И. ГРОМСКИЙ, В. ЖИГУНОВ, Н. ЛОПУХОВ


Журнал Советский цирк. Май 1966 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100