Памяти Александра Вадимова
Есть люди, всю жизнь хранящие верность нравственным принципам эпохи, которая их воспитала. Таким был Александр Алексеевич Вадимов (Али-Бад), умерший 7 марта 1967 года.
Он встретил Октябрьскую революцию двадцатидвухлетним актером драматического театра. Годы гражданской войны увлекли его в самую гущу исторических событий.
Вскоре Вадимов расстается с Саратовским театром, организует передвижную театральную группу и разъезжает с ней по фронтам гражданской войны. Здесь он познакомился и вскоре подружился с легендарным В. И. Чапаевым, убедившим молодого артиста перейти работать в его штаб. Однажды по поручению Чапаева пришлось поехать в Москву — как раз в те дни, когда белые штурмом взяли Лбищенск, где Чапаев погиб вместе со всем своим штабом. Так поручение Чапаева случайно спасло артисту жизнь.
Увлекшись иллюзионным искусством, Вадимов настойчиво добивался совершенной техники манипулирования, сам конструировал и мастерил иллюзионную аппаратуру. Для завершения подготовки он был послан в знаменитую тогда «магическую академию» Конради-Хорстера в Берлине. Просмотрев работу новичка, Конради-Хорстер сказал: «Мне почти нечему учить вас». И через четыре месяца выдал диплом «академии», удостоверявший, что артисту А. А. Вадимову присвоено звание «профессора магии». Конечно, вся эта «магическая» мишура сегодня невольно вызывает улыбку, но высочайший профессионализм Конради-Хорстера, первоклассного артиста, режиссера и конструктора, служил гарантией того, что обладатель выданного им диплома — законченный мастер иллюзионного искусства.
Шел 1927 год. Тогдашняя мода требовала, чтобы иллюзионист выступал под каким-нибудь восточным псевдонимом. Вадимову претило обманывать публику, выдавая себя за иностранца, и он нашел остроумный выход. Он взял себе псевдоним «Алли-Вад», и перед началом его выступления конферансье объявлял, что «только что прибывший из Индии артист не говорит ни слова по-русски». Выходя на сцену в чалме и в халате, Вадимов подтверждал это... на чистейшем русском языке. И, смеясь, снимал чалму. Рекламный титул «таинственный индус» обращал в шутку.
В то время считалось, что чем больше реквизита на сцене, тем выше авторитет иллюзиониста. А Вадимов, поняв, что такая «выставка» рассеивает и утомляет внимание зрителей, первым в нашей стране решился выступить на совершенно пустой сцене — и победил. Признанный мастер иллюзионного искусства, Вадимов выступал на лучших сценах, таких, как московский «Эрмитаж» и Мюзик-холл. По приглашению Главцирка он отважился перенести все свои иллюзионные трюки на манеж. Это требовало большой технической изобретательности, тем более, что Алли-Вад выступал на обычном манежном ковре.
Развивая и совершенствуя достижения предшественников, Вадимов изобрел и сконструировал немало крупных иллюзионов. Особым успехом пользовался «Саркофаг» — ящик, куда укладывали ассистентку; его накрывали крышкой, и лишь кончик платья торчал наружу. Когда ящик поднимали вверх, Алли-Вад замечал торчащий край ппатья и приказывал спустить «саркофаг». Но он оказывался пустым, а ассистентка выходила из публики. Одним из первых Вадимов стал исполнять сюжетные сценки, используя свои трюки для злободневных политических шуток. Он явился, таким образом, одним из создателей нового художественного направления в иллюзионном искусстве.
Двадцатишестилетняя успешная работа А. А. Вадимова на сцене и арене, его достижения в области иллюзионного искусства были отмечены правительственной наградой. В 1955 году, в возрасте шестидесяти лет, он оставил артистическую деятельность и посвятил себя передаче молодым артистам и участникам художественной самодеятельности большого творческого опыта. В 1959 году вышла его книга «Искусство фокуса» — учебник для манипуляторов, и «Фокусы на клубной сцене» — книга для любителей, переведенная затем в Польше и Чехословакии. В 1962 году изданы его «Фокусы для всех», а четыре года спустя — написанная нами вместе первая на русском языке история иллюзионного искусства «От магов древности до иллюзионистов наших дней». Многочисленны его журнальные публикации.
Подобно тому, как в свое время артистические новшества Вадимова, ломавшие рутину, встречались порой с неприязнью иллюзионистов-ремесленников, так и его книги, в которых раскрывались «секреты» традиционных фокусов, вызывали зачастую недовольство тех, кто хотел бы всю жизнь ограничиваться этими старинными трюками, ничего не изобретая. Между тем значение книг Вадимова очень велико. Недаром в Германской Демократической Республике вышла в 1963 году отдельным изданием монография Г. Пауфлера «Вадимов и его книги». «Секреты» фокусов не раз публиковались прежде. Но с годами эти книги стали библиографической редкостью и, конечно, художественной самодеятельности они недоступны. А ведь умелый подбор фокусов и хорошее описание их — отличная школа для любителей. Для профессионалов же, которым давно пора обновить свой репертуар, — материал для новых комбинаций и технических приемов.
У старого мастера было множество учеников всех возрастов, от пионеров до пенсионеров. И не только в Москве, но по всей стране и даже за рубежом. Одни давно стали профессиональными артистами. Другие не думают расставаться со своими основными профессиями. Но школьным учителям демонстрация фокусов на уроках помогает лучше преподавать физику и химию. Инженеров и рабочих конструирование иллюзионной аппаратуры наталкивает на многие полезные изобретения... Велика популярность Вадимова за рубежом. Ему посвящено немало статей в газетах и журналах многих стран. Он избран почетным членом «магического круга» ГДР. Он переписывался с иллюзионистами чуть ли не всего мира. На прошлогоднем фестивале в Карловых Варах он делился опытом с участниками семинара самодеятельных фокусников. Нынче в Чехословакии состоится выставка, посвященная Вадимову. Газеты пишут о нем: «старейший русский иллюзионист», «всемирно известный», даже «легендарный».
Имя Александра Алексеевича Вадимова принадлежит истории того искусства, которому он посвятил всю жизнь, Смерть его — тяжелая утрата для всего международного содружества иллюзионистов. Для тех же, кто знал его, это еще и утрата очень честного, чистой души человека, который в меру своих сил и в масштабе избранного им скромного дела всю жизнь бескомпромиссно служил людям.
Прощай, Алли-Вад!
М. ТРИВАС
Журнал Советский цирк. Май 1967 г.
оставить комментарий