В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Памяти Александра Вадимова

Александр Алексеевич Вадимов (Али-Бад)Есть люди, всю жизнь хранящие верность нравственным принципам эпохи, которая их воспитала. Таким был Александр Алексеевич Вадимов (Али-Бад), умерший 7 марта 1967 года.

Он встретил Октябрьскую революцию двадцатидвухлетним актером драматического театра. Годы гражданской войны увлекли его в самую гущу исторических событий.

Вскоре Вадимов расстается с Саратов­ским театром, организует передвижную театральную группу и разъезжает с ней по фронтам гражданской войны. Здесь он познакомился и вскоре подружился с ле­гендарным В. И. Чапаевым, убедившим молодого артиста перейти работать в его штаб. Однажды по поручению Чапаева пришлось поехать в Москву — как раз в те дни, когда белые штурмом взяли Лбищенск, где Чапаев погиб вместе со всем своим штабом. Так поручение Чапаева случайно спасло артисту жизнь.

Увлекшись иллюзионным искусством, Вадимов настойчиво добивался совершен­ной техники манипулирования, сам конст­руировал и мастерил иллюзионную аппа­ратуру. Для завершения подготовки он был послан в знаменитую тогда «магическую академию» Конради-Хорстера в Берлине. Просмотрев работу новичка, Конради-Хорстер сказал: «Мне почти нечему учить вас». И через четыре месяца выдал диплом «академии», удостоверявший, что артисту А. А. Вадимову присвоено звание «про­фессора магии». Конечно, вся эта «магиче­ская» мишура сегодня невольно вызывает улыбку, но высочайший профессионализм Конради-Хорстера, первоклассного арти­ста, режиссера и конструктора, служил га­рантией того, что обладатель выданного им диплома — законченный мастер иллюзион­ного искусства.

Шел 1927 год. Тогдашняя мода требо­вала, чтобы иллюзионист выступал под каким-нибудь восточным псевдонимом. Вадимову претило обманывать публику, выдавая себя за иностранца, и он нашел остроумный выход. Он взял себе псевдо­ним «Алли-Вад», и перед началом его вы­ступления конферансье объявлял, что «только что прибывший из Индии артист не говорит ни слова по-русски». Выходя на сцену в чалме и в халате, Вадимов под­тверждал это... на чистейшем русском язы­ке. И, смеясь, снимал чалму. Рекламный титул «таинственный индус» обращал в шутку.

В то время считалось, что чем больше реквизита на сцене, тем выше авторитет иллюзиониста. А Вадимов, поняв, что такая «выставка» рассеивает и утомляет внимание зрителей, первым в нашей стране решился выступить на совершенно пустой сцене — и победил. Признанный мастер иллюзионного ис­кусства, Вадимов выступал на лучших сце­нах, таких, как московский «Эрмитаж» и Мюзик-холл. По приглашению Главцирка он отважился перенести все свои иллю­зионные трюки на манеж. Это требовало большой технической изобретательности, тем более, что Алли-Вад выступал на обычном манежном ковре.

Развивая и совершенствуя достижения предшественников, Вадимов изобрел и сконструировал немало крупных иллюзио­нов. Особым успехом пользовался «Сарко­фаг» — ящик, куда укладывали ассистент­ку; его накрывали крышкой, и лишь кон­чик платья торчал наружу. Когда ящик поднимали вверх, Алли-Вад замечал тор­чащий край ппатья и приказывал спустить «саркофаг». Но он оказывался пустым, а ассистентка выходила из публики. Одним из первых Вадимов стал испол­нять сюжетные сценки, используя свои трюки для злободневных политических шу­ток. Он явился, таким образом, одним из создателей нового художественного на­правления в иллюзионном искусстве.

Двадцатишестилетняя успешная работа А. А. Вадимова на сцене и арене, его до­стижения в области иллюзионного искусст­ва были отмечены правительственной на­градой. В 1955 году, в возрасте шестидеся­ти лет, он оставил артистическую деятель­ность и посвятил себя передаче молодым артистам и участникам художественной са­модеятельности большого творческого опыта. В 1959 году вышла его книга «Искусство фокуса» — учебник для манипуляторов, и «Фокусы на клубной сцене» — книга для любителей, переведенная затем в Польше и Чехословакии. В 1962 году изданы его «Фокусы для всех», а четыре года спу­стя — написанная нами вместе первая на русском языке история иллюзионного ис­кусства «От магов древности до иллюзио­нистов наших дней». Многочисленны его журнальные публикации.

Подобно тому, как в свое время арти­стические новшества Вадимова, ломавшие рутину, встречались порой с неприязнью иллюзионистов-ремесленников, так и его книги, в которых раскрывались «секреты» традиционных фокусов, вызывали зачастую недовольство тех, кто хотел бы всю жизнь ограничиваться этими старинными трюка­ми, ничего не изобретая. Между тем зна­чение книг Вадимова очень велико. Неда­ром в Германской Демократической Рес­публике вышла в 1963 году отдельным из­данием монография Г. Пауфлера «Вадимов и его книги». «Секреты» фокусов не раз публикова­лись прежде. Но с годами эти книги стали библиографической редкостью и, конечно, художественной самодеятельности они не­доступны. А ведь умелый подбор фокусов и хорошее описание их — отличная школа для любителей. Для профессионалов же, которым давно пора обновить свой репер­туар, — материал для новых комбинаций и технических приемов.

У старого мастера было множество уче­ников всех возрастов, от пионеров до пен­сионеров. И не только в Москве, но по всей стране и даже за рубежом. Одни дав­но стали профессиональными артистами. Другие не думают расставаться со своими основными профессиями. Но школьным учителям демонстрация фокусов на уро­ках помогает лучше преподавать физику и химию. Инженеров и рабочих конструиро­вание иллюзионной аппаратуры наталки­вает на многие полезные изобретения... Велика популярность Вадимова за рубе­жом. Ему посвящено немало статей в га­зетах и журналах многих стран. Он избран почетным членом «магического круга» ГДР. Он переписывался с иллюзионистами чуть ли не всего мира. На прошлогоднем фести­вале в Карловых Варах он делился опытом с участниками семинара самодеятельных фокусников. Нынче в Чехословакии со­стоится выставка, посвященная Вадимову. Газеты пишут о нем: «старейший русский иллюзионист», «всемирно известный», даже «легендарный».

Имя Александра Алексеевича Вадимо­ва принадлежит истории того искусства, которому он посвятил всю жизнь, Смерть его — тяжелая утрата для всего междуна­родного содружества иллюзионистов. Для тех же, кто знал его, это еще и утрата очень честного, чистой души человека, ко­торый в меру своих сил и в масштабе из­бранного им скромного дела всю жизнь бескомпромиссно служил людям.

Прощай, Алли-Вад!
 

М. ТРИВАС

Журнал Советский цирк. Май 1967 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100